ольга литвиненко
Проект «Выдающиеся и знаменитые люди России»
▼ Скачать + Заказать документы
1часть. Формулировка проблемы
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
Публикация «Проект „Выдающиеся и знаменитые люди России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
2 часть. Актуальность проекта :
В настоящее время остро встаёт проблема воспитания патриотизма у детей, воспитания чувства гордости за богатое духовное и историческое наследие нашего народа. Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для воспитания у детей этих нравственных качеств. Чем младше ребёнок, тем больше можно оказать влияние на формирование его мировоззрения, чувств, поведения. Изучение жизни и творчества великих людей и есть значительная часть познания исторического наследия. Работа по данному проекту не сводится только к знакомству дошкольников с жизнью и творчеством великих людей, она ставит задачи развития общей культуры ребёнка, расширения его кругозора о культурном наследии нашей родины, задачи нравственного воспитания и развития личности. Для меня важным было вызвать у дошкольников тягу к знаниям, воспитывать целеустремлённость, умение доводить начатое дела до конца, научить чувствовать радость познания.
3 часть Определение предмета исследования
Патриотическое и гражданское воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа, на героических подвигах его сынов и дочерей, на опыте великих свершений. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине, делу мира, готовность к защите Отечества.
4 часть. Выдвижение гипотезы
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, сумеет передать своему воспитаннику то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга. И чем раньше начинается работа по патриотическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей.
5 часть. Проверка гипотезы
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества,
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Цель проекта : Формирование нравственно - патриотических чувств дошкольников через знакомство с выдающимися и знаменитыми людьми России. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с выдающимися и знаменитыми людьми нашей страны
2. Формирование у детей представлений о культуре и истории русского народа, способность воспринимать и понимать его
3. Рассказать детям о тех великих делах, которые знаменитые люди вершили, для нашего государства
4. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своего народа, его историю, страну
5. Развивать речь детей, активизировать словарный запас
6. Активация мыслительно – поисковой деятельности детей
7. Развитие творческих и исследовательских способностей детей
8. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами
9. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности
Тип проекта :
По продолжительности: краткосрочный
По направлению деятельности: информационный, практико- ориентированный, творческий, игровой.
Участники проекта : дети подготовительной группы № 12, воспитатель, родители
Продолжительность проекта : 2 недели
Ожидаемый результат:
- формирование у дошкольников основ патриотизма
- дети имеют представления о последовательности событий в жизни страны
- сформированы знания о некоторых выдающихся людях страны, изучены их дела
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
- дети становятся более самостоятельными и инициативными в разных сферах деятельности
- развитие у детей воображения, мышления, памяти
- расширение и активация словаря
- повышение уровня заинтересованности родителей проблемой
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта :
- постановка проблемы
- формулировка целей и задач проекта
- создание условий для реализации проекта
- подбор познавательной, художественной литературы
- рассматривание художественной литературы, энциклопедий, тематических альбомов
- проведение бесед, занятий
- подборка атрибутов и игр для занятий
II. Основной (практический этап)
1 неделя
День недели Мероприятие
понедельник Беседа: «Великие дела, великого царя»
Рассматривание репродукций картин Л. Лагорио «На берегу пустынных волн», Д. Белюкин «Петр I стрижёт бороды боярам»
Д/ И : «Раньше и теперь», «Кому, что нужно?», «Наоборот»
НОД: «Корабли» (рисование)
Презентация: «Дядя Петя», «Детство Петра I»
Сюжетно-ролевая игра: «Типография», «Цирюльня» (парикмахерская)
П/И «Раз, два, три,», «Землемеры»
вторник Беседа: «Творчество П. И. Чайковского»
Прослушивание музыки: «Детский альбом» (марш солдатиков, вальс, кукла болеет, похороны куклы, новая кукла, баба-яга)
Д/ И: «Музыкальные подъёмы», «Кукла весёлая и грустная»
Презентация: «Октябрь» (на музыку П. И. Чайковского, «Баба-яга»
НОД: «Образы Бабы яги» (рисование под музыку)
Импровизация: «Танец с новой куклой»
среда Беседа: «Мой Пушкин»
Д/ И: «Найди сказку», «Узнай героя», «Расскажи сказку по картинке»
Презентация: «Великий А. С. Пушкин»
Чтение художественной литературы: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
НОД: «Зеркальце» (аппликация)
Импровизация: полет насекомых «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова
Экскурсия к памятнику
четверг Беседа: «Дмитрий Менделеев - великий учёный нашей Родины»
Д/ И: «Найдите цвет», «Волшебный сундучок»
Презентация: «Вулкан»
Чтение рассказов И. Никитиной «Дмитрий Менделеев»
Экспериментирование: «Вулкан»
2 неделя
День недели Мероприятие
понедельник Беседа: «Великие космонавты»
Д/ И : «Найди дом планеты», «Собери созвездие», «Подбери рифму»
НОД: «Космос» (аппликация)
Презентация: «Наш Гагарин»
Сюжетно-ролевая игра: «Мы - космонавты»
Физ. минутка: «Быстро встаньте, улыбнитесь»
вторник Беседа: «Наш флаг и герб - символы России»
Прослушивание музыки: «Гимн Российской федерации»
Д/ И: «Флаг России», «Сложи герб из фрагментов», «Герб Города»
Презентация: «История государственного флага РФ»
НОД: «С чего начинается Родина?» (рисование)
среда Беседа: «Знаменитый Томский футболист», «Спорт – это здорово»
П/ И: «С мячом»
Презентация: «Все на футбол»
НОД: «Футбольный матч» (аппликация)
III. Заключительный этап
Подведение итогов проекта
- организация выставок рисунков по пройденным темам: «Великие корабли», «Баба-яга», «Зеркальце», «Ракеты», «Футбольный матч»
- картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр
- подготовка фото отчёта о проделанной работе
- консультация для родителей «Воспитываем патриота»
Как мы будем познавать:
- спросим у родителей
- посмотрим в энциклопедиях, в книгах, в журналах, в интернете
- посмотрим видеофильмы, презентации, мультфильмы
-спросим у друзей, знакомых
- сходим с родителями на прогулки к памятникам
Ресурсы:
- рассматривание фотоальбомов, иллюстраций, сюжетных картинок с изображением знаменитых и великих людей
- чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, поговорок, загадок
- беседы на тему проекта
- прослушивание и исполнение песен по теме проекта
- просматривание презентаций по теме проекта
Материальные:
- фотоальбомы, энциклопедии, книги (дети приносили из дома)
- художественная литература
- изо - материалы для творчества детей, строительный материал
- аудиозаписи детских песенок
- видеозаписи мультфильмов
- атрибуты для настольных, дидактических, сюжетно- ролевых игр и игр- драматизаций
Трудовые:
- подбор информации и оформление материала по теме проекта
- аппликация, лепка, рисование
Игровые:
- дидактические игры
- сюжетно - ролевые игры
- подвижные игры
- физ. минутки
Использованная литература:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет», Москва, 2005 г.
2. Виноградова Н. Ф., Соколова Л. А. «Моя страна Россия», Москва, 2007 г.
3. Дерягина Л. Б. «Моя родина Россия», Санкт- Петербург, 2007 г.
4. Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР»
5. Дурова Н. В. «Игры и упражнения», Москва, 2010 г.
6. Джеки Силберг «500 пятиминутных игр 4-7 лет», Москва, 2009 г.
7. 100 развивающих игр для детей, Москва, 2009 г.
8. «Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее», Санкт- Петербург, 1998 г.
9. Материалы из интернета
Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, краю, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины.
Работая над данным проектом, я пришла к выводу, что наиболее целесообразно планировать материал по темам. Работа по каждой теме включает занятие, игры, труд, свободную деятельность. Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей Родине - взаимосвязь различных областей, средств и методов воспитания.
Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Точнее сочетание наблюдения с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов.
Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.
Для этого я использовала разные формы организации деятельности детей.
Основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.
Для ребенка дошкольного возраста характерны - кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме
несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней. Кроме того, в соответствии с ФГОСАМИ, необходимо объединение одной темой несколько видов детской деятельности - ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы непосредственно образовательной деятельности.
Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (тематическое рисование, поделки, аппликации.).Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, различного рода презентации по темам.
При проведении занятий моя деятельность была направлена на: создание положительно-познавательной мотивации детей; организацию их внимания; активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса; формирование способов оценки детьми собственной деятельности.
Наиболее интересными для детей были занятия-путешествия в прошлое, которые взаимосвязаны с экскурсией по городу, которая дополняла и обогащала. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями, я проводила занятия в последовательности: великие люди далёкого прошлого, великие люди недавнего прошлого и великие люди наших времён. Увлекательная форма проведения таких занятий требовала большой подготовки изготовления новых дидактических игр «Любимые места», «Наши памятники», «Мой город», «Найди флаг, герб города», «Подбери картинку, прошлое и настоящее».
Экскурсии.
Экскурсии дают детям возможность познать город во всем его многообразии, развитии, получить живые впечатления. Экскурсию я постаралась сделать яркой, эмоциональной, запоминающейся.
Экскурсия к памятнику «Пушкина» способствовала знакомству детей с выдающимся человеком, известными за пределами нашей страны. Чтобы экскурсия была наиболее доступна и понятна детям, я проводила предварительную работу. Например, организовывала беседу «А. С. Пушкин – великий русский поэт», вводила значения новых слов. После экскурсии предоставляла детям возможность выражать свои впечатления в
свободной творческой деятельности. Работы детей я использовала для организации проекта.
Чтение художественной и познавательной литературы.
Книга – это источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. Книга зарождает в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивает их духовный мир, уважение к родной стране, родному краю.
Я старалась подбирать произведения согласно возрасту и уровню развития воспитанников. Знакомя детей с конкретными историческими событиями, я старалась пополнять их знания и представления о жизни России : прошлое наших предков, о прошлом и настоящем нашего народа, праздниках, замечательных умельцах, С интересом дети слушают произведения А. С. Пушкина, знакомые и любимые с самого детства сказки.
Использование игр для закрепления знаний и впечатлений.
Игры – наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его.
Чтобы помочь детям как можно больше узнать о изучаемых великих людей и закрепить эти знания, я приобрела открытки, иллюстрации, подобрала фотографии и изготовила ряд игр: «Раньше и теперь», «Кому, что нужно?», «Найди по описанию», «Разрезные картинки», «Найди дом планеты», «Найди флаг и герб своего города». С большим интересом дети играли с изготовленным макетом «Корабля», палаткой в виде корабля. Эта игра, со временем пополняемая деталями, увлекала и способствовала установлению связей между прошлым и настоящим.
Совместная деятельность с родителями.
Успешная работа по формированию патриотических чувств у детей невозможно, без детского взаимодействия с родителями. При проведении бесед, консультаций, я учитывала мнения и предложения родителей, пытаясь выработать общую точку зрения на решение задач в работе с детьми. Родители стали для меня помощниками.
Принимали активное участие в организации экскурсии, выставок. Эта работа послужила наиболее близкому содружеству семей, изменила стиль общения.
Таким образом, знакомя детей с творчество великих и знаменитых людей с помощью разнообразных видов деятельности, представленный опыт способствует созданию неповторимой среды, которая действует на воображение и формирование индивидуальности воспитанников, определяя их жизненный путь и душевные устремления.
Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления с данной темой у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся моим воспитанникам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира. А нам, взрослым, необходимо помнить, если мы серьезно и качественно займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы получим новое поколение людей, способных развивать будущее России.