Светлана Гаврилова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Приключение Капитошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний детей о важнейшем элементе неживой природы — воде.
Задачи:
Обучающие:
- уточнять и расширять знания детей:
- о круговороте воды в природе,
- о состояниях воды (жидкое, твердое, газообразное,
- о её значении в жизни человека, животных и растений.
- активизировать, обогащать словарный запас детей;
- побуждать стремление к исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать мышление, наблюдательность, способность к анализу.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать наблюдательность, желание работать сообща.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Приключение Капитошки“» размещена в разделах
Методические приемы:
Рассказ воспитателя, пояснение, напоминание, наблюдение, опыты с водой.
Предварительная работа:
- беседа с детьми о воде и ее значении;
- чтение художественной литературы (А. Алиева «О воде», С. Джус «Водная капелька», С. Я. Маршак «Волга и Вазуза»);
- просмотр мультфильма «Капитошка»
- проведение экспериментов с водой;
- дидактические игры, загадки о воде
- рисование «Я на море / на речке»
- наблюдение на прогулках за состоянием воды (туман, роса, лужи, снег, лед);
Ход занятия
- Ребята, вы слышите? Как-кап кап. тук-тук тук. Странно, погода солнечная, дождя нет. Слышите, снова? Кажется, я догадалась! У нас сегодня с вами необычный гость. Помните, есть замечательный мультфильм, который вы так любите смотреть о том, как задира-волчонок подружился с маленькой дождевой капелькой. Кто помнит, как зовут эту капельку? Правильно, Капитошка!
(под звуки песни из мультфильма, воспитатель вносит в группу мягкую игрушку – Капитошку).
- Ребята, давайте поздороваемся с нашим гостем! Капитошка говорит, что принес для вас интересные задания. И главное — нам нужно догадаться, как он оказался у нас в группе, несмотря на солнечную погоду за окном! Но для этого нам нужно отгадать все загадки.
Итак, первая загадка от Капитошки:
1. Хмурая, мохнатая
И водой богатая.
Нам не нужно её бить,
Всё равно ей слезы лить (Туча)
2. Всегда разный я, друзья,
Сильный, слабый, проливной,
Иногда, грибной!
Проникаю в почву,
Поливаю деревья и кусты,
От меня хорошо растут грибы!
Подскажите, кто же я? (Дождик).
3. Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
4. Мы поймали нашу речку,
Привели ее домой,
И без снега и без печки
Можем воду пить зимой. (Водопровод, кран)
- Глядя на все эти отгадки, что можно сказать? Давайте еще раз повторим: тучка — дождик — река — водопровод. Похоже на круговорот воды в природе.
Но давайте мы сейчас подтвердим с вами нашу догадку опытным путем! Для начала, вспомним о том, в каких трех состояниях может быть вода. Дети называют: жидкое, твердое (лед) и газообразное (пар).
Посмотрите, у меня есть горячая вода. Наливаем ее в большую прозрачную банку (прим. примерно 3 см). Что произошло с банкой? Правильно, она запотела. От чего это произошло? Верно, от того, что горячий пар стал оседать на стенках банки. А теперь следующая часть нашего эксперимента. Я принесла немного льда. Помогите положить мне его на поднос. Ставим этот поднос на банку. Остается лишь немного подождать. Смотрите, ребята, что происходит? Внутри банки образовалось настоящее облачко! Почему так получилось? Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается, встретив ледяную преграду. Содержащийся в воздухе водяной пар становится облаком. Именно так формируются облака в природе при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они плотно прижимаются друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Только что мы с вами увидели, как рождается Капитошка!
А если дождика не было, откуда мог прийти Капитошка? Дождь из тучки пролился на землю, прошел в грунтовые воды, попал в нашу реку, откуда идет забор воды в наш водопровод, а дальше? Правильно: капелькой вынырнул к нам прямо здесь из крана!
Дидактическая игра «Такая разная вода»
А теперь давайте поиграем в интересную игру. Становитесь в круг, а я буду в центре с Капитошкой. Я предаю вам Капитошку и называю то состояние, в каком бывает вода или ее качество, а вы отгадываете, как его можно назвать иначе, одним словом.
С неба – звездой, в ладошке — водой (снег)
Кругом вода, а с питьем беда (море)
В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется (река)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лед)
Дед седой возле ворот всем глаза заволок (туман)
Был водой, теперь летаю. С виду я туман напоминаю (пар)
Утром рано на заре выступает на траве,
Это капельки с водой называются… (росой)
В сентябре и в октябре их так много во дворе!
Дождь прошел – оставил их, средних, маленьких, больших (лужи).
А теперь садитесь за столы. У каждого из вас есть все необходимое для рисования. В том числе и баночки с водой. Нарисуйте воду в любом ее проявлении — в виде моря, реки, лужи на асфальте, тумана над рекой, в виде ледяной фигуры, дождя или снега. (Дети рисуют).
Ребята, молодцы, какие красивые работы у вас получились.
Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали?
Что понравилось больше всего?
(ответы детей).
Капитошка говорит, что он очень доволен, ему очень понравилось у нас в гостях, но пора возвращаться, ведь его ждут друзья-капельки. Но мы грустить не будем, потому с Капитошкой мы сможем встретиться где угодно и когда угодно: во время дождя, тумана, утром по дороге в детский сад, когда видим росу на траве, в ванной, когда моем руки, а еще, когда просто по небу плывут облака, как сейчас. Посмотрите! (Дети подходят к окну). Давайте помашем Капитошке на прощанье и будем ждать с ним новых встреч!