Светлана Леденцова
Конспект НОД по познавательному развитию «Предновогоднее путешествие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
в подготовительной группе «Предновогоднее путешествие»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие
Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Предновогоднее путешествие“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Цель: Формировать представления детей о новогодних традициях России и других стран.
Задачи:
Систематизировать представления детей о традициях празднования Нового года на Руси, познакомить с историей их возникновения. Формировать познавательный интерес. Развивать связанную речь.
Воспитывать толерантность, уважение к традициям других народов, доброжелательное отношение друг к другу.
Способствовать созданию предпраздничной атмосферы, появлению новогоднего настроения детей.
Ход занятия:
- Ребята, совсем скоро к нам придет один из самых любимых праздников, вы все его ждете? Правда? А почему вы его ждете?
(ответы детей)
- Да, ребята, трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. А между тем, все имеет свое начало. Давным- давно наши предки отмечали Новый год в сентябре, то есть в начале осени. И украшали они в те давние времена не елку, а дубы и березы. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России триста лет назад. Царь Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января, как во всех развитых в то время странах. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. А традиция украшать на Новый год елку пришла к нам из Германии намного позднее, примерно через 100 лет, после указа Петра I. Немцы, жившие в России в г. Петербург, ставили нарядные елочки в своих домах, и эта традиция так понравилась россиянам, что они тоже стали на Новый год наряжать елки. Так же эта традиция возникла и других странах.
И вот, с тех давних времен под Новый год мы ставим и украшаем у себя дома елочку.
Еще одна традиция в нашей стране – это приход Деда Мороза и Снегурочки. Расскажите, что вы знаете о нашем Деде Морозе?
(ответы детей)
- Да, Дед Мороз живет в Великом Устюге. К нам на Новый год приходит … Дед Мороз со своей внучкой… Снегурочкой. Живут они вот в таком тереме, а в Новый Год отправляются на праздники к детям. Как же передвигается наш Дед Мороз по стране?
(ответы детей)
- Правильно, на санях, в которые запряжена тройка или шестерка лошадей.
Ребята, но в других странах существуют свои новогодние традиции. А какие страны, кроме нашей России, вы знаете?
(ответы детей)
- Да, ребятки, вы назвали много разных стран, и в этих странах есть свои новогодние волшебники, как наш Дед Мороз, и сегодня я предлагаю познакомиться с некоторыми из них, а для этого нам нужно отправиться в предновогоднее путешествие? Хотите? Кстати, почему я сказала предновогоднее путешествие?
(ответы детей)
- Правильно, Новый год еще не начался, просто он уже близко, по-другому сказать: мы находимся перед Новым годом, а сокращенно – пред, поэтому и настроение у нас предпраздничное, и путешествие – предновогоднее. Ну, что, отправляемся в путешествие? Но сначала нам нужно размяться, набраться сил.
Физпауза:
Скоро будет
Новый год, Новый год!
Возле елочки зеленой
Встанем в хоровод! В хоровод!
Дед Мороз
К нам придет, к нам придет!
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принесет!
Он добрый у нас,
Он веселый у нас,
Возле елочки зеленой
С нами пустится
Он в пляс!
(хлопки на правую и левую стороны)
(берутся за руки, поднимают сцепленные руки вверх)
(делают легкий наклон вперед, как-будто сообщают новость друг другу)
(кружатся, подняв руки над головой, вращая кистями)
(делают шаг вправо (влево) с притопом, одновременно хлопают руками)
(Выполняют «пружинки», поочередно выставляя то правую, то левую ноги)
- Ну, что, ребятки, садимся на наш ковер-самолет (слайд 2) поудобнее, и отправляемся в наше путешествие. Но, чтобы наш ковер взлетел, нужно сказать волшебные слова (чистоговорка) :
«Раз, два, три,
Ты лети, ковер, лети!
Через реки, города,
Через горы и моря!
А потом к земле спустись,
В другой стране ты приземлись!»
Но только нужно выделять звук Р, чтобы завелся невидимый мотор нашего ковра!
- Совершаем посадку в стране (слайд 3) Америка.
Как же называют американского Деда Мороза?
(ответы детей) (слайд 4)
- Правильно, вот он Санта Клаус. Чем же он отличается о нашего Деда Мороза?
(ответы детей)
- Да, он одет не в шубу, а в красную курточку и штаны, а на голове колпак. И обязательно подпоясан ремнем с большой пряжкой. Передвигается он, как и Дед Мороз на санях, но запряжены в них не кони, а олени (слайд5). Живет Санта Клаус в Лапландии, вот в таком красивом доме (слайд6). Но с Дедом Морозом в его тереме живет его внучка Снегурочка, а у Санты есть жена миссис Клаус (слайд 7). А еще у него есть помощники – эльфы, которые помогают ему читать письма от детей, и собирать подарки для них (слайд 8). Потом Санта загружает подарки в сани, и развозит их детям. Санта Клаус, через каминную трубу залазит в дом (слайд 9, оставляет подарки под елкой (слайд 10).
Снова отправляемся в путь (слайд 11).
(чистоговорка)
- Совершаем посадку в стране Германия. (слайд 12)
В Германии к детям приходит не Дед Мороз как у нас, и не Санта Клаус, а Вайнахтсман (слайд 13). Он обычно передвигается на белом ослике (слайд 14). И детишки в Германии перед тем, как лечь спать, выставляют на столы и подоконники тарелки для подарков. А в собственные башмачки кладут сено, чтобы ослик Вайнахтсмана смог подкрепиться перед дальней дорогой (слайд 15).
Все немецкие семьи, так же, как и у нас собираются за праздничными столами, обмениваются подарками. Фейерверки, песни, праздничный шум в новогоднюю ночь не утихают долго, немцы считают, что шумом они отгоняют злых духов (слайд 16).
- Отправляемся дальше? Вновь мы поднимаемся на Ковре-самолете (слайд 17) (активизация звука «Р», чистоговорка)
- Ковер-самолет совершает посадку во Франции. (слайд 18)
А во Франции к детям приходит французский Дед Мороз, его называют Пэр-Ноэль. Пер Ноэль приносит хорошим и прилежным детям подарки и конфеты. В деревянных башмаках и с корзиной подарков за спиной, он прибывает на осле (слайд 19) и, оставив животное снаружи, и тоже проникает через дымоход в дом (слайд 20). Подарки он кладет в обувь, которую дети заранее оставляют перед камином (слайд 21). Помощником Пера Ноэля является Пер Фуетар - дед с розгами (слайд 22, который напоминает Перу Ноэлю, как ребенок вел себя в течение года и чего он заслуживает больше - подарков или наказания. Этим персонажем пугают непослушных и капризных детей, говорят, что Пэр Фуэтар ходит по домам и задает трепку непослушным.
- Ну, что же, снова в путь? (слайд 23)
(чистоговорка)
Посадка в Италии (слайд 24). В Италии в Новый Год к детям приходят 2 волшебника (слайд 25) Баббо Натале и Добрая фея Бефана. Баббо Натале выглядит точно так же, как и Санта Клаус (слайд 26, так же одет и передвигается на 9 оленях. Но вот подарки детям дарит Бефана (слайд 27). Итальянские малыши с нетерпением ждут сказочную героиню, подвешивая носочки к камину (слайд 28, а утром спешат разворачивать подарки. Однако не все дети получат их: тем, кто плохо себя вел в прошлом году, фея кладет в носочек уголек. На какой сказочный персонаж похожа Бефана?
(ответы детей)
- Конечно, она очень похожа на нашу Бабу Ягу. Но Баба Яга обычно злая и вредная, а Бефана добрая.
Ну, что, посетим еще одну страну? Взлетаем! (слайд 29)
(чистоговорка)
Приземляемся в стране Финляндия (слайд 30).
К финским детишкам приходит гном Йоулупукки (слайд 31). Это забавное имя можно перевести на русский как "рождественский козел", потому, что раньше Йоулупукки носил шубу из козлиных шкур. У Йоулупукки чуткие, большие уши, поэтому ему хорошо известно, кто из ребятишек хорошо себя вел, а кто озорничал. Знает он и о том, кто какие подарки желает получить. В рождественскую ночь, пока детишки спят, он приходит к ним и оставляет щедрые дары, которые прячет в колпаке (слайд 32). Непослушным везет меньше - им он приносит розги.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Много стран на Земле, мы с вами не можем побывать во всех. Но до Нового года еще есть время, и мы с вами многое еще узнаем о существующих новогодних традициях в других странах.
Отправляемся в Россию, в наш детский сад (слайд 33) (активизация звука «Р»).
«Раз, два, три,
Ты лети, ковер, лети!
Через реки, города,
Через горы и моря!
А потом к земле спустись,
И в России приземлись!»
Россия, Свердловская область, поселок Бисерть, детский сад «Рябинка».
С возвращением, ребята! Как вам наше путешествие, понравилось? Что вам запомнилось? (дети делятся впечатлениями)
Вы узнали много новых новогодних волшебников. Вы конечно спросите: «Кто из них самый лучший, добрый и волшебный?». Возможно, это не так важно. Самое главное, что все Деды Морозы и другие новогодние волшебники со всех стран любят своих детей, успевают прийти к каждому малышу на Новый год и подарить только желанные и чудесные подарки.
Конечно, сколько стран, столько и обычаев, и новогодних персонажей. Но существует одна общая новогодняя традиция во всех странах мира: все плохое – свои обиды, плохие мысли, плохие поступки оставлять в старом году. А новый год начинать только с хорошего, с добрых пожеланий, хороших поступков и с улыбок. Я думаю, что мы с вами будем следовать этой традиции!