Лариса Тенибаева
Конспект НОД по разделу ФЭМП на тему «Решение арифметических задач. Вес предметов» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное учреждение центр развития ребенка –
детский сад № 28 г. Сочи
Конспект совместной образовательной деятельности
воспитателя и детей в подготовительной группе.
Образовательная область познавательное развитие
раздел ФЭМП
на тему : «Решение арифметических задач. Вес предметов»
Подготовила :
Воспитатель МДОУ центра
развития ребенка – детский сад № 28
Тенибаева Лариса Александровна
г. Сочи
2019 г.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по разделу ФЭМП на тему „Решение арифметических задач, Вес предметов“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Вес, взвешивание, легкий - тяжелый
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: способствовать созданию условий для формирования математических представлений у дошкольников.
Задачи :
• Образовательные:
1. Продолжить учить детей решать математические задачи на «сложение» и «вычитание».
2. Расширить представления детей о весе предметов.
• Развивающие:
1. Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по инструкции.
2. Развивать у детей приемы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, решение проблемы); умение видоизменять геометрические фигуры.
• Воспитывающие:
1. Воспитывать усидчивость, умение слушать, работать в паре.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная деятельности.
Формы работы: решение математических задач, динамическая пауза, решение проблемных ситуаций.
Планируемый результат.
-понимают независимость массы (веса) тела от его формы;
- умеют решать задачи на «сложение» и «вычитание»;
-ориентируются на листе бумаги в клетку.
Дидактический материал.
Демонстрационный материал: занимательные весы, 2 шахматные фигурки из пластилина одинаковой массы; презентация.
Раздаточный материал : тетради в клетку на каждого ребенка, простые карандаши; наборы счетного материала (1 на пару); листы с моделями для решения задач (1 на пару); билеты «клуба» на каждого ребенка.
Предварительная работа :
1. Подготовить раздаточный и демонстрационный материал.
2. Экскурсия на кухню. Взвешивание детей в медицинском кабинете.
3. Игры с детьми в сюжетно-ролевую игру «Магазин».
4. Решение задач с проверкой с помощью занимательных весов.
Методические приемы:
1. Словесные методы.
2. Игровые методы.
3. Наглядные
4. Поощрение.
Структура НОД:
1. Организационный момент- 1мин.
2. Сюрпризный момент – 2 мин.
3. Решение задач – 5 мин.
4. Динамическая пауза – 2 мин.
5. Дидактическая игра «Сложи квадраты» -3 мин
6. Упражнение «Взвешивание предметов. Решение проблемы. – 7 мин.
7. Упражнение «Изменяем форму предмета»-3 мин
8. Графический диктант – 4 мин.
9. Итог НОД – 3 мин.
Содержание:
I. Организационный момент. Приветствие.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте, их тихонько поприветствуем.
II. Сюрпризный момент.
- Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела в дверях нашей группы вот этот конверт. Посмотрите, на нем изображена «шахматная королева» (слайд 1). Это письмо от «Шахматной королевы», адресованное вам. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. А в конверте обращение. Послушайте это обращение королевы.
Воспитатель читает письмо. Нацеливает детей на активную работу на занятии,чтобы получить билет в «шахматный клуб».
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, вы стали играть в шахматы. Чтобы принять вас в мой знаменитый шахматный клуб, я должна убедиться, что вы умеете логически мыслить и ходить по клеточкам. Вам предстоит сегодня узнать много нового и интересного. Давайте, настроимся на работу.
-И вот первое испытание от шахматной королевы. Нам надо найти конверт с заданиями. И для этого шахматная королева предлагает сделать ход конем (слайд 2).
-Кто знает, как ходит конь? (возможный вариант ответа – буквой «Г»).
Воспитатель приглашает воспитанника и предлагает ему пройти буквой «Г», сделав 2 шага вперед и 2 шага вправо. Ребенок находит конверт с заданиями.
III часть. Упражнение «Реши задачу с помощью шахматных фигур»
- Как вы думаете, а математические задачи можно решать с помощью шахматных фигур? (ответы детей).
-А хотите попробовать?
Воспитатель. Игра в шахматы –это парная игра, и сегодня на занятии мы будем работать парами.
Задача. На поле выпустили всех шахматных животных. К ним приставили охрану в количестве двух пешек. Надо узнать, сколько фигур стало на поле?
Дети вместе с воспитателем разбирают структуру задачи, выкладывают ее модель, с помощью шахматных фигур согласно условию задачи. Затем воспитатель уточняет у детей:
- Что надо сделать, чтобы записать решение задачи?
- Какие математические знаки надо поставить между цифрами?
Дети отвечают на вопросы и цифрами на столе обозначают числовые данные, ставят знаки, решают задачу.
Воспитатель:
-А как проверить правильно ли мы решили задачу? Ответы детей.
-Я предлагаю вам проверить решение задачи при помощи занимательных весов.
Аналогичная работа осуществляется при решении задачи на «вычитание».
Задача.
На прогулку отправились король, ферзь и 6 пешек охраны и 2 коня. Сколько фигур всего на поле? Ответы детей.
Прогулка была пешей, и коней отправили домой. Сколько фигур осталось на поле?
Дети выкладывают на доске сначала модель задачи, потом цифры, обозначающие числовые данные по условию задачи и знаки. Решают задачу на «вычитание».
IV. «Динамическая пауза с шахматным королем» (презентация слайд3).
V. Дидактическая игра «Сложи квадраты».
Воспитатель предлагает детям сложить 3 квадрата из геометрических фигур счетного материала, с условием, чтобы квадраты каждой пары, были разного цвета. После выполнения упражнения, дети рассказывают, из каких геометрических фигур они сложили квадрат. Например: «Мы сложили квадрат из прямоугольника и двух квадратов». Далее воспитатель показывает образцы сложения квадратов из геометрических фигур, дети проверяют правильность выполненной работы по образцам.
VI. Упражнение. Взвешивание предметов. Решение проблемы.
1. Сюрпризный момент. На подносе, закрытом салфеткой, лежат одинаковые по размеру и цвету две пластилиновые шахматные фигурки.
2. Создание проблемной ситуации. Воспитатель показывает детям фигурки из пластилина и спрашивает:
- Как вы думаете, они одинаковые по весу? Ответы детей.
3. Решение проблемы.
Воспитатель обращается к детям:
-У нас возникла проблема-нет единого мнения о весе фигурок.
-А как можно решить данную проблему, что для этого надо сделать? (возможные ответы детей).
Пути решения проблемы :
1. Надо взять фигурки в обе руки на ладошки.
2. Подержать их и определить одинаковые они по весу или разные.
Воспитатель приглашает к себе ребенка и просит узнать вес фигурок, используя ладошки в качестве весов. Ребенок «взвешивает» фигурки, определяя, что они одинаковые по весу.
-А как можно узнать насколько точно мы определили вес фигурок? Ответы детей.
-Правильно. Их надо взвесить при помощи весов. И сегодня на занятии, для решения этой задачи мы будем использовать занимательные весы.
Воспитатель приглашает к весам другого ребенка и предлагает ему их взвесить.
-Что можно сказать о весе фигурок? Ответ ребенка (фигурки одинаковые по весу).
VII. Игровое упражнение «Изменяем форму предмета».
1. Создание проблемной ситуации.
-Как вы думаете, а изменится вес фигурки, если изменить ее форму? Дети высказываются, и мнения их разделяются. Воспитатель обращается к детям:
-Это проблема? Как решить эту проблему? Ответы детей.
2. Пути решения проблемы :
• Изменить форму одной фигурки
• Снова взвесить фигурку и шарик.
-Правильно. Надо изменить форму одной из фигурок и снова их взвесить.
3. Решение проблемы.
Воспитатель приглашает следующего ребенка и предлагает ему из одной фигурки скатать шарик. Затем обе фигурки прикрепить к пластинкам весов.
- Что можно сказать о весе фигурок. Ответ ребенка (они одинаковые по весу).
- Какой вывод можно сделать. Зависит ли вес фигурок от их формы? Ответ ребенка (вес фигурок не зависит от их формы).
Воспитатель обобщает ответы и формулирует вывод.
Вывод: Мы изменили форму одной фигурки, но вес ее не изменился, по весу обе фигурки остались одинаковые».
VIII часть. «Графический диктант – шахматная фигура».
Воспитатель обращается к детям: сейчас следующее задание от шахматной королевы.
Воспитатель предлагает детям в тетрадях от предыдущего задания слева отсчитать вниз 4 клетки и поставить точку.
После выполнения задания воспитатель проверяет его правильность.
4 клетки вверх,1-вправо,1-вниз,1-направо,1-вверх, 1- направо,1-вниз, 1-направо,1-вверх, 1-направо, 4-вниз, 1-налево,6-вниз,2-направо,2-вниз,7-налево, 2-вверх,2-направо,6-наверх,1-налево.
IX часть. Итог занятия.
Какие вы молодцы. Справились со всеми математическими заданиями, а помогли нам шахматы. И я хочу вручить вам билеты в шахматный клуб как участников открытого занятия по математике. Выходите ко мне. Я начну, а вы продолжите мое предложение :
- Я узнал (ла…
Я научился (лась….
Мне было интересно…. Мы сегодня на занятии убедились, что с помощью шахмат можно не только сражаться, но и решать математические задачи. Молодцы. Всем спасибо за работу. На этом наше занятие окончено.