Галина Бычкова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Посиделки «Мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по познавательному развитию в старшей группе
Посиделки «Мир воды»
Посиделки – новая форма работы с детьми, направленная на развитие ассоциативного мышления, на систематизацию представлений. Проходят посиделки по плану :
1. Расскажи всё, что ты знаешь о воде.
2. Вы уже много знаете, а я ещё добавлю. Что же ты нового узнал о воде?
3. Вы так много знаете, да я добавила. Всё ли теперь мы знаем о воде? Наверное, нет?
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Посиделки „Мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
4. А где же ещё можно узнать? (в книге).
5. Зачем нужно новое узнавать? Зачем нужны знания? (чтобы не попасть в беду, чтобы принести радость).
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»», «Физическое развитие".
Задачи:
• Систематизировать представления детей о свойствах воды : прозрачная, бесцветная, безвкусная, без запаха. Она растворяет, принимает форму любого сосуда, переходит в разные состояния: жидкая, пар, лёд.
• Закреплять умения вести наблюдения за особенностями воды, развивать способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы по результатам наблюдений, способствовать пониманию роли воды в жизни живых организмов, развивать внимание, память.
• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
• Воспитывать у детей навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи, умение действовать в коллективе, общаться со сверстниками во время проведения опытов.
• Развивать двигательную активность, координацию движения, умения сочетать слова с движениями.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека, растений и животных; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Материалы и оборудования: мольберт, картинки зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных. Банка с водой, ложка, два термоса: с горячей водой и со льдом, чашка, белый, прозрачный из гладкого стекла графин и белые (или прозрачные) стаканчики (одноразовые) с чистой водой, бутылка с водой и два сосуда (широкий и очень узкий, в них из бутылки будет переливаться вода, шумовка с длинной ручкой, а также кристаллы марганцовки, трёхлитровая банка с водой, чтобы показать глубину, на которую опускаются предметы: скрепки и чистые камушки, стеклянная широкая ваза и к ней деревянные шпатели медицинские или от мороженого, карта, глобус.
ХОД:
В спальне на мольберте дети рассматривают картинки о животных, называют их.
Воспитатель: Ребята, каких животных вы здесь видите?
Дети: Водных.
Воспитатель: Смотрите, как интересно: водные животные и звери, и птицы, и насекомые, и земноводные, и рыбы… Почему же вода для них дом?
Дети: Потому что они находят в воде еду.
Воспитатель: А почему водоплавающие птицы улетают на юг?
Дети: Замерзает лёд.
Воспитатель: Какой становится вода?
Дети: Поверхность воды становится твёрдой.
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в удивительный Мир воды.
Дети проходят в группу, где стоят столы, на которых разные сосуды с водой.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об особенностях воды. Мы подойдём к каждому столу и решим, про какую особенность воды мы уже знаем.
На первом столе доказывается прозрачность – стоит одна банка с прозрачной чистой водой, в ней ложка.
Воспитатель: Как вы считаете, какую особенность воды можно здесь увидеть? (прозрачная). Как узнали?
- Итак, первая особенность воды - вода прозрачная. Пойдём к другому столу.
На втором столе доказывается, что вода бывает трё х видов: жидкая, твёрдая и газообразная. Подготовлены 2 термоса: 1 с кипятком, 2 – с льдинками льда.
Воспитатель: Какая же особенность воды спряталась в термосах?
(Не видно)
- А какая же она может быть, если в термосах хранится? (горячая).
Как же узнать? (открыть и налить). Не во что… (А вы возьмите с другого стола). А больше никак нельзя узнать? Только налить?
Открывается термос с кипятком, чтобы дети увидели пар.
Дети: Вода горячая.
Воспитатель: Как узнали (пар идёт). Сколько состояний воды в этом термосе? (два). Одно состояние воды вы назвали – это пар. А ещё вода осталась? (да). Какая вода осталась? (горячая). Значит, в этом термосе
два состояния воды : жидкая горячая и газообразная – вода, превратившаяся в пар.
Наливаю в чашку.
Воспитатель: Я налила в чашку воду, она твёрдая? (жидкая и горячая). Интересно, а какая вода в этом термосе?
Открываю крышку и пытаюсь налить.
Дети: Это лёд.
Воспитатель: Какое же состояние воды? (твёрдое). Итак: на первом столе, мы установили, что вода прозрачная, а сейчас доказали, что вода бывает разного состояния: жидкая, твёрдая, газообразная.
- Подойдём к следующему столу или уже все особенности воды установили? (нет, не все). Интересно, что мы здесь узнаем?
На третьем столе доказывается, что вода бесцветная, безвкусная и без запаха. На подносе стоят предметы: белый, прозрачный из гладкого стекла графин и белые (или прозрачные) стаканчики (одноразовые) с чистой водой.
Воспитатель: Возьмите стаканчики и понюхайте, про какую особенность воды можно узнать? (без запаха). Попробуйте… сладкая? Солёная? Кислая? Горькая? Это признаки вкуса, так какая особенность воды? (Безвкусная). Да, чистая вода – безвкусная. Повторим, какие особенности воды мы уже установили?
- Вода прозрачная, может быть в трёх состояниях – жидкая, газообразная и твёрдая, ещё она без запаха, без вкуса, без цвета.
- Пойдём дальше узнавать о свойствах воды? Переходим к следующему столу.
На четвёртом столе стоят – бутылка с водой и два сосуда (широкий и очень узкий, в них из бутылки будет переливаться вода.
Воспитатель: Посмотрите на бутылку. В ней есть вода? Бутылка полная (показываю горлышко). А теперь перельём воду из бутылки в банку. Какую форму приняла вода? (форму широкой банки). А теперь? (беру квадратную вазу). Перельём в неё воду из круглой банки. Какой формы теперь вода? (она приняла форму квадратной вазы).
- Так есть ли у воды своя форма? (нет)
- А какой ещё полезный напиток от коровы не имеет своей формы? (молоко). А почему молоко не имеет своей формы? (оно тоже жидкое).
-Какое свойство воды открыли?
Она жидкая, потому и нет формы.
Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, давайте немного поиграем. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Сколько знаю я дождей
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром.
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей.
Воспитатель: Дождик – это тоже вода. Вы узнали,какие бывают дожди.
Будем ещё играть или назовём ещё секреты воды? Пошли к следующему столу.
На четвёртом столе доказывается, что вода растворитель веществ. Стоит банка с водой, в которой шумовка с длинной ручкой, а также кристаллы марганцовки.
Воспитатель: Смотрите, вода в банке и чистая, и прозрачная, и бесцветная. Закройте глаза, узнаете ещё одно свойство воды.
Кладу кристаллы марганцовки в воду.
Дети: Вода стала красной.
Воспитатель: Но вы говорили, что вода бесцветная, а теперь красная? Что же с ней случилось? (закрасилась). В воде марганцовка растворилась. Значит, вода растворяет другие вещества. А что мы с вами ещё видели, как растворяется в воде? Каждый день вы это видите (сахар и соль).
Итак, ещё одна особенность – свойство воды – растворимость в ней других веществ.
- Ну, ещё остался один секрет воды. Отправимся узнать его?
На пятом столе доказывается, что в воде одни предметы плавают, а другие тонут. Подготовить трёхлитровую банку, чтобы показать глубину, на которую опускаются предметы: скрепки и чистые камушки. Нужна ещё стеклянная широкая ваза и к ней деревянные шпатели медицинские или от мороженого.
Воспитатель: В банке вода? Какая? (ответы детей).
Молодцы, о, как хорошо, всё назвали. Какую же особенность воды мы сейчас проверим? Скрепки из чего сделаны? (из металла). Опустим в воду. Что происходит? (они утонули). Медленно ушли ко дну. Добавим камешек, пусть поплавают (нет, утонули). А что же мы узнали, сделав этот опыт? (металлическое тонет и камешки тонут). А может ли плавать что-то?
Кладу шпатели в вазу с водой. Они будут плавать.
Воспитатель: Что мы сейчас узнали? (деревянное плавает). Вот как много свойств воды на пяти столах мы увидели. Садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Как вы считаете, ВСЁ ли вы узнали об особенностях или, говорят, о СВОЙСТВАХ воды? (нет).
Действительно, можно ещё узнать. Вы рассказали о воде то, что вы уже знаете. А я ещё знаю, могу вам рассказать. Хотите ещё узнать о воде? (да). Ну, слушайте, я расскажу.
- Мир воды – большой. Да, на Земле много воды.
Показываю на карте и глобусе.
Воспитатель: Вода в океанах, в морях, реках, озёрах, в болотах, ручейках и в облаках. Это – дождевые капли и снежинки. Вода есть даже в камне, в каждом растении, в животном и даже в человеке! Без воды не могут вырасти растения, животные тоже не вырастут, если пить не будут. И человек не сможет выжить без воды. Вода всему живому нужна на Земле.
Вы об этом раньше знали? (нет). Что же нового узнали? (выслушать ответы).
Воспитатель: Вы так много уже знали о воде (показываю жестами большой объём знаний, да я вам немножко добавила (показываю жестами маленький объём знаний). Теперь можно сказать, что вы ВСЁ знаете о воде? (нельзя, можно ещё узнать).
Воспитатель: А где можно узнать? (в книгах). А зачем надо ещё узнавать о воде? Ну, например, вы узнали сегодня, что вода есть во всём, и в растениях, и в животных, и даже в камнях, зачем про это нужно знать? (чтобы всё росло). В каком мире мы сегодня побывали? (в мире воды).
- А теперь я предлагаю поиграть в игру «Ручеёк».
После игры, воспитатель предлагает детям дома спросить у родителей, старших детей, что они знают о воде, запомнить их рассказ, что-то зарисовать и рассказать об этом в группе.
Н. М. Крылова –программа «Детский сад-Дом радости».