Алиса Егорова
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с космосом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
Тема: «Знакомство с космосом»
Программное содержание:
- познакомить детей с космосом
- расширять знания о Земле в космосе, Луне, о Солнце.
- развивать речь, увеличивать словарный запас, расширять кругозор,
- развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Знакомство с космосом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
- развивать первоначальные навыки экспериментирования;
- побуждать детей включаться в совместную со взрослым деятельность.
Предварительная работа: наблюдение за солнцем, чтение стихотворений о космосе, просмотр мультфильмов о космосе, д/и «Космическое лото», работа с лэпбуком по теме космос.
Словарная работа: космос, планеты, ось, спутник, иллюминатор, глобус, земляне, небесное тело, космонавт, Земля, Солнце, Луна.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вам хотелось бы побывать в космосе?
Дети: Да.
В-ль: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в космос, где много небесных тел: звезд, планет и их спутников. Полетим вместе?
Дети: Да
В-ль: А как же мы попадем в космос? На чем полетим?
Дети: На ракете.
В-ль: Но у нас нет ракеты, как же быть?
Дети предлагают варианты.
В-ль: Построим ее вместе?
Дети: Да.
Пальчиковая игра «Мы построим звездолет»
Мы построим
Мы построим
Самый лучший звездолет
Все проверим
Все устроим и отправимся в полет.
Звучит фонограмма «Я – ракета»
В-ль: Вот мы и в космосе. Ребята, а кто знает, как называется окошко в ракете?
Дети: Иллюминатор (если ребята затрудняются ответить, воспитатель помогает).
В-ль: Верно, иллюминатор. Посмотрите в иллюминатор, сколько вокруг звезд и планет. Сколько звезд вы видите?
Дети: много
В-ль: Да, их много. Звезды очень горячие и, поэтому они светятся, и ночью мы их можем увидеть на небе. А хотите узнать, как называется самая большая звезда?
Дети: Да.
В-ль: Самая большая звезда – это Солнце. Солнце – это раскаленный огненный шар. Солнце освещает и греет нашу планету. Если сравнить по размеру Солнце и нашу планету, то Солнце большое, а наша планета маленькая. А как вы думаете, на Солнце можно жить?
Дети: Нет.
В-ль: Почему?
Дети: Солнце очень горячее и, если к нему очень сильно приблизиться, можно сгореть.
В-ль: А мы отправляемся дальше. Посмотрите в иллюминатор, сколько вокруг планет. Какая же из них наша?
Дети показывают Землю.
В-ль: Верно, давайте подлетим к ней поближе и рассмотрим ее.
«Подлетаем» с детьми к глобусу.
В-ль: Планета, на которой мы живем, называется Земля, а мы с вами земляне – жители Земли. Наша планета круглая, как и другие планеты, такими они стали из-за силы собственной тяжести, т. е. все планеты очень тяжелые. Видите, какая наша Земля красивая? Космонавты, которые наблюдают за ней из космоса, говорят, что Земля кажется голубой и хрупкой как стеклянный шар. А почему она кажется голубой?
Дети: Отвечают. Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает: Голубого цвета она потому, что ее поверхность покрывает очень много воды – это моря и океаны. Давайте их рассмотрим.
В-ль: А что мы еще видим на поверхности Земли? Какие цвета?
Дети: Зеленый, желтый, коричневый.
В-ль: Верно, это горы, леса и пустыни. Они разные, поэтому Земля кажется разноцветной. Для всех живущих людей Земля – как мама. И люди должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Мы должны охранять природу, окружающую нас, потому что нигде больше в космосе нет такой живой и красивой планеты как наша. А еще Земля, как и другие планеты и их спутники, холодная и совсем не светится. Что же ее греет и освещает?
Дети: Солнце.
В-ль: Точно. А еще наша планета Земля движется вокруг него. Предлагаю проверить это на опыте.
Опыт 1. Как Земля вращается вокруг Солнца.
Ребенку предлагается маленький мяч – это Земля. Другому ребенку мяч побольше – это Солнце. На полу обозначается веревкой, шнуром или цветной липкой лентой траектория движения Земли вокруг Солнца. Воспитатель предлагает ребенку Земле медленно двигаться по траектории вокруг ребенка Солнца.
В-ль: Этот путь Земля проходит ровно один год. Именно за это время на смену зиме приходит весна, потом лето, затем осень и снова зима. Но, кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается еще и вокруг своей оси. Посмотрите, как вращается глобус? Глобус – это маленькая копия Земли, который придумали ученые, чтобы мы с вами могли изучать Землю, не летая в космос. Большая и тяжелая Земля делает 1оборот вокруг своей оси ровно за сутки. За это время на смену утру приходит день, затем вечер, а за ним и ночь, а после ночи снова утро.
Опыт 2. «Смена суток».
Для опыта потребуется настольная лампа и глобус. Воспитатель включает лампу и там, куда она светит, наступает утро. Воспитатель крутит глобус, объясняя и показывая, как день сменяется ночью.
В-ль: На той стороне Земли, которая обращена к Солнцу – день, а на другой ночь. А мы с вами летим дальше. Ребята посмотрите в иллюминатор, что это за небесное тело рядом с нашей планетой?
Дети: Луна.
В-ль: Верно, ребята, это Луна. Луна – это спутник Земли. Посмотрите, как Земля держит Луну за ручку. Они как лучшие подружки, никогда не разлучаются. А какого же цвета Луна?
Дети: Серого.
В-ль: Кто знает, почему Луна такого цвета?
Воспитатель выслушивает предположения детей, затем поясняет: Луна кажется нам серой, потому что на ней нет жизни. Там нет ни воды, ни лесов, а вот горы и кратеры на Луне есть. Ребята, вы все видели Луну на небе?
Дети: Да.
В-ль: Какая она бывает? Она всегда одинаковая?
Ответы детей.
В-ль: Луна бывает разной. То она похожа на большой светящийся шар, то – на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы с вами говорили, что планеты сами не светятся. Луна только кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только её часть.
В-ль: Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?
Дети: Да
В-ль: Вы запомнили, как называется наша планета? Какую форму она имеет? (ответы).
Есть ли у неё спутник? Как называется? (ответы)
А самая большая звезда как называется? (ответы)
В-ль: Ребята, мы приземляемся. Вот мы и в детском саду. Сегодня мы с вами побывали в космосе. А как называется профессия людей, которые летают в космос на ракете?
Ответы детей: Космонавты.
В-ль: Вот о космонавтах, я вам расскажу в следующий раз.