Светлана Пархоменко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Пятый океан. Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию в старшей группе
«Пятый океан»
Задачи: систематизировать представления детей о воздухе, развивать способность делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать; формировать основы безопасности жизнедеятельности; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Пятый океан, Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Предварительная работа. Наблюдения за воздухом, дидактические игры: «Какого цвета воздух?», «Живое и неживое»; опыты и эксперименты с воздухом, водой, снегом, изучение правил безопасного поведения при проведении опытов, изготовление в продуктивной деятельности бумажных лодочек.
Материал и оборудование. Глобус, стаканы, бумага, микроскоп, тазы с водой, бумажные лодочки, цветные карандаши, баночки для фитобара; картинки с изображением живых и неживых объектов, комнатные цветы, лимон, апельсин, чеснок (дольки).
Ход НОД
Воспитатель показывает детям глобус и спрашивает:
- Что это?
Дети. Это глобус.
Воспитатель. Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Дети. Голубым цветом на глобусе обозначены реки, моря, океаны.
Воспитатель. Назовите океаны, которые вы знаете.
Дети. Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.
Воспитатель. Сколько океанов всего?
Дети. Четыре.
Воспитатель. Знаете ли вы, что многие ученые считают, что океанов у нас на планете пять, причем все люди живут на де этого пятого океана, и мы с вами тоже? Как вы думаете, что это за пятый океан?
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель загадывает им загадки о воздухе :
1. Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем.
2. Такой большой, что занимает весь мир!
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Догадались! Это воздух. Он нас окружает повсюду и очень важен в нашей жизни. У нас в группе есть книги или альбомы о воздухе?
Дети. Нет.
Воспитатель. Да, о воде есть, о земле есть, о домашних и диких животных есть, о временах года есть, а о воздухе нет. Давайте создадим свой альбом о воздухе! А когда вы пойдете в школу. Мы подарим детям средней группы этот альбом, и они смогут благодаря ему узнать много нового.
Ответы детей.
Воспитатель. Но сначала вспомним все, о чем надо рассказать в этом альбоме. Как вы думаете, с воздухом можно поиграть? (Предположения детей.) Давайте попробуем! Поймаем воздух ладонями! (Дети пробуют.) Ну как? Кто - то смог поймать воздух?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему вы не смогли это сделать?
Дети. Потому что мы его не видим.
Воспитатель. Да, он невидим, но он повсюду. Зачем воздух нам нужен?
Дети. Воздух нужен нам, чтобы дышать.
Воспитатель. Точно нужен? Ну - ка, проверим! Закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте не дышать, пока я досчитаю до трех. Раз, два, три! Трудно было без воздуха? Нужен нам с вами воздух, чтобы дышать?
Дети. Да, нужен.
Воспитатель. Кому еще нужен воздух, чтобы дышать?
Дети. Людям, животным, птицам, насекомым, рыбам, растениям.
Воспитатель. Как одним словом назвать все?
Дети. Это все живое.
Воспитатель. Кому не нужен воздух?
Дети. Игрушкам, домам, посуде, мебели и т. д.
Воспитатель. Как все это назвать одним словом?
Дети. Это все неживое.
Воспитатель. У меня есть картинки. Возьмите красный и синий карандаши и обведите красным кружком живые объекты. Которым нужен воздух, а синим кружком обведите неживые объекты, которым воздух не нужен. После окончания работы выберите себе пару и проверьте друг друга. Правильно ли вы все сделали.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Я вам приготовила стаканчики. Они пустые? Загляните в них.
Дети. Да, они пустые.
Воспитатель. А я знаю, что они полные. Чем они наполнены, как вы думаете?
Дети. Воздухом!
Воспитатель. Конечно, воздухом! Молодцы! А какого цвета воздух?
Ответы детей.
Воспитатель. Знаете, что будет, если мы нальем в стакан воды, накроем его бумагой и перевернем? (Ответы детей.) Давайте проверим. Проведем опыт?
Дети. Да.
Воспитатель. Только сначала вспомним правила безопасного поведения при проведении опытов.
Дети:
1. Не толкай соседа во время работы!
2. Смотри внимательно за действиями воспитателя и повторяй за ним!
3. По окончании опыта не забудь все положить на место!
Воспитатель. Очень хорошо! Мы готовы! Берем наши стаканчики, наливаем в них воду, накрываем бумагой и переворачиваем. Вода вытекла? Почему? Кто ее не выпустил?
Дети. Вода не вытекла. Ее не выпустил воздух, атмосферное давление воздуха.
Воспитатель. Хорошо, что вы вспомнили, каким сильным может быть атмосферное давление воздуха. Вода зовет нас отдохнуть.
Физкультминутка
Коль с водой имеем дело («переливают воду» из одного кулачка в другой,
Рукава засучим смело («засучивают рукава»).
Пролил воду - не беда! (Руки на пояс, качают головой.)
Тряпка под рукой всегда (показывают ладони, соединенные ребром).
Фартук – друг. Он нам помог (проводят от ладонями от шеи до колен,
И никто здесь не промок (руки на пояс, поворачивают голову в стороны).
Ты работу завершил? Все на место положил? (Шагают на месте.)
Воспитатель. Смотрите, что это у меня?
Дети. Микроскоп.
Воспитатель. Да, это микроскоп. Вы сказали, что растения тоже дышат воздухом, и мне стало интересно: где же у них нос? (Смотрит в микроскоп и по очереди дает заглянуть в него всем детям.)Вы видите, чем они дышат?
Дети. На листочках есть небольшие отверстия. Это через них растения дышат.
Воспитатель. Как называется быстрое и сильное движение воздуха, вы помните?
Дети. Ветер.
Воспитатель. Верно! Теперь я превращаю вас в ветры! Возьмите по бумажной лодочке, опустите их в тазы с водой и слегка подуйте на лодочки (дуют, а теперь подуйте на лодочки сильнее (дуют). Как изменилась скорость движения лодочек, когда втер стал сильнее?
Дети. Она увеличилась.
Воспитатель. Что бывает с настоящими лодочками на воде, если ветер очень сильный?
Дети. Они тонут.
Воспитатель. Да, сильный ветер очень опасен. В это время лучше не плавать по воде. Вам понравилось играть с воздухом?
Ответы детей.
Воспитатель. Воздух может и еще кое – что. Закройте, пожалуйста, глаза. (Достает поочередно лимон, апельсин и чеснок и держит на небольшом расстоянии от детей.) какие запахи вы почувствовали?
Дети. Пахнет лимоном, апельсином, чесноком.
Воспитатель. Как же вы почувствовали запах, если я держу эти продукты на расстоянии от вас?
Дети. Это воздух донес до нас их запах.
Воспитатель. Это свойство воздуха хорошо использовать для профилактики гриппа: чеснок чистят, кладут на тарелочки, его запах распространяется, и такой воздух защищает находящихся в этом помещении от болезни. А сейчас воздух предлагает поиграть с ним в прятки. Возьмите чистые листы бумаги и нарисуйте те предметы. В которые можно спрятаться воздуху. По окончании рисования сложите свои рисунки на стол и приготовьтесь рассказать, что вы нарисовали.
Дети рисуют воздушные шары, спасательные круги, надувные матрасы, шины для колес машин, мыльные пузыри, складывают рисунки на стол и по очереди рассказывают, что кто нарисовал.
Воспитатель. Вот как много мы сегодня вспомнили о воздухе! Как выдумаете, достаточно нам материала для альбома? (Ответы детей.) Дома с родителями поищите книги, картинки о воздухе и принесите для нашего альбома. А сегодня вы молодцы! Я хочу вам сделать подарок. Это мыльные пузыри во флакончиках. Дети каждый получает по флакону и пускают мыльные пузыри.
Конспект НОД
по познавательному развитию в старшей группе
«Пятый океан»
Задачи: систематизировать представления детей о воздухе, развивать способность делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать; формировать основы безопасности жизнедеятельности; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Предварительная работа. Наблюдения за воздухом, дидактические игры: «Какого цвета воздух?», «Живое и неживое»; опыты и эксперименты с воздухом, водой, снегом, изучение правил безопасного поведения при проведении опытов, изготовление в продуктивной деятельности бумажных лодочек.
Материал и оборудование. Глобус, стаканы, бумага, микроскоп, тазы с водой, бумажные лодочки, цветные карандаши, баночки для фитобара; картинки с изображением живых и неживых объектов, комнатные цветы, лимон, апельсин, чеснок (дольки).
Ход НОД
Воспитатель показывает детям глобус и спрашивает:
- Что это?
Дети. Это глобус.
Воспитатель. Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Дети. Голубым цветом на глобусе обозначены реки, моря, океаны.
Воспитатель. Назовите океаны, которые вы знаете.
Дети. Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.
Воспитатель. Сколько океанов всего?
Дети. Четыре.
Воспитатель. Знаете ли вы, что многие ученые считают, что океанов у нас на планете пять, причем все люди живут на де этого пятого океана, и мы с вами тоже? Как вы думаете, что это за пятый океан?
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель загадывает им загадки о воздухе :
1. Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем.
2. Такой большой, что занимает весь мир!
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Догадались! Это воздух. Он нас окружает повсюду и очень важен в нашей жизни. У нас в группе есть книги или альбомы о воздухе?
Дети. Нет.
Воспитатель. Да, о воде есть, о земле есть, о домашних и диких животных есть, о временах года есть, а о воздухе нет. Давайте создадим свой альбом о воздухе! А когда вы пойдете в школу. Мы подарим детям средней группы этот альбом, и они смогут благодаря ему узнать много нового.
Ответы детей.
Воспитатель. Но сначала вспомним все, о чем надо рассказать в этом альбоме. Как вы думаете, с воздухом можно поиграть? (Предположения детей.) Давайте попробуем! Поймаем воздух ладонями! (Дети пробуют.) Ну как? Кто - то смог поймать воздух?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему вы не смогли это сделать?
Дети. Потому что мы его не видим.
Воспитатель. Да, он невидим, но он повсюду. Зачем воздух нам нужен?
Дети. Воздух нужен нам, чтобы дышать.
Воспитатель. Точно нужен? Ну - ка, проверим! Закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте не дышать, пока я досчитаю до трех. Раз, два, три! Трудно было без воздуха? Нужен нам с вами воздух, чтобы дышать?
Дети. Да, нужен.
Воспитатель. Кому еще нужен воздух, чтобы дышать?
Дети. Людям, животным, птицам, насекомым, рыбам, растениям.
Воспитатель. Как одним словом назвать все?
Дети. Это все живое.
Воспитатель. Кому не нужен воздух?
Дети. Игрушкам, домам, посуде, мебели и т. д.
Воспитатель. Как все это назвать одним словом?
Дети. Это все неживое.
Воспитатель. У меня есть картинки. Возьмите красный и синий карандаши и обведите красным кружком живые объекты. Которым нужен воздух, а синим кружком обведите неживые объекты, которым воздух не нужен. После окончания работы выберите себе пару и проверьте друг друга. Правильно ли вы все сделали.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Я вам приготовила стаканчики. Они пустые? Загляните в них.
Дети. Да, они пустые.
Воспитатель. А я знаю, что они полные. Чем они наполнены, как вы думаете?
Дети. Воздухом!
Воспитатель. Конечно, воздухом! Молодцы! А какого цвета воздух?
Ответы детей.
Воспитатель. Знаете, что будет, если мы нальем в стакан воды, накроем его бумагой и перевернем? (Ответы детей.) Давайте проверим. Проведем опыт?
Дети. Да.
Воспитатель. Только сначала вспомним правила безопасного поведения при проведении опытов.
Дети:
1. Не толкай соседа во время работы!
2. Смотри внимательно за действиями воспитателя и повторяй за ним!
3. По окончании опыта не забудь все положить на место!
Воспитатель. Очень хорошо! Мы готовы! Берем наши стаканчики, наливаем в них воду, накрываем бумагой и переворачиваем. Вода вытекла? Почему? Кто ее не выпустил?
Дети. Вода не вытекла. Ее не выпустил воздух, атмосферное давление воздуха.
Воспитатель. Хорошо, что вы вспомнили, каким сильным может быть атмосферное давление воздуха. Вода зовет нас отдохнуть.
Физкультминутка
Коль с водой имеем дело («переливают воду» из одного кулачка в другой,
Рукава засучим смело («засучивают рукава»).
Пролил воду - не беда! (Руки на пояс, качают головой.)
Тряпка под рукой всегда (показывают ладони, соединенные ребром).
Фартук – друг. Он нам помог (проводят от ладонями от шеи до колен,
И никто здесь не промок (руки на пояс, поворачивают голову в стороны).
Ты работу завершил? Все на место положил? (Шагают на месте.)
Воспитатель. Смотрите, что это у меня?
Дети. Микроскоп.
Воспитатель. Да, это микроскоп. Вы сказали, что растения тоже дышат воздухом, и мне стало интересно: где же у них нос? (Смотрит в микроскоп и по очереди дает заглянуть в него всем детям.)Вы видите, чем они дышат?
Дети. На листочках есть небольшие отверстия. Это через них растения дышат.
Воспитатель. Как называется быстрое и сильное движение воздуха, вы помните?
Дети. Ветер.
Воспитатель. Верно! Теперь я превращаю вас в ветры! Возьмите по бумажной лодочке, опустите их в тазы с водой и слегка подуйте на лодочки (дуют, а теперь подуйте на лодочки сильнее (дуют). Как изменилась скорость движения лодочек, когда втер стал сильнее?
Дети. Она увеличилась.
Воспитатель. Что бывает с настоящими лодочками на воде, если ветер очень сильный?
Дети. Они тонут.
Воспитатель. Да, сильный ветер очень опасен. В это время лучше не плавать по воде. Вам понравилось играть с воздухом?
Ответы детей.
Воспитатель. Воздух может и еще кое – что. Закройте, пожалуйста, глаза. (Достает поочередно лимон, апельсин и чеснок и держит на небольшом расстоянии от детей.) какие запахи вы почувствовали?
Дети. Пахнет лимоном, апельсином, чесноком.
Воспитатель. Как же вы почувствовали запах, если я держу эти продукты на расстоянии от вас?
Дети. Это воздух донес до нас их запах.
Воспитатель. Это свойство воздуха хорошо использовать для профилактики гриппа: чеснок чистят, кладут на тарелочки, его запах распространяется, и такой воздух защищает находящихся в этом помещении от болезни. А сейчас воздух предлагает поиграть с ним в прятки. Возьмите чистые листы бумаги и нарисуйте те предметы. В которые можно спрятаться воздуху. По окончании рисования сложите свои рисунки на стол и приготовьтесь рассказать, что вы нарисовали.
Дети рисуют воздушные шары, спасательные круги, надувные матрасы, шины для колес машин, мыльные пузыри, складывают рисунки на стол и по очереди рассказывают, что кто нарисовал.
Воспитатель. Вот как много мы сегодня вспомнили о воздухе! Как выдумаете, достаточно нам материала для альбома? (Ответы детей.) Дома с родителями поищите книги, картинки о воздухе и принесите для нашего альбома. А сегодня вы молодцы! Я хочу вам сделать подарок. Это мыльные пузыри во флакончиках. Дети каждый получает по флакону и пускают мыльные пузыри.
Конспект НОД
по познавательному развитию в старшей группе
«Пятый океан»
Задачи: систематизировать представления детей о воздухе, развивать способность делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать; формировать основы безопасности жизнедеятельности; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Предварительная работа. Наблюдения за воздухом, дидактические игры: «Какого цвета воздух?», «Живое и неживое»; опыты и эксперименты с воздухом, водой, снегом, изучение правил безопасного поведения при проведении опытов, изготовление в продуктивной деятельности бумажных лодочек.
Материал и оборудование. Глобус, стаканы, бумага, микроскоп, тазы с водой, бумажные лодочки, цветные карандаши, баночки для фитобара; картинки с изображением живых и неживых объектов, комнатные цветы, лимон, апельсин, чеснок (дольки).
Ход НОД
Воспитатель показывает детям глобус и спрашивает:
- Что это?
Дети. Это глобус.
Воспитатель. Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Дети. Голубым цветом на глобусе обозначены реки, моря, океаны.
Воспитатель. Назовите океаны, которые вы знаете.
Дети. Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.
Воспитатель. Сколько океанов всего?
Дети. Четыре.
Воспитатель. Знаете ли вы, что многие ученые считают, что океанов у нас на планете пять, причем все люди живут на де этого пятого океана, и мы с вами тоже? Как вы думаете, что это за пятый океан?
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель загадывает им загадки о воздухе :
1. Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем.
2. Такой большой, что занимает весь мир!
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы! Догадались! Это воздух. Он нас окружает повсюду и очень важен в нашей жизни. У нас в группе есть книги или альбомы о воздухе?
Дети. Нет.
Воспитатель. Да, о воде есть, о земле есть, о домашних и диких животных есть, о временах года есть, а о воздухе нет. Давайте создадим свой альбом о воздухе! А когда вы пойдете в школу. Мы подарим детям средней группы этот альбом, и они смогут благодаря ему узнать много нового.
Ответы детей.
Воспитатель. Но сначала вспомним все, о чем надо рассказать в этом альбоме. Как вы думаете, с воздухом можно поиграть? (Предположения детей.) Давайте попробуем! Поймаем воздух ладонями! (Дети пробуют.) Ну как? Кто - то смог поймать воздух?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему вы не смогли это сделать?
Дети. Потому что мы его не видим.
Воспитатель. Да, он невидим, но он повсюду. Зачем воздух нам нужен?
Дети. Воздух нужен нам, чтобы дышать.
Воспитатель. Точно нужен? Ну - ка, проверим! Закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте не дышать, пока я досчитаю до трех. Раз, два, три! Трудно было без воздуха? Нужен нам с вами воздух, чтобы дышать?
Дети. Да, нужен.
Воспитатель. Кому еще нужен воздух, чтобы дышать?
Дети. Людям, животным, птицам, насекомым, рыбам, растениям.
Воспитатель. Как одним словом назвать все?
Дети. Это все живое.
Воспитатель. Кому не нужен воздух?
Дети. Игрушкам, домам, посуде, мебели и т. д.
Воспитатель. Как все это назвать одним словом?
Дети. Это все неживое.
Воспитатель. У меня есть картинки. Возьмите красный и синий карандаши и обведите красным кружком живые объекты. Которым нужен воздух, а синим кружком обведите неживые объекты, которым воздух не нужен. После окончания работы выберите себе пару и проверьте друг друга. Правильно ли вы все сделали.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием! Я вам приготовила стаканчики. Они пустые? Загляните в них.
Дети. Да, они пустые.
Воспитатель. А я знаю, что они полные. Чем они наполнены, как вы думаете?
Дети. Воздухом!
Воспитатель. Конечно, воздухом! Молодцы! А какого цвета воздух?
Ответы детей.
Воспитатель. Знаете, что будет, если мы нальем в стакан воды, накроем его бумагой и перевернем? (Ответы детей.) Давайте проверим. Проведем опыт?
Дети. Да.
Воспитатель. Только сначала вспомним правила безопасного поведения при проведении опытов.
Дети:
1. Не толкай соседа во время работы!
2. Смотри внимательно за действиями воспитателя и повторяй за ним!
3. По окончании опыта не забудь все положить на место!
Воспитатель. Очень хорошо! Мы готовы! Берем наши стаканчики, наливаем в них воду, накрываем бумагой и переворачиваем. Вода вытекла? Почему? Кто ее не выпустил?
Дети. Вода не вытекла. Ее не выпустил воздух, атмосферное давление воздуха.
Воспитатель. Хорошо, что вы вспомнили, каким сильным может быть атмосферное давление воздуха. Вода зовет нас отдохнуть.
Физкультминутка
Коль с водой имеем дело («переливают воду» из одного кулачка в другой,
Рукава засучим смело («засучивают рукава»).
Пролил воду - не беда! (Руки на пояс, качают головой.)
Тряпка под рукой всегда (показывают ладони, соединенные ребром).
Фартук – друг. Он нам помог (проводят от ладонями от шеи до колен,
И никто здесь не промок (руки на пояс, поворачивают голову в стороны).
Ты работу завершил? Все на место положил? (Шагают на месте.)
Воспитатель. Смотрите, что это у меня?
Дети. Микроскоп.
Воспитатель. Да, это микроскоп. Вы сказали, что растения тоже дышат воздухом, и мне стало интересно: где же у них нос? (Смотрит в микроскоп и по очереди дает заглянуть в него всем детям.)Вы видите, чем они дышат?
Дети. На листочках есть небольшие отверстия. Это через них растения дышат.
Воспитатель. Как называется быстрое и сильное движение воздуха, вы помните?
Дети. Ветер.
Воспитатель. Верно! Теперь я превращаю вас в ветры! Возьмите по бумажной лодочке, опустите их в тазы с водой и слегка подуйте на лодочки (дуют, а теперь подуйте на лодочки сильнее (дуют). Как изменилась скорость движения лодочек, когда втер стал сильнее?
Дети. Она увеличилась.
Воспитатель. Что бывает с настоящими лодочками на воде, если ветер очень сильный?
Дети. Они тонут.
Воспитатель. Да, сильный ветер очень опасен. В это время лучше не плавать по воде. Вам понравилось играть с воздухом?
Ответы детей.
Воспитатель. Воздух может и еще кое – что. Закройте, пожалуйста, глаза. (Достает поочередно лимон, апельсин и чеснок и держит на небольшом расстоянии от детей.) какие запахи вы почувствовали?
Дети. Пахнет лимоном, апельсином, чесноком.
Воспитатель. Как же вы почувствовали запах, если я держу эти продукты на расстоянии от вас?
Дети. Это воздух донес до нас их запах.
Воспитатель. Это свойство воздуха хорошо использовать для профилактики гриппа: чеснок чистят, кладут на тарелочки, его запах распространяется, и такой воздух защищает находящихся в этом помещении от болезни. А сейчас воздух предлагает поиграть с ним в прятки. Возьмите чистые листы бумаги и нарисуйте те предметы. В которые можно спрятаться воздуху. По окончании рисования сложите свои рисунки на стол и приготовьтесь рассказать, что вы нарисовали.
Дети рисуют воздушные шары, спасательные круги, надувные матрасы, шины для колес машин, мыльные пузыри, складывают рисунки на стол и по очереди рассказывают, что кто нарисовал.
Воспитатель. Вот как много мы сегодня вспомнили о воздухе! Как выдумаете, достаточно нам материала для альбома? (Ответы детей.) Дома с родителями поищите книги, картинки о воздухе и принесите для нашего альбома. А сегодня вы молодцы! Я хочу вам сделать подарок. Это мыльные пузыри во флакончиках. Дети каждый получает по флакону и пускают мыльные пузыри.