Екатерина Владимировна Скопова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мишкина лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей различать материалы по внешнему виду. Познакомить со свойствами
и особенностями материала. Закрепить понятия "твёрдый", "мягкий", "хрупкий",
Развивать память, внимание, глазомер, тактильные навыки. Воспитывать интерес
к окружающему миру и исследовательской деятельности.
Материал: металл, стекло, природный материал (ветки, солома, дерево, различные ткани,
кожа, макеты сказочных персонажей (Золушка, Буратино, три поросёнка, му-
зыкальный проигрыватель, три стола, ширма.
Ход занятия.
Дети сидят за столами.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Мишкина лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот сегодня мы тоже попытаемся разгадать несколько загадок. Но снача-
ло я вас хочу кое с кем познакомить.
Воспитатель достаёт из корзины куклу Машу.
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Это Маша из мультфильма "про Машу и Медведя".
Воспитатель: Да, верно! Это ваша любимая, всегда весёлая и очень любопытная- как
и все детки девочка Маша. Вот она сегодня и будет загадывать загадки.
Маша: Ой, привет ребята! А что это у вас там такое жёлтенькое или красное, а там что?
Так-так, надо полюбопытствовать.
Маша заглядывает в каждый уголок группы и удивляется.
Воспитатель: Маша, подожди! Ты же хотела ребятам загадки загадывать.
Маша: Ой, да, точно! А где же они у меня? Опять Мишка прибирался и всё переложил.
А, да вот же они!
Маша достаёт из своего кошелька листочки в виде лампочек и загадывает загадки про
сказочных героях (трёх поросятах, Золушке, Буратино, Коте в сапогах).
Дети отгадывают.
Маша: Ух ты! Какие вы умные и хитрые, все мои загадки отгадали. А теперь я пригл-
шаю вас в свою лабораторию. Правда она Мишкина, но он сейчас занят и я
думаю, нас ругать не будут, если мы немного полюбопытствуем.
Дети вместе с Машей и воспитателем подходят к первому столу и ширме.
Воспитательубирает ширму и дети видят фигурки трёх поросят, а рядом в коробках со-
лома, веток и и камешки.
Маша: Ого! Что же это за лапша, а это что за трубки, тут что за чудо-юдо?
Маша хватает все материалы и рассматривает.
Воспитатель: Маша, подожди, не спеши! А то устроишь здесь беспорядок и Мишка
точно тебя поругает. Ребята, а давайте расскажем Маше обо всех мате-
риалах.
Воспитатель берёт из коробки солому и спрашивает у детей что это такое? Какого цвета
Какой звук издаёт, если её немного смять? Что с ней можно сделать?
Ответы детей воспитатель уточняет и акцентирует.
Те же действия воспитатель проделывает с камешками и веточками.
Маша: Вот это да! Сколько всего интересного. А зачем же здесь мои друзья-три поро-
сёнка?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем Мишка оставил здесь фигурки трёх по-
росят?
Ответы детей акцентирую.
Воспитатель: Так вот ребята, Мишка наверное прочитал сказку про трёх поросят и
решил выяснить, правда ли волк смог сломать домики всего лишь по-
дув на них.
Маша: Ну Мишка, ну шутник!
Воспитатель: Ребята, а давайте и мы проверим на прочность домики братьев поро-
сят! Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель просит детей помочь ей в строительстве домиков. Затем дети поочереди
дуют на домики.
Воспитатель: Смотрите-домик из соломы разлетелся от нашего дуновения. А почему?
Ответы детей акцентирую.
Воспитатель: Да, солома очень лёгкий материал и непрочный. Солому можно исполь-
зовать только вместе с глиной, смешать и вылепить кирпичики. И когда
он подсохнет, то станет отличным материалом для стен. Вы согласны?
Воспитатель показывает кирпичик из соломы и глины и даёт детям его взвесить и потрогать.
Маша: Ого, какой тяжёлый. О я его себе возьму. Пусть полежит, может пригодиться.
Теже действия проводятся с веточками.
Воспитатель: Смотрите, домик из веток не сразу сломался, пришлось Саше дунуть
посильнее. Ветки тяжелее соломы, но к сожалению, тоже не прочны.
Всё таки ветки лучше использовать для дров или шалаша. И польза и
тепло. Не так ли, ребята!
Дети: Да!
Затем Маша дует на домик из кирпичиков. И тяжело дышит.
Маша: Всё, лопну сейчас, сил больше нету!
Воспитатель просит Машу отдохнуть и подуть на домик кого-то из детей.
Воспитатель: Вот ребята, кирпичики не упали и не разлетелись. Значит этот мате-
риал самый прочный и тяжёлый. Такой дом ни один волк несломает. А
ещё в таком домике тепло и уютно, ведь кирпичики скрепляются друг с
другом специальным раствором-цементом, который застывает и стано-
вится очень прочным и твёрдым.
Воспитатель даёт детям потрогать цемент в твёрдом состоянии.
Воспитатель: Так чей же домик прочнее и почему?
Ответы детей уточняются.
Маша: Вот это да, какие вы умные. Эх, мне ещё далеко до вас!
Воспитатель: Не расстраивайся Маша, ты тоже можешь всему научиться, когда под-
растёшь. А теперь, ребята, нам пора двигаться дальше по Мишкиной
лаборатории.
Дети подходят ко второму столу и воспитатель убирает ширму. За ширмой сидят игруш-
ки.
Маша: Ух ты! Это когда же Мишка столько обуви нашёл? Надо, надо примерить! Ого,
а игрушек-то сколько! Это как же я не видела?
Воспитатель: Ребята, а вы угадали этих героев?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, молодцы! Это Золушка, Буратино,кот в сапогах.
Маша: О, какой котик смешной. А это что у него на ногах?
Воспитатель: Ребята, во что обуты герои, давайте вспомним.
Ответы детей акцентируются.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем Мишка приготовил такую обувь?
Ответы детей.
Воспитатель: Наверное Мишка хотел проверить удобно ли ходить в такой обуви.
Посмотрите, туфелька Золушки была хрустальная, как вот этот бокал
А хрусталь как стекло хрупкое. А что это значит хрупкое?
Ответы детей.
Маша: Ну и Мишка, ну и шутник. Да кто же в таких туфлях в лесу ходить будет?
Воспитатель: Подожди Маша! Правильно ребята, стекло легко бьётся, холодное и
скользкое. Можно такую обувь носить каждый день?
Ответы детей.
Воспитатель: Нет, такую обувь можно носить только в сказке. Ребята, а посмотрите
на обувь Буратино.
Маша: О,да это просто бочонки какие-то, ну и насмешил!
Воспитатель: Подожди Маша. Давай разберёмся с этими башмачками. Во-первых
они деревянные, а дерево это какой материал-прочный или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Да дерево прочное, лёгкое, не тонет в воде, но очень легко горит. Да-
вайте проверим.
Воспитатель берёт кусочек дерева и кидает его в контейнер с водой, затем осторож-
но поджигает спичку без серы и показывает горючесть материала.
Маша: Вот это да, какой костёрчик. Ну где же, где же картошка-печь будем!
Воспитатель: Осторожно Маша, не обожгись! Вот ребята видите какие свойства есть
у дерева. А можно носить такую обувь каждый день?
Ответы детей акцентирую.
Воспитатель: Да, ребята, такая обувь очень неудобная, она натирает ножки и можно
поранить себя занозой. Да, Буратино в самый раз, но не для людей.
Маша: Ох и Мишка, ох и исследователь. А я то, я то как же? А я вот эти сапожки при-
мерю!
Маша берёт сапожки и пытается надеть себе на ножку.
Воспитатель: Маша, Маша подожди, ты разве не знаешь, что чужую обувь носить
нельзя!
Маша: Это что же получается, мнеи примерить нельзя?
Воспитатель:Эти сапожки до тебя кто-то носил. А кто, ребята?
Дети: Кот в сапогах!
Воспитатель: Да, эти сапоги Кота. И теперь сапожки помнят только его лапку и но-
сить другому их нельзя, потому что можно испортить свою стопу. Тем
более, что подошва у сапожек твёрдая и коготки кота не цепляются за
материал. А давайте рассмотрим эту обувь. Кожа на сапогах сверху
мягкая, а снизу твёрдая. Материал не промокает и не натирает ножки,
а ещё, защищает от внешней среды (пыль, грязи, от колючек). Ребята,
а какая же обувь больше всего нам подходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, обувь, которую носит кот,самая подходяшая для нас. А ты
Маша, давай обувай свои сандалики и помни, что -чужая обувь вредна
для здоровья. И вы ребята, помните об этом!
Маша: Да, век живи-век учись! Ну что ж. буду Мишке помогать в исследовании, пой-
ду в лес, малину исследовать на вкусность.
Маша прощается и уходит.
Воспитатель: Ну вот ребята, экскурсия в Мишкину лабораторию подошла к концу. А
я на прощание хочу вам подарить значки юных исследователей.
На этом занятие заканчивается.