Володина Наталья Витальевна
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение –
средняя образовательная школа№3
г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой
структурное подразделение МДОУ д/с №1
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности на тему:
«Воздух - невидимка»
для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: познавательное развитие
Воспитатель старшей группы №11 Латышева Н. В.
СП МДОУ д/с №1
г. Маркс, 2017г.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
Тип НОД: комбинированное.
Вид НОД: познавательное.
Тема НОД: «Воздух - невидимка».
Возрастная группа детей : дети старшего дошкольного возраста.
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организа-цию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире.
2. Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, при создании условий для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.
3. Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты.
Развивающие :
1. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природны-ми явлениями
2. Развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Развивать навыки проведения опытов.
4. Стимулировать речевую активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной дея-тельности.
2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
3. Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
4. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Методические приемы:
Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Наглядные: показ презентации.
Практические: опыты; выполнение динамической паузы - игра.
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровожде-нием, двигательная активность.
Словарная работа - активизировать словарь детей : лаборатория, прозрачный, бесцветный невидимый (невидимка, легкий, воздушный, опыт, эксперимент.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двига-тельная, игровая.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Образовательные области:
Приоритетная: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Безопасность.
Использование технологий: ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка). Безопасность.
Материалы к занятию: ноутбук, экран, проектор, столы, тазик с водой, воздушные шарики, стаканчики с водой, пластиковые трубочки на каждого ребёнка, веер из бумаги (по количеству детей, стакан прозрачный, клеенка, шапочки на каждого ребёнка.
Структура занятия и методические приё мы:
I. Вводная часть – 3 минуты
а) создание у детей хорошего настроения, чтение четверостишья «Собрались все дети в круг…»;
б) звучит музыка из мультфильма «Винни - Пух и все, все, все», на экране появляется Вини – пух, который держит в лапе воздушный шарик.
II. Основная часть – 15 минут
а) загадывание загадки о воздухе;
б) правила поведения в лаборатории;
в) игра «Поймай воздух ладонями»;
г) опыт № 1: Опыт с полиэтиленовыми пакетами;
д) опыт № 2: Опыт с веером;
е) динамическая пауза - игра «Парашютист»;
ё) опыт № 3: Опыт со стаканом и водой.
III. Заключительная часть – 2 минуты
а) подведение итогов деятельности, поощрение детей.
Структура НОД Продолжи-тельность части
Содержание НОД Планируе-мые
результаты
Вводная часть
Организация
детей,
Установка на
предстоящею
деятельность,
Создание
проблемной
ситуации. 3 мин. Дети заходят в зал, здороваются с гос-тями.
Я предлагаю детям встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети действуют в соответствии с тек-стом.
Звучит музыка из мультфильма «Винни- Пух и все, все, все».
На экране появляется Вини – пух, который держит в лапе воздушный шарик.
Вини – Пух: Здравствуйте, ребята! Я летел на своем воздушном шарике к своему дру-гу Пятачку, но налетел сильный ветер и шарик принес меня к вам.
Вини – Пух: Ребята, а почему шарик на-зывается воздушным?
Ответы детей.
Вини – Пух: А что такое воздух? И есть ли он вообще? Если он существует, то это на-до доказать. Как вы думаете, как это сде-лать?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а вам интересно уз-нать, что такое воздух и есть ли он?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю со-вершить путешествие в лабораторию опы-тов и экспериментов, где мы с вами откро-ем секреты воздуха и поможем Винни-Пуху поверить в то, что воздух есть.
Общение,
Взаимодей-ствие
со сверстни-ками
и взрослыми
Способность
ребенка к
принятию
собственных
решений
Основная часть
Создание условий
для
разнообразной
активной
деятельности
детей
Активизация
имеющихся
знаний у детей. 15 мин. Воспитатель: Но прежде чем войти в ла-бораторию нам нужно отгадать загадку.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Ответы детей : Воздух.
Воспитатель: Молодцы, правильно, это воздух. Вот мы с вами и в лаборатории воздуха. А кто мне скажет, что это такое лаборатория?
Ответы детей.
Воспитатель: Это помещение, где прово-дят опыты.
Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже научимся проводить опыты и эксперимен-ты, наденьте шапочки и подойдите к столу.
Воспитатель: Но прежде, чем мы присту-пим к работе, давайте вспомним, как нуж-но вести себя в лаборатории. На экране по-являются картинки «Поведения в лабора-тории».
(На экране появляются схематические ри-сунки-подсказки)
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Воспитатель: Я, хочу рассказать вам одну тайну. Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Ответы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, что такое воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: А кто еще дышит воздухом?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет.
Воспитатель: А раз мы его не видим, зна-чит, какой воздух?
Дети: прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Давайте попробуем дока-зать, что воздух есть, но мы его не видим. Для того, чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: А для этого мы поиграем.
Игра «Поймай воздух ладонями»
Воспитатель: Я помогу вам поймать воз-дух.
Дети вместе со мной подходят к столу, где лежат полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка.
Опыт № 1: Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель: Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой?
Дети: Да.
Воспитатель: Ловите пакетом воздух, за-хватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета.
Воспитатель: А теперь ответьте на вопро-сы: 1. Что внутри пакета?
Дети: воздух.
Воспитатель: 2. На что похож мешок?
Дети: на подушку, шар.
Воспитатель: Воздух занял все место в пакете, но мы его не видим. Теперь развя-жем пакет и выпустим из него воздух. Ка-ким стал пакет? Почему так произошло?
Дети: пакет стал пустым, тоненьким, пло-ским, потому что в нем нет воздуха.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Затем, я предлагаю детям подойти ко второму столу, где лежат веера.
Опыт № 2: Опыт с веером
Я предлагаю взять в руки веер каждому ребёнку, устроить ветер с помощью вее-ра, помахать веером сначала на себя, по-том друг на друга.
Воспитатель: А теперь, давайте с вами обнаружим воздух в группе. Возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга.
Воспитатель: Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок, прохладный ветерок.
Воспитатель: Ветерок бывает слабый и сильный. А еще ветер это – давление воз-духа.
Воспитатель: Где человек использует ве-тер?
Дети: Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, венти-лятор.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : Ветер – это движе-ние воздуха.
Воспитатель: Вот мы с вами и открыли первый секрет воздуха. Воздух невиди-мый, прозрачный, его можно ощутить и с ним можно играть.
Отгадыва-ние загадки, высказыва-ние своего мнения.
Выдвигают свои мысли, суждения.
Активизи-руют мысли-тельные про-цессы.
Проявление любозна-тельности
Способен к самостоя-тельному объяснению.
Проявление любозна-тельности.
Способен к самостоя-тельному объяснению.
Проведение
физкультминутки
для снятия
статического
напряжения
утомления
Создание условий
для достижения
результата
каждого ребенка,
Осуществление
дифференцирован
ного подхода. Динамическая пауза
Игра «Парашютист»
Дружно все мы стали в круг
Будем делать парашют
Друг за другом мы идем
Парашют в руках несем
Руку все мы поднимаем
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют,
Легким воздухом надут.
Дети берутся за края пленки и делают па-рашют. (Дети выполняют двигательные движения указанные в тексте.)
Опыт № 3: Опыт со стаканом и водой.
Я вместе с детьми подхожу к следующему столу, где стоит тазик с водой, затем я беру в руки пустой стакан.
Воспитатель: Дети, что в стакане? Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Вни-мательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь.
Показываю стакан по очереди всем де-тям, выслушиваю ответы, но не оцениваю их.
Дети: Ничего.
Воспитатель: Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Я переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в тазик с водой. Стакан не наполняется водой.
На экране Винни – Пух удивляется.
Воспитатель: Что же не пускает воду в стакан?
Дети: воздух.
Воспитатель: Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан.
Воспитатель: А теперь, я наклоню стакан. Что появляется в воде?
Дети: пузырьки воздуха.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от-куда они взялись?
Ответы детей.
Воспитатель: Это воздух выходит из ста-кана, а его место занимает вода, т. е. в ста-кане есть воздух, он не пускает воду в ста-кан.
Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : Воздух легче воды.
Воспитатель: А почему вы думали, что в стакане ничего нет?
Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам с вами нужно подойти к следующему столу, чтобы про-извести следующий опыт. (На столе сто-ят стаканчики с водой, а возле них лежат трубочки на каждого ребёнка).
На экране появляется Винни - Пух.
Винни – Пух: Однажды Заяц на дне рож-дения угостил меня вкусным соком и дал трубочку-соломинку. Я, конечно, не толь-ко пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям). Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды.
Я беру стакан с водой и опускаю в него трубочку, затем предлагаю детям сде-лать то же самое.
Воспитатель: Подуйте в соломинку - тру-бочку. Что появляется на поверхности во-ды? Почему появляются пузыри?
Дети: Воздух выходит из воды.
Воспитатель: А откуда берётся воздух?
Дети: Из нас.
Делаем вывод: Воздух находится внутри нас.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем мы дышим?
Ответы детей.
Воспитатель: Закройте свои носики ла-дошкой и не дышите. Сможем ли мы долго не дышать? Что почувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха - без дыхания невоз-можна жизнь.
Овладение основными движениями
Проявление любозна-тельности
Заключительная
часть
Подведения
итогов
деятельности,
поощрение детей. 2 мин. Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Где мы с вами сегодня побывали?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Правильно, в лаборатории. Давайте ещё раз вспомним, что мы узнали о воздухе.
Ответы детей :
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды.
-Человек не может жить без воздуха.
-Ветер это движение воздуха
-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
Воспитатель: Молодцы, хорошо порабо-тали.
Воспитатель: Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
Винни - Пух: Ребята вы так много знаете о воздухе, мне было очень интересно с вами! За ваши открытия я хочу вам оставить на память о себе подарок – воздушные шари-ки!
Раздача шариков.
Рефлексия