Бабкова Ольга Сергеевна
Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы с ОНР «Осеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осеннее путешествие»
Цель: формирование интереса к родной природе
Задачи:
-прививать любовь к родной природе
- формировать навыки наблюдения за объектами живой и неживой природы
-обучать составлению рассказа с опорой на схему
-социально адаптировать детей с ОВЗ в детском коллективе
Материалы и оборудование:
-нарисованный маршрут для осенней экскурсии
-фотографии с экскурсии
-дидактические стенды «Дерево», «Насекомые»
-осенние листья с различных деревьев, рисунки фруктов и овощей
Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы с ОНР „Осеннее путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-клей, фломастеры
Подготовительная работа:
-наблюдение за осенними изменениями во время прогулки
-фотографирование объектов живой и неживой природы
-изготовление заготовки плана маршрута осенней экскурсии
Ход занятия:
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не будет занятия. Я предлагаю вам на минутку стать взрослыми. А ведь взрослые все знают, обо всем могут рассказать.
Мы с вами сегодня придумаем, как рассказать об осенних изменениях в природе вашим младшим друзьям. Как взрослые, вы подготовите для них сказочную экскурсию в Осень, составите маршрут этой экскурсии.
-А что такое экскурсия?
-Что такое маршрут? (дети отвечают)
2. Посмотрите, у меня есть сказочный план нашей экскурсии. Но здесь чего-то не хватает. Видите - цифра 1. Здесь написано: «Тучкин домик». Это первая остановка нашего маршрута. Какое фото подойдет сюда? (дети выбирают и наклеивают фотографию на план).
Давайте вспомним, какое небо было летом.
-А сейчас?
-Что стало с солнцем?
-Почему оно стало хуже греть?
-Почему меньше светит?
-Какое солнце будет зимой?
-Что было бы, если б солнце светило всегда?
Игра «Солнечные зайчики»
(Педагог с помощью зеркальца пускает солнечные зайчики, дети пытаются поймать их).
Солнечные зайчики
Скачут по стене.
Поманю их пальчиком-
Пусть бегут ко мне!
Солнце осенью светит меньше, часто идут дожди.
Какой бывает дождик?
-На что похож дождь?
-Какой дождь бывает осенью, а какой-летом?
Конечно, дождь бывает разный. Летом идут веселые грибные дожди. Они теплые и короткие. Осенью дождь моросящий, затяжной, холодный. А зимой дождь превратится в снег.
Ну а теперь давайте двинемся дальше. Найдите на плане цифру 2.
Это остановка называется «Мурашкино».
Кто такие – мурашки? Тат в старину люди ласково называли муравьев. Выберете фотографию для нашей остановки. Что вы заметили, когда фотографировали насекомых в августе?
-Кого видели?
-Что изменилось осенью?
-Куда делись насекомые?
-Почему спрятались насекомые?
Игра «Кто где спрятался»
Использование дидактического стенда «Насекомые» : стрекоза на дереве, муравей под листом, жук на цветке…
Наша 3 остановка называется «Птичья» Давайте выберем фото. Я приглашаю вас в птичью столовую. (Используется стенд «Дерево») здесь собрались разные птицы. Ласточка, кукушка, грач, скворец собираются улетать на юг.
-Зачем вы летите?- спрашивает воробей
-Насекомые попрятались, скоро нечего будет есть.
-И мы полетим на юг,- говорят утка и гусь. Ведь наше озеро скоро покроется льдом.
-А я никуда не плечу. Я зимой буду клевать ягода рябины, искать хлебные крошки. Дети мне приготовят кормушки с зерном.
Вместе с воробьями остаются зимовать голуби, сороки, вороны, синицы, дятлы.
Ну что ж, вот такой разговор мы услышали у птиц.
-Какие птицы улетают на юг?
-Почему?
-Кто останется?
-Как они будут зимовать?
Ну а нам пора дальше составлять маршрут. Наша следующая станция называется «Лиственная». Мы много разных фото делали в сентябре. Какое из них подойдет? (Подбираем фото, прикрепляем к плану).
Сегодня я принесла много осенних листьев. Давайте их рассмотрим.
-Почему листья желтеют?
-Почему облетают?
-Что будет, если листья не опадут на зиму?
-С чем можно сравнить осенние листья?
-Как называется явление, когда листья опадают?
Посмотрит на осенние листочки. Этот упал с дуба, он - дубовый.
С клена упал-….
С рябины-….
С березы-….
-С липы-….
А какие деревья не меняются с приходом осени? Их называют хвойные, потому что вместо листьев у них иголки - хвоя. Какую загадку про хвойные деревья вы знаете?
Наша следующая остановка самая вкусная - «Урожайная»
Осенью люди собирают с грядок морковь, лук, картофель, капусту. Как назвать их одним словом?
А в саду на деревьях яблоки, груши, сливы, абрикосы. Это….
Игра «Овощи-фрукты» педагог называет фрукт или овощ. Дети поднимают вверх руки, если назван фрукт, опускают руки вниз -если названы овощи.
-Ну что ж, урожай собрали, надо его сохранить.
Игра «Повара»
Педагог показывает рисунки фруктов или овощей.
-Сок из яблока называется яблочный
-Варенье из груш-….
-Пюре из картофеля-….
-Салат из огурцов-….
-Сок из моркови-….
-Компот из сливы-…
Молодцы, ребята!
Наша экскурсия скоро закончится. Осталась последняя станция. Она называется «Осенняя». (Подбираем и наклеиваем фото). На этой остановке мы подводим итоги Осеннего путешествия. Что же мы узнали сегодня про осень? (с помощью плана дети рассказывают об осенних изменениях в природе).
3. Ребята, вы теперь узнали, что такое маршрут? Вы сами разработали его. Завтра с помощью этого маршрута вы сами, как взрослые сможете рассказать своим младшим друзьям об осени, поможете им узнать много нового и интересного. А наше занятие закончено. До новых встреч!
(На следующее занятии были приглашены воспитанники средней группы. Ребята самостоятельно, используя план-маршрут, рассказали им об осенних изменениях в природе.)