Аликова Самиха Хасановна
Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие за волшебным словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие за волшебным словом
Цель: Учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми людьми, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать представления детей о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы „Путешествие за волшебным словом“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Развивающие: Развивать словарный запас, связную, интонационно выразительную речь.
Воспитательные: Доброжелательность, умение правильно использовать в речи вежливые слова, правильно реагировать на них.
Предварительная работа: Чтение книги Шорыгиной Т. А. «Вежливые сказки», чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей, чтение пословиц и поговорок.
Материал: игрушка кукла Маша, экран с изображением картинок, атрибуты для сценок, мяч для игры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться в страну вежливости.
Послушайте стихотворение:
Поклонившись друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы:
- Здравствуйте!
Что особенно тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
Ребята, вы хотите, чтобы ваша жизнь стала радостной, счастливой?
Тогда я предлагаю путешествие в страну вежливости. Эта страна находится рядом с нами. Вспомните, какие добрые слова вы сказали сегодня утром? Какие слова сказали люди вам?
Дети: Доброе утро, здравствуйте, спасибо, добрый день и другие.
Воспитатель: Замечательно, что с таких хороших слов начался наш день.
(в это время раздается плач).
Ребята, кто это плачет? (появилась кукла Маша). Девочка что случилось? Почему ты плачешь?
Маша: Ребята, помогите мне найти братца?
Воспитатель: Девочка, а ты к кому обращалась?
Маша: К яблоне, печке, речке.
Воспитатель: ребята, из какой она сказки?
(ответы детей).
Да ты Маша из сказки «Гуси-лебеди». А как ты обращалась к яблоньке? Какие слова использовала?
Маша: Какие слова? Яблоня скажи куда гуси-лебеди полетели?
Воспитатель: Да, Маша, все ясно. Ты просто не знаешь вежливых слов, с помощью которых можно обратиться за помощью.
Маша: А разве есть такие?
Воспитатель: Есть! Даже есть целая страна, которая называется страной Вежливости. Чтобы попасть в страну вежливых слов, нужно выполнить задания.
Первое задание: «Приветствия».
Давайте поиграем в игру. Назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся.
Вот Маша у нас появилась и стала плакать. Что она забыла сказать?
(ответы детей).
А если бы Маша пришла к нам вечером, как она бы поздоровалась с нами: Добрый вечер?
А какую ещё ошибку сделала Маша?
(она должна была спросить разрешения пройти в группу).
Чтобы Маша запомнила вежливые слова, давайте поиграем в игру «Закончи предложение».
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).
Когда бранят нас за шалости, говорим … (простите, пожалуйста).
Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему … (привет).
А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, … (здравствуй).
Физминутка «Вежливый ручеек».
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас давайте покажем Маше, как вы говорите друг другу комплименты.
Маша: Что ещё за комплименты?
Дети: Маша, комплимент – это когда тебе говорят приятные, добрые слова.
Игра «Комплименты»
(Дети по желанию говорят друг другу комплименты).
Ребята, а Маше какой комплимент вы можете сделать?
(ответы детей).
А родителям какие комплименты вы говорите?
Воспитатель:
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих.
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один …
Игра «Оцени поступок»
На экране картинки с изображением хороших и плохих поступков.
Если хороший поступок – хлопаем в ладоши.
Если плохой – топаем ногами.
Воспитатель: А сейчас мы в небольших сценках покажем, как мы умеем пользоваться вежливыми словами.
1. Мальчик и мама. Ребенок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась.
2. Девочка и прохожий. Девочка хочет узнать у прохожего человека время.
3. Мальчик едет в автобусе. На остановке в автобус входит старенькая бабушка.
Молодцы, ребята. Посмотрите на Машу, она улыбается. Она теперь быстрее с помощью вежливых слов найдёт своего братца.
Давайте ещё раз напомним ей эти слова.
Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».
Я буду вам бросать мяч, а вы ловить и говорить вежливые слова.
Маша прощается с ребятами. Благодарит их с помощью волшебного слова, которое прячется в загадке:
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
(спасибо).
Ну, а нам пора возвращаться в группу.