Анна Торопчина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима»
Тема: «Зима»
/итоговое занятие/.
Цели: - Закрепить знания детей о зиме, как времени года /состояние погоды и изменения в природе; названия зимних месяцев; зимующие птицы; особенности деревьев и кустарников; жизнь животных зимой/.
- Учить замечать и высказывать впечатления о красоте зимних явлений.
- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Оборудование: Картины с зимними пейзажами, «Звери зимой», фланелеграф, старичок-лесовичок. Подбор материала к д\и
«Кому что?»; «Зимняя одежда».
Запись произведений П. И. Чайковского «Февраль», «Март».
Предварительная работа: Рассматривание картин на тему: «Зима», «Зимний лес», «Звери зимой», «Зимние развлечения»;
чтение сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Заучивание стихов, загадок, поговорок о зиме, морозе, снеговике, сосульках.
П/игра «Снежки», упражнение на развитие дыхания «Снежки и ветер».
Ход НОД:
/Часть групповой комнаты оформлена зимней поляной, картинами с зимним пейзажем. /
Воспитатель: - Ребята, отгадайте, о каком времени года идет речь в загадке.
«Дел у меня не мало.
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю,
Белю поля, дома,
А зовут меня …» /Зима. /
- Правильно. Это зима. Чем зима отличается от других времен года? /Ответы детей. / Назовите зимние месяцы. /Декабрь, январь, февраль. /
Скатерть бела всю землю одела. Что это? /Снег. / Какой бывает снег? /Белый, пушистый, холодный…/ Когда мы идем по снегу, что с ним бывает? /Хрустит, скрипит, поет, песенку. /
- Какая бывает погода зимой? /Морозная, холодная и т. д. /
- Итак, какими словами можно сказать о зиме? Какая она? /Снежная, морозная, сверкающая, вьюжная…/
- Ребята, давайте проведем сегодня день в зимнем лесу.
/Дети вместе с воспитателем отправляются в зимний лес. Воспитатель читает стихотворение «Зимний лес»./
«Зимний лес». В. Орлов
Снеговая мельница стихла поутру:
Белая метелица замела нору.
Под пушистой елкою норка не видна,
Чуть заметна тонкая щелочка одна.
Вся земля наряжена в белоснежный мех,
От зари оранжевый вспыхивает снег.
У знакомой елочки незнакомый вид,
И лисенок в щелочку на нее глядит.
На лесной поляне замечают старичка-лесовичка, который, шепотом здоровается с детьми.
Воспитатель: - Почему ты шепчешь, лесовичок?
Лесовичок: - А вы послушайте, как в лесу тихо. Вы знаете, почему здесь так тихо? /Звучит музыка П. И. Чайковского «Февраль»/.
Ответы детей: - Сейчас зима. Все кругом: и деревья, и земля покрыто снегом, как одеялом, потому и тихо. Птиц нет. Они улетели в теплые края. Остались только зимующие: вороны, сороки, голуби, снегири, синицы.
Лесовичок: - Правильно. А еще я охраняю сон хозяина леса. Знаете, кто он? /Это медведь. Он спит сейчас в берлоге, сосет лапу. / А кто еще спит зимой? /Еще спит ежик. /
Лесовичок: - А кто же в лесу не спит?
Дети: - Не спят зайцы, белки, лисы, волки.
Лесовичок: - А как вы думаете, почему они зимой не замерзают?
Дети: - Они покрыты теплым пушистым мехом, шерстью.
Лесовичок: - Вот здесь я приготовил им лесные лакомства. Угадайте, какое кому?
Д/ и: «Кому что?» На фланелеграфе – лиса, заяц, белка. Дети выставляют под каждым зверем его любимое лакомство: лисе – мышку, зайцу – молодые веточки, белке – шишку.
Лесовичок: - Молодцы! Справились с моим заданием. А почему в лесу зимой не слышно птиц?
Дети: - Птицы зимой прилетают поближе к жилью человека. Люди подкармливают птиц. Мы тоже насыпаем им в кормушки крошки и зерна.
Лесовичок: - Дети, а вы любите играть зимой? Какие игры вам нравятся? /Любим кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика и т. д. /
Дети рассказывают стихотворение «Снеговик» Д. Чуяки.
Снеговик.
Среди нашего двора снеговик стоял вчера.
Мы его слепили сами, был он с пышными усами.
А сегодня за окном потекли ручьи кругом.
Ночью снеговик исчез. Может быть, ушел он в лес?
Очень просим вас, ребята,
Если снеговик усатый повстречается в пути,
Помогите нам найти.
Воспитатель: - Ребята, давайте вместе с лесовичком поиграем в снежки.
Игра «Снежки».
/Дети «лепят» снежки из альбомных листов, комкая их в руках. Затем делятся на две команды и становятся друг напротив друга, один ребенок – между командами, в центре. /
Дети: - Ах ты, зимушка-зима!
Много снега принесла.
Будем мы играть в снежки,
Начинаем: раз, два, три!
/Дети перекидывают «снежки» друг другу так, чтобы ребенок, находящийся в центре смог поймать как можно меньше «снежков»./ - 2 раза.
Лесовичок: - Ребята, а вам не холодно?
Дети: - Нет, мы одеты тепло.
Лесовичок: - А вот я сейчас проверю, знаете ли вы, что нужно одевать зимой?
Д/ и: «Подбери зимнюю одежду». На фланелеграф выставляются фигуры мальчика и девочки. На столе для них одежда /летняя, осенняя, зимняя/. Дети одевают кукол, называя одежду.
Лесовичок: - Все-то вы знаете. За это я угощу вас, вкусной конфетой /дает детям сосульку/. Ешьте на здоровье.
Воспитатель: - Что ты, Лесовичок! Эту «конфету» есть нельзя. Это сосулька, она холодная.
Лесовичок: - Ой, а почему она вдруг стала капать?
Дети: - Потому, что на холоде вода превращается в лед, а в тепле лед и снег тают.
Стихотворение Д. Чуяки «Сосулька».
«Снег идет, замерзла речка,
Но не мерзну я ничуть.
Мне сосульки у крылечка
Так и хочется лизнуть.
Ах, сосулька, просто чудо!
Только мама говорит:
«Заболеешь ты простудой,
В рот сосульки не бери».
Сосульки не сосу я,
Мне не хочется болеть.
Поскорей их в дом несу я,
У огня сперва согреть».
Воспитатель: - Дети, пригласите Лесовичка поиграть с нами.
Физминутка: «Прогулка в зимнем лесу».
- Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес! /Ходьба по кругу друг за другом. /
Справа – березка в шубке стоит,
Слева – елка на нас глядит. /Отводят руки в стороны. /
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся. /«Фонарики», кружатся, приседают. /
Вот зайчишка проскакал,
От лисы он убежал. /Прыжки. /
Это волк голодный рыщет,
Он себе добычу ищет. /Руки на поясе, наклоны в стороны. /
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет волчище нас. /Приседают, прячась. /
Лишь медведь в берлоге спит… /Имитируют сон. /
Пролетают снегири: «Ри – ри – ри!» /Имитируют полет птиц. /
Зимой в лесу красота и покой,
А нам пора возвращаться домой. /Разводят руки в стороны. /
Воспитатель: - Лесовичок, а где твой дом?
Лесовичок: - Мой дом под елочкой. Кто-нибудь знает, что это за дерево такое.
Дети: - Ель – хвойное дерево. У нее вместо листочков – иголочки. И зимой, и летом ель зеленая.
Лесовичок: - А что вы можете сказать, о зимних деревьях? /Зимой деревья и кусты спят. Ветки у них очень хрупкие, легко ломаются; их надо беречь. /
Воспитатель: - Лесовичок, а ты загадки умеешь отгадывать?
/Дети загадывают загадки, помогают их отгадывать. /
Загадки:
«Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, а стоять не велит». /Мороз. /
«Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет». /Снег. /
«Белая морковка выросла зимой». /Сосулька. /
«Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке». /Снежинки. /
«Когда все укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами?» /Зимой. /
Лесовичок: - Мне очень приятно было познакомиться с вами, ребята. Я уверен, что вы все очень добрые; вы любите природу и, надеюсь, будете бережно к ней относиться. Приходите в гости. А сейчас мне пора в лес.
До свидания.
/Дети прощаются с Лесовичком и «возвращаются» в группу. / Звучит музыка «Март» П. И. Чайковского.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие в лес? /Дети говорят, что им больше всего понравилось, запомнилось. /
Можно предложить детям нарисовать зимний лес, а затем рисунки отправить Старичку-лесовичку.