Наталия Олешковская
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «Стоит в поле теремок…»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 Приморского района г. Санкт-Петербурга
для детей средней группы
«Стоит в поле теремок…»
Составила: воспитатель первой
квалификационной категории Олешковская Н. Н.
2019 г.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы „Стоит в поле теремок…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Цель: развивать умение лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности посредством диалогического общения.
Задачи:
Образовательные: Повышать уровень познавательной активности и интеллекта
детей, интерес, внимание к окружающим предметам.
Развивающие :
1. Познакомить детей с загадками - рифмами.
2. Продолжать развивать умение детей составлять загадки-описания и загадки-сравнения.
3. Словарная работа: активизировать в речи детей существительные : названия предметов посуды, детенышей животных, уточнить значение обобщающего слова «посуда».
4. Грамматика: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.
5. Развивать выразительность речи, силу голоса, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку.
Воспитательные: совершенствовать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помогать ближнему.
Методы: Игровой, практический, наглядный, словесный, слуховой.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, загадывание и отгадывание загадок.
Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, пересказ сказки, отгадывание и загадывание загадок.
Здоровьесберегающие технологии: Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Материал: шапочки-маски героев сказки «Теремок» по количеству детей, карточки с изображением героев сказки на одной стороне и схемы описания – на другой, обстановка внутри дома (стол, стулья, сундук, кровать, шкаф с посудой (буфет) и т. п., корзина с фруктами и овощами (яблоко, груша, огурец, помидор, редис, игрушечная лягушка.
Ход занятия.
***Воспитатель собирает детей вокруг себя
Воспитатель показывает детям игрушечную лягушку: Посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Дети: Лягушка, лягушка-квакушка…
Воспитатель: Лягушка прискакала к нам из сказки. Как вы думаете, из какой?
Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Разные колёса», «Кораблик» …
Воспитатель: Эта сказка про небольшой домик, в котором хотело поместиться множество разных животных.
Дети: Это - «Теремок».
Воспитатель: Правильно, наша гостья прискакала к нам из сказки «Теремок». Вспомним героев из этой сказки.
Дети: лягушка, мышка…
Воспитатель: посмотрите, лягушка принесла нам загадки…
Д/И «Доскажи словечко»
Цель: развивать чувство ритмы и рифмы, познакомить детей с загадками-рифмами.
Ход:
***Взрослый рассказывает загадку,а дети - договаривают в рифму последнее слово - отгадку. Отгадку-картинку воспитатель выставляет на наборное полотно.
Воспитатель: К кому прыгнет лягушка в руки, тот и договаривает отгадку загадки.
Хитренько взглянула На лугу по кочкам
Хвостиком махнула Прыгают листочки
И исчезла - чудеса Выпуклые глазки
Где ты, рыжая (лиса) И кривые лапки
Только где же ушки
Кто это? (лягушка)
Ой, зайчишкам не до смеха Ку-ка-ре-ку! - кричит он звонко
От его клыков и меха Хлопает крыльями громко-громко
В зайцах с детства знает толк Курочек верный пастух
Злой, зубастый, серый … (волк) Как зовут его… (петух)
Кто большой и косолапый Ночью ходит, днем он спит.
Мёд достал из улья лапой? Если сердится – ворчит.
Скушал сладость - и реветь Он живет в лесу дремучем,
Как зовут его? … (медведь) Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто ж?
Ну, конечно, это …. (еж)
Кто по пальмам ловко скачет?
Кто кокосы в листьях прячет?
Кто нам кинул 2 банана?
Догадались? (обезьяны).
***Воспитатель предлагает всем пройти на стулья
Воспитатель: Ребята, мы отгадывали загадки о животных. Все эти герои из сказки «Теремок»?
Дети: Нет, обезьяны не из этой сказки.
Воспитатель: Да, эти животные совсем из другой сказки.
А загадки вам понравились. Загадки были похожи на стихи.
Воспитатель: Вы хотите поиграть в сказку «Теремок»?
***Дети соглашаются.
Воспитатель: Вспомните, что делали герои сказки?
Дети: Они хотели попасть в теремок, стучались в дверь.
Воспитатель: Кого из зверей не впустили в теремок?
Дети: В теремок не впустили медведя.
Воспитатель: Вспомните, что говорили герои сказки, когда стучались в дверь теремка?
Дети: Кто, кто в теремочке живет?
Воспитатель: Как будет проситься лягушка в теремок. Послушайте меня (образец взрослого). Настя, покажи, как будет прыгать лягушка, как она будет проситься в домик?
Воспитатель: А как прибежит к домику мышка? (предлагает двум детям показать) Как они будут проситься в теремок тонким голосом?
Воспитатель: А медведь большой как подойдет к теремку (двум детям предлагает показать) Как он будет говорить грубым голосом?
***Вызванные дети выполняют задание.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по одной картинке с героем, которым вы будете. Составьте загадку, только не забудьте, что животное называть не надо. Мы должны сами догадаться, о ком вы рассказываете.
***Дети берут со стола картинки с изображением героев сказки «Теремок», составляют описательные загадки по схеме.
***Воспитатель после загадки ребенка забирает картинку и надевает шапочку.
Воспитатель: Приготовьте свои ушки, будем вместе сказку слушать. Слушать и рассказывать. Зрителям показывать.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Мимо мышка бежала….
Воспитатель: … В теремочек постучала.
Ребенок-мышка выполняет движения (бежит, подбегает к теремку)
Ребенок- мышка стучит в дверь: Кто, кто в теремочке живет? …
***Дети под руководством воспитателя развертывают театральный этюд
Воспитатель: Вот попали в теремок мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок – серый бочок. Стало им весело. И вдруг… В это время мимо теремочка шел медведь. Увидел домик, да как начал реветь.
Ребенок-медведь: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Д/И «Кто где спрятался?» (2-3 раза)
Цель: закреплять использование детьми пространственных предлогов и наречий, упражнять в согласовании слов в предложениях.
Ход:
Воспитатель: Испугались звери и спрятались
***Дети прячутся в пределах обстановки теремка.
Воспитатель: Куда спряталась мышка-норушка? (где сидит зайчик? возле чего сидит лягушка-квакушка? и т. д.).
***Дети отвечают, используя предлоги. Воспитатель поправляет их в случае неправильного употребления предлогов и ошибок в составлении предложений (дает правильный образец).
Воспитатель: Подойди, мишка, посмотри, куда спрятался заяц, лягушка…
Воспитатель: Видит мишка, что звери его боятся. Загрустил. Одиноко ему одному: Не хотят его хозяева впустить,
Не хотят его обедом угостить.
Воспитатель: Жалко Мишеньку?
Дети: Жалко. Давайте впустим….
Воспитатель: Да, нужно впустить медведя. Пригласите его ласково в теремок.
Дети: Заходи к нам, Мишенька в теремок. Добро пожаловать, Мишутка. Милости просим в гости к нам!
Воспитатель: Но медведь не хочет заходить в теремок. Попробуем задобрить его словами. Расскажем, какой он. Если понравится Мишке ласковое слово, он сделает шаг к дому… И на каждое красивое слово он будет делать шаг. Будем называть слова до тех пор, пока медведь не попадет в теремок.
Д/И «Назови словечко»
Цель: активизировать в речи детей прилагательные.
Ход:
Воспитатель: Какой у нас Мишка?
Дети: Добрый…
Воспитатель: Понравилось Мишка, как тебя назвали? Тогда подойди на шаг к дому…
***Дети по очереди называют слова о медведе (пушистый, косолапый, большой, лохматый, добрый, ласковый, сильный, заботливый, а ребенок-медведь на каждое слово делает шаг.
Воспитатель: Ну, раз в доме нашем гость, надо садиться за стол.
Воспитатель: А ты что это принес в корзинке?
Ребенок-мишка: гостинцы - овощи и фрукты…
Воспитатель: (достает из корзинки огурец). Что это?
Дети: Это огурец.
Воспитатель: Расскажите, какой он.
Дети: Он зеленый, длинный, хрустящий…
Воспитатель: Зеленый, как…
Ребенок: Как крокодил, лягушка, кузнечик…
Воспитатель: Он длинный, как…
Дети: Как веревка, карандаш, палка…
Воспитатель: Он хрустящий, как…
Дети: Как капуста, сухарики, снег под ногами…
Воспитатель: Послушайте, получилась интересная загадка : Он растет на огороде. Хрустящий, как сухарик. Длинный, как карандаш. Зеленый, как лягушка.
Воспитатель: Давайте вместе придумаем загадку про… (достает яблоко). Какое оно?
Дети называют признаки (качества) : круглое, красное, сладкое, сочное, растет на дереве. Воспитатель просит, сказать, что бывает таким же.
Воспитатель: Составим загадку про яблоко. Оно растет на дереве. Круглое, как мячик, сочное, как арбуз, красное, как солнышко.
Воспитатель: А теперь будем стол мы накрывать, да медведя угощать. Что поставим на стол? Какая посуда нам понадобиться для чаепития?
Дети: Чашки.
Воспитатель: Зайчик, принеси, пожалуйста, чашку.
Воспитатель: Чтобы чай был вкусный, надо бы сахару принести. Во что насыпают сахар?
Ребенок: В сахарницу. Я принесу сахарницу.
Воспитатель: А масло в чем хранится?
Ребенок: В масленке. Я принесу масленку.
Воспитатель: А конфеты куда мы положим?
Ребенок: В конфетницу…
Воспитатель: Мишка, наверно, любит чай с молоком. Во что мы его нальем?
Ребенок: в молочницу.
***Воспитатель уточняет назначение предметов посуды.
Воспитатель: Мы поставили на стол и чашки, и блюдца, молочник, чайник. Как это можно назвать одним словом?
Дети: Посуда.
Занятие заканчивается сюжетно-ролевой игрой «Чаепитие».