Балышева Елена
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Эти обыкновенные необыкновенные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ-ХОТЫНЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.
Тема: : «Эти обыкновенные необыкновенные камни»
Воспитатель:
Балышева Е. В.
2019г.
Цель: познакомить друзей с различными видами камней, их свойствами.
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Эти обыкновенные необыкновенные камни“» размещена в разделах
1. Научить различать виды камней по их внешним признакам.
2. Доказать свойство камней экспериментальным путём.
Развивающие задачи :
1. Развивать исследовательские навыки.
2. Совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различие предметов.
3. Развивать умение организовывать взаимодействие при работе в парах.
Воспитательные задачи:
1. Содействовать формированию интереса к неживой природе (камням).
Материалы: на каждую пару детей: наборы речных и морских камней, салфетки.
На каждого ребё нка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень.
Кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой, табличка с названиями «Исследовательская лаборатория» и «Экспериментальная лаборатория», коробочки – 2штуки, контурное изображение парусника на большом листе.
Все материалы раскладываем на столе заранее.
Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке.
Ход занятия.
1. Сообщение темы занятия
Дети стоят полукругом.
Воспитатели: -Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы – в ученых. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать.
Слушайте внимательно:
В сережках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге, ненужным лежит.
Меняет он форму меняет он цвет.
А в стройке годиться на тысячи лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжёлый, большой – одному не поднять.
Кто этот предмет по приметам узнал?
(В. Мирясова) (камень)
Поощряет правильные ответы детей.
Воспитатели: -Да, вы правильно догадались,
Сегодня мы будем говорить о камнях.
2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный
жизненный опыт.
Воспитатель:- Но сначала, пройдите, пожалуйста, на ковер, закройте глаза и расслабьтесь. Сейчас я включу музыку. Вы будете ее слушать и представите картину, которую вам подскажет музыка.
Дети слушают.
-Что вы услышали? А ты? Какие картины пронеслись перед вашими глазами? Ответы детей.
- Давайте еще раз послушаем музыку слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег,перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Какой там был берег, покрыт песком или камнями? Вы рассматривали камешки?Ответы детей.
-Давайте сегодня мы вместе внимательно рассмотрим разные камни, и я думаю, узнаем о них много интересного.
3. Изучение нового материала.
А) Виды камней.
Воспитатель:- Пройдемте в нашу исследовательскую лабораторию, садитесь за столы.
Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», на которых лежат подносы с камнями,салфетки.
-Ребята, эта лаборатория исследовательская, а вы ученые-исследователи.
А исследовать мы будем разные камни. Работать будете в парах. Начнем с морских камней. Как вы думаете, можем мы их узнать? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.
Дети рассматривают, выбирают,делятся своими впечатлениями. При необходимости воспитатель корректирует ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами:
-Какие они?
-Какой формы?
-А цвета?
-Какая у них поверхность?
-Какие края?
( предполагаемые ответы детей: камни гладкие, разной формы- овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета).
-Почему они такие?
Ответы детей
.- Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода оттачивает их края, и они становятся гладкими- гладкими- без единого уголка.
- А теперь постарайтесь найти речные камушки и положит их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?
( Предполагаемые ответы детей : шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами)
Воспитатель:- Так чем же морские камни отличаются от речных?
Ответы детей.
4. Оздоровительный момент. Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и речные камни».(игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности, снятия статического и эмоционального напряжения, увеличения двигательной активности, одновременно решается задача закрепления знаний).
-А теперь давайте немного поиграем в игру. Мы разделимся на команды: команда «Морские камни» и команда «Речные камни». Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть морские и речные- в одинаковом количестве. По моему сигналу команда «Морские» выбирают морские камешки и кладет их в свою коробочку. А команда «Речные» выбирает речные камешки и несет их в свою коробочку.
Воспитатель показывает детям расположение коробочек, куда они будут собирать камешки.
-Выигрывает та команда, которая правильно справится с заданием.
После окончания игры воспитатель с детьми проверяет правильность выполнения задания
Б) Свойства камней.
Воспитатель:-А теперь я вас приглашаю в экспериментальную лабораторию.
Дети подходит к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становится вокруг него.
-Теперь мы ученые- экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму?
Дети отвечают.
-Верно, нет. Почему?
(Он твердый)
-Как вы думаете, от тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?
( Предполагаемый ответ детей: гвоздь вошел в дерево)
- а сейчас я попробую вбить гвоздь в камень.
Забивает –не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.
-Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень?
Ответы детей.
- Какой можно сделать вывод?
( Предполагаемый ответ детей: камень тверже дерева)
- А как камень и дерево будут вести себя в воде? Перед вами емкости с водой. Возьмите деревянный кубик, попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдет?
( Предполагаемый ответ детей: дерево плавает)
-А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним?
( Предполагаемый ответ детей: камень тонет)
-Почему?
( Предполагаемый ответ детей: он тяжелее воды)
-А почему плавает дерево?
( Предполагаемый ответ детей: оно легче воды)
-Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он?
( Предполагаемый ответ детей: мокрый)
- Сравните с камнем, который лежит на столе на салфетке. Чем они отличаются?
( Предполагаемый ответ детей: цветом, мокрый камень темнее)
- А теперь вытрите руки салфеткой и положите ее на тарелку. Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали свойства камней.
5. Закрепление знаний.
- А теперь я предлагаю вам поиграть и игру «Правильно-неправильно». Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: «Камень можно смять как бумагу». Ваш ответ: - «Неправильно! Камень нельзя смять как бумагу- он твердый».
Я буду играть роль «стрелки» - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать на того, кто будет отвечать.
- Камень тонет в воде.
-Камень прозрачный как стекло.
Гвоздь нельзя вбить в камень.
-Камень легкий как вата.
-Камень легко разбить как стекло.
-Камень можно растянуть как резинку.
- Поверхность морского камня гладкая, а речного- шершавая.
-Из камня можно лепить как из пластилина.
-Камень не плавает в воде как дерево.
-Камень можно порвать как бумагу.
-Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней, молодцы!
6. Итог занятия.
-На этом мы заканчиваем изучать камни. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует камни в своей жизни. И своими руками попробуем что-то сделать из камней.
Ну, а сегодня, все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в наших лабораториях. Вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу! Наше занятие закончено.