Анжелика Срабионова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Как жили люди в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель в данном направлении: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством, вводить в мир художественного слова.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
Образовательные :
1. Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаев, традиций детским фольклором, играми.
2. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „Как жили люди в старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Развивающие :
1. Органично интегрировать в образовательный процесс различные виды деятельности, специфичные для детей дошкольного возраста.
2. Учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь в социуме (в семье, на улице, в детском саду и т. д., и соотносить с тем опытом, который они могут приобрести в разных формах образовательной деятельности.
Воспитательные:
1. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на эмоции, развивать фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
2. Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Интеграция образовательных областей :
1. «Социально-коммуникативное развитие»
2. «Познавательное развитие»
3. «Художественно-эстетическое развитие»
4. «Речевое развитие»
5. «Физическое развитие»
Целевые ориентиры: использует основные культурные способы деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; демонстрирует достаточно хорошее владение устной речью; обладает начальными знаниями в социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области истории.
Предварительная работа: беседы о хлебе, об уме и глупости, профессиях: хлебороба, плотника, пекаря. Рассказ об истории вещей. Рисование, лепка на тему народных художественных промыслов.
Материал и оборудование:
Экспонаты музея: стол (драбез, коромысло, колыбель, прялка, старинная посуда, скалка.
Магнитофон.
Мультимедийное оборудование.
Ноутбук.
Соленое тесто, мука, фартуки, пшеница в колосьях и зерновая, емкости с землей.
Конспект НОД.
Звучит красивая армянская музыка. Дети входят в зал, их встречает воспитатель в армянском костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Парев цес, пари сыат.
Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званные, да желанные.
Проходите, поудобнее располагайтесь.
Я – хозяйка армянской избы
Певунья, плясунья, да рукодельница,
Что сама умею, тому и вас научу.
Воспитатель: Можно ли мне у вас спросить, как называется страна, в которой мы живем? (слайд)
Дети: Страна, в которой мы живем, называется Россия.
Воспитатель: А в старину нашу страну называли Русь-матушка. (слайд)
Воспитатель: А как называется наша столица, ребята? (слайд)
Дети: Столица нашей Родины – Москва.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, а как называется край, где мы с вами живем?
Дети: Мы живем в Ростовской области, в Мясниковском районе, селе Чалтырь.
Воспитатель: Россия – это наша большая Родина, а у нас с вами есть еще и малая Родина - это место, где человек родился, где его дом, его семья. Для нас вами наша малая Родина – село Чалтырь.
Воспитатель: Люди каких национальностей живут в нашем селе?
Дети: Армяне, русские, украинцы, дагестанцы.
Воспитатель: Да, ребята. Наше село многонациональное, это значит, что люди разных национальностей живут вместе, дружно. Ребята, а вы хотите узнать как жили люди у нас в Чалтыре в старину?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Воспитатель: Позвольте гости дорогие загадать вам загадку
Рта нет, языка нет,
А говорит о каждом. (Зеркало)
Молодцы, отгадали. У меня есть зеркало, но оно не простое, а волшебное. Оно поможет нам рассмотреть картинки из прошлого.
Давайте вместе повторим слова:
«Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду расскажи,
Как жилось - былось всем людям
В старину нам покажи…»
Считаем до 10: 1.2,3….
Звучит волшебная музыка, и переносит детей в прошлое.
Воспитатель: Вот мы и попали в далекое прошлое. Давным давно, в 1779 году, это в 237 лет тому назад, по приказу императрицы Екатерины II, наши предки с полуострова Крым были переселены сюда на Донскую землю. Путь был неблизкий, они шли пешком, с детьми, ехали на телегах, очень многие погибли, а те, кто дошли, остановились возле родника Мец-Чорвах и стали жить на Донской земле. Наши предки были очень трудолюбивые, они умели и дома строить, и хлеб печь и зерно выращивать, и мастерить посуду из глины, мебель и орудия из дерева. (слайды и экспонаты).
Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, рассмотреть некоторые предметы старины, собранные в нашем музее.
Показывает коромысло и рассказывает: этот предмет называется коромысло, а по-армянски – дзур-пад. Дзур означает кривая, пад – доска. Дословно коромысло – это кривая доска. На концах, посмотрите – крючки. Для чего было нужно коромысло нашим предкам? Что с ним делали, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель показывает, как носили воду с помощью коромысла: В старину водопровода не было. Это мы сейчас привыкли, открываем кран, и оттуда течет горячая и холодная вода. А раньше наши бабушки и дедушки с ведрами ходили за водой на родники или к колодцам. В нашем селе до сих пор есть несколько родников: Мец-Чорвах (большой родник, Хазах-чорвах (казачий родник, Мамаин Деран и другие. Вот и приходилось ходить за водой несколько раз в день, потому что надо было и еду приготовить, и постирать, и убрать и домашних животных напоить: коров, свиней, лошадей, овец.
Воспитатель: В старину поговаривали : «С детства не научишься, всю жизнь намучишься». Я предлагаю вам, ребята, научится ходить по воду с коромыслом.
Дети делятся на две команды и «носят» воду коромыслом. (физминутка)
Воспитатель: Стирали и купались в старину вот в таких корытах, по армянски- лаган. Это деревянное корыто, потом только сали делать железные корыта. И гладили одежду не электрическим утюгом, а вот таким тяжелым чугунным. Его нагревали на печке, а потом гладили им одежду. Мальчики, хотите попробовать просто поднять такой утюг. Какой он?
Воспитатель: Женщины нашего села были очень трудолюбивые, успевали все: и детей смотрели, и в поле трудились, и по дому управлялись. А умелые мужчины мастерили различные предметы мебели из дерева. Здесь вы видите колыбельку для детей – бешик. Мамы укачивали своих малышей в колыбели и пели им колыбельную песню А предлагаю девочкам вместе со мной убаюкать маленькую Сирануш в бешике.
Дети вместе с воспитателем исполняют колыбельную песню на рамянском языке.
Воспитатель: Ребята, наши предки были очень трудолюбивыми, они выращивали пшеницу еще когда не было ни тракторов, ни комбайнов. Сеяли зерно вручную и собирали урожай пшеницы тоже вручную, косили ее косами. Маленьким серпом косили женщины, он назывался «ОРАХ». Затем колосья высушивали, как у нас и уже из зерен пшеницы, посмотрите ребята, на мельнице делали муку. (показывает)
А что можно приготовить из муки? (слайды)
Воспитатель: А какие изделия из муки пекли наши предки и мы печем до сих пор?
Дети: пури-самса, хаших-берек, хурабья, баде –меце и др.
Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к нашему круглому столу – драбезу, за которым собиралась в старину вся семья и на котором готовили все блюда. Которые вы перечислили. Что еще вы видите на столе, ребята? Правильно – это скалка – охлов, для раскатывания теста.
Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Я предлагаю девочкам сделать вместе со мной пирожки – пури-самса. Для это я приготовила вам девочки, тесто, мы наденем фартуки, сядем за круглый стол – драбез и мы все вместе. Дружно будем лепить пури-самса.
А мальчики в это время превратятся в хлеборобов, вырастивших нашу пшеницу, и посадят новый урожай. Вместе с Розой Хачересовной вы, мальчики, посеете озимую пшеницу, чтобы потом получить богатый урожай.
Дети делятся на подгруппы, с каждой группой работает отдельный педагог.
Воспитатель: (в конце работы) Спасибо, девочки и мальчики за ваш труд, можете вытереть руки и занять свои места. А выпекать свои пирожки мы будем в армянской печи, которая назвывается «пур». В старину такие печки были в каждом дворе. Отсюда и название наших пирожков – пури-самса. Хлеб из такой печи был очень вкусный и пахучий. Посмотрите на картину, как раньше пекли хлеб.
Воспитатель: Поздней осенью, когда работа на полях и огородах заканчивалась, наступало в Чалтыре время свадеб. Вы обратили внимание на мой наряд? Это армянский народный костюм. А на экране вы видитестаринный костюм, который носили по праздникам. На свадьбах играли музыканты на инструментах «даул», «зурна», «бороза». А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент выступления народного ансамбля «Даул-зурна».
Воспитатель: Спасибо вам гости дорогие, что пришли ко мне в гости.
Расскажите, пожалуйста, своим родителям братьям и сестрам,как жили люди на Руси в старину. Чем они занимались. Расскажете?
Воспитатель: Скорее ко мне, пора нам обратно в группу возвращаться.
У нас есть волшебное зеркальце, которое вернет нас с вами из путешествия в старинный Чалтырь обратно в любимый детский сад.
«Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду расскажи,
Ты скорее нас верни
В нашу группу «Ласточки»
Давайте сосчитаем до 10. До свидания, ребята!
Звучит волшебная музыка.