Елена Барабанщикова
Конспект НОД по познавательному развитию «Знаменитые люди Таганрога» для воспитанников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у воспитанников интереса к истории родного города.
Задачи: закрепить знания детей о городе и его достопримечательностях; познакомить с новыми именами выдающихся людей, развивать мышление, память; воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за своих земляков.
Предварительная работа: чтение стихов, беседы, экскурсии, рассматривание альбомов о городе; игра "Узнай, где я нахожусь".
Материалы к занятию: фотопрезентация «Знаменитые люди Таганрога»; музыка: «Шутка» И. С. Бах и «Скерцо» П. И. Чайковского.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Знаменитые люди Таганрога“ для воспитанников подготовительной группы» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель :
Ребята, посмотрите внимательно на фото. Вы узнаете наш город? Какие места вы узнали? (ответы детей). Нашему городу исполнилось 320 лет. Много поколений людей жили и трудились в нём, создавая его неповторимый и прекрасный облик. Послушайте стихотворение нашей таганрогской поэтессы Г. А. Пестравкиной «Мой Таганрог родной».
Город на самом мысу у залива,
Город надежд и тревог.
Город любимый, сердцем хранимый,
Милый родной Таганрог.
Город родной, ты ничуть не стареешь.
Город - творенье Петра.
Сколько бы дали меня не манили -
В сердце ты будешь всегда.
Пусть же с годами становится краше
Город любимый мой.
Город талантов, певцов, музыкантов -
Мой Таганрог родной.
Как вы думаете, что должен чувствовать человек, чтобы написать такие стихи? (любовь к городу). А что для вас значит любить город? (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим о знаменитых людях, которые в разное время жили и прославили его. Помогать нам будут картинки в левом углу слайда.
В честь кого установлен этот памятник? Верно. Что вы знаете об этом человеке и почему память о нём так бережно хранят? (на основе ответов детей дополнить информацию). Петр I - выдающийся государственный и военный деятель. По его указу был основан наш город. Он лично отправился осматривать побережье Азовского моря и по подсказке казаков выбрал для будущей гавани приметный мыс, издавна называвшийся Таганий-Рог. 12. 09. 1698 года стал официальным днем основания города. Таганрог - первый в истории России город-порт и первая русская военно-морская база. В честь Петр I названа центральная улица города Петровской, а над морем установлен памятник. С 2011 года город носит звание «Город воинской славы». Золотой лавровый венок – знак героических поступков.
А. П. Чехов. Лист бумаги, перо и чернила говорят нам, что он был (писателем). Почему его так чтят в нашем городе? (на основе ответов детей дополнить информацию). Всю свою жизнь принимал активное участие в развитии культурной жизни Таганрога. По личной инициативе Чехова в городе в честь 200-летия установлен памятник Петру I, организованы работы городской библиотеки, художественного музея. Первые картины и книги собрания библиотеки появились благодаря его стараниям. В его честь назван художественный драматический театр.
Нотка подсказывает, что мы будем говорить о. (музыке).Гаэтано и Валериан Молла – выдающиеся музыканты, основоположники музыкального образования в Таганроге. В. Молла родился и жил в Таганроге. Создал государственный музыкальный колледж, музыкальное училище, где руководил оркестровым классом. Созданный им симфонический оркестр в 1937 году получил ранг государственного. Памятная таблица расположена на здании музыкальной школы им. П. Чайковского.
Театральные маски - знак актеров. Ф. Г. Раневская. Знаменитая актриса театра и кино. Родилась, провела детские и юношеские годы в Таганроге. Росла в богатой семье и получила хорошее образование в Мариинской женской гимназии. 27 августа в день её рождения у памятника собираются почитатели её таланта. Шутят, вспоминают крылатые фразы актрисы. Вы её помните в роли мачехи в сказке «Золушка».
А. П. Чехов и Ф. Раневская любили слушать классическую музыку. Ведь музыка заставляет нас думать, переживать. Мы прослушаем два произведения известных композиторов под названием «Шутка» П. И. Чайковского и И. Баха. Давайте определим характер и тембр музыки. (слушание и обсуждение отрывков музыкальных пьес с определением характера и настроения). А теперь я предлагаю показать свою историю под музыку через движения, о чём она? о ком? (танцевальная импровизация под «Шутку» И. Баха).
Клоун подскажет нам, с кем познакомимся. А. А. Дуров - выдающийся артист цирка, клоун-сатирик и дрессировщик. В августе 1926 года приехал в Таганрог и решил здесь обосноваться. Купил дом, перевёз семью и своих зверей. Вся его большая семья и 300 "артистов", в лице разных животных, становятся жителями нашего города. Он открывает "живой уголок", который превосходил многие городские зоопарки того времени. Горожане могли бесплатно любоваться всей этой экзотикой. Дом-музей А. А. Дурова открыт в1988 году в Таганроге. Экспозиция музея рассказывает о творческом пути, методах дрессуры животных, многочисленных гастролях. На сохранении в музее находится коллекция чучел животных и птиц. Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов зверей цирка и показать дрессированных собачек, львов, медведей. Игра- импровизация «В цирке».
Савицкий К. А. — русский жанровый живописец, педагог. Родился в Таганроге в семье военного врача учился в Таганрогской классической мужской гимназии. Художником была разработана собственная программа обучения. Лучшие выпускники училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств. На знаменитой картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» искусно прорисованный лес дополняют изображения озорных медвежат кисти К. А. Савицкого. Они изображены такими веселыми и «живыми», что сразу становится ясно — художники относились к природе с большой любовью.
Николай Павлович Чехов 1858 – 1899. Старший брат А. П. Чехова. Талантливый художник, иллюстратор и карикатурист. Родился 6 мая 1858 года в Таганроге. Окончил Московское училище живописи.
Был очень дружен с братом и часто иллюстрировал его произведения. Портрет «Ванька Жуков» находиться на хранении в Таганрогском художественном музее.
Воспитатель : ребята, наша беседа подходит к концу. Какие новые имена вы сегодня узнали? Помогут вам картинки-подсказки. (ответы детей). История нашего города создавалась и создается поступками множества замечательных людей. И в наше время, рядом с нами живут люди, которые дороги нам. Но самое главное, что растет новое поколение таганрожцев, которое продолжит славные традиции. Это вы ребята! Я хочу, чтобы вы в будущем с гордостью говорили о себе словами А. П. Чехова: «Я счастлив, что могу хотя бы чем-нибудь быть полезен родному городу, которому я многим обязан и к которому продолжаю питать теплое чувство».
Список литературы:
1. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. М. ИЦ Перспектива, 2014. 32 с.
2. Л. Л. Мосалова «Я и мир». Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г. 77 с.
4. Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki, https://yandex.ru.