Валентина Варушкина
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мой Пермский край»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема «Мой Пермский край»
Воспитатель МБДОУ «Полазненский детский сад №2» Варушкина Валентина Николаевна
Цель:
Воспитание у детей чувства любви к Родине.
Задачи:
• Обобщить знания детей о Пермском крае.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Мой Пермский край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Пермский край
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Развивать у детей интерес к истории Пермского края. Закрепить знания о растительном и животном мире, полезных ископаемых, гербе, традициях Прикамья.
• Закрепить умение эмоционально и выразительно читать стихи, исполнять и инсценировать народные песни и хороводы.
• Закрепить понятия «Родина», «малая Родина».
• Закрепить знания детей о расположении городов Пермского края на карте России.
• Закрепить умение составлять целое из частей.
• Развивать речь детей : упражнять в подборе родственных слов, способствовать обогащению словаря детей при помощи текстов.
• Воспитывать уважение к своему народу, любви к Родине, гордости за неё.
• Способствовать развитию памяти, словесно-логического мышления, зрительно-двигательной координации, воображения, эмоций и чувств.
• Развивать умение использовать элементы уральской росписи в художественном творчестве.
Материал:
карты России и Пермского края, герб Пермского края, выставка картин (репродукций) с изображением уральской природы, слайды с достопримечательностями Пермского края, компьютер, кукла в национальном японском костюме, разделочные доски, силуэты досок, краски, пакет с разрезанным на части изображением герба.
Предварительная работа:
беседы о Пермском крае; чтение книг, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание стихов о родном крае, экскурсии в краеведческий музей, на природу, в библиотеку; знакомство с уральской (обвинской) росписью.
Ход:
Воспитатель (выставляет куклу в национальном японском костюме) :
Сегодня к нам в гости пришла девочка Йоко. Она живёт в далёкой стране Япония. Йоко хочется узнать как можно больше о нашем Пермском крае. Я думаю, мы расскажем ей много интересного о нашей Родине.
Дети, а что такое Родина? (это место, где мы родились и живём)
А как называется наша страна? (Россия)
Кто сможет показать границы нашего государства, нашей страны, России? (желающие обводят указкой границы России)
Карта может многое рассказать о стране. Мы видим, что Россия – большое государство. Мы гордимся нашей великой страной.
Но у каждого из нас есть малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
Малая Родина – островок Земли.
Под окном смородина, вишни расцвели.
Яблоня кудрявая, а под ней скамья.
Ласковая, малая Родина моя!
Наша Родина – Урал, Пермский край.
(Приглашает детей подойти к выставке картин с изображением уральской природы). Посмотрите на эти картины.
Какими выразить словами
Всю красоту, что вижу я?
Тебе, привольное Прикамье,
Пою я гимн, любовь моя!
Какая картина вам больше всего понравилась? (Дети объясняют свой выбор)
Вспомните, какие деревья растут в наших лесах? (Дети перечисляют деревья)
Назовите дерево – символ Пермского края. (Рябина)
Издавна рябину считали оберегом и говорили, что если рябину посадить около дома, она его будет охранять, оберегать, и недобрые люди в дом не войдут, и пожар не случится. В современных квартирах иногда вешают над дверью веточки рябины.
Богат лесами наш край. Здесь водится много зверей и птиц. Выберите тех животных и птиц, которые обитают в наших лесах, и разместите их на карте. (Дети размещают фигурки зверей и птиц на карте)
Теперь Йоко знает, какие животные и птицы обитают в уральских лесах.
Каким цветом изображены леса на карте? (Зелёным)
Что на карте изображено коричневым цветом? (Горы)
Верно, это могучие Уральские горы. Есть здесь уголь, нефть, алмазы, золото. Наш край называют солонкой России, а его жителей в старину называли «пермяки – солёные уши». Как вы думаете, почему? (Предположения детей) Пермский край богат подземными солёными водами – рассолами. Из них выпаривают соль. Есть у нас город Соликамск – соль на Каме (Дети находят город на карте). Здесь добывают не только пищевую белую соль, но и красную соль для удобрения земли.
А ещё в Прикамье есть город, рядом с которым расположена пещера, известная во всём мире. Как называется этот город? (Кунгур – находят на карте) Кунгурская ледяная пещера состоит из гротов с прозрачными озёрами, сталактитами и сталагмитами (известковые наросты на потолке и на дне пещеры).
Рассматривание слайдов о Кунгурской ледяной пещере.
Ребята, как называется главный город нашего края? Верно, это Пермь. (Находят на карте). Кто из вас был в этом городе? Что вам там понравилось? (Дети рассказывают).
Рассматривание слайдов с достопримечательностями Перми.
Физкультминутка:
Мы по городу идём – 1, 2, 3.
Всё, что видим, назовём – 1, 2, 3.
Вот дома высокие, улицы широкие,
Светофоры и машины, ярмарки и магазины.
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты.
Кто знает, почему наш край называют Прикамье? (Так как расположен при Каме). Все города нашего края раскинулись вдоль реки Кама.
Славен край и другими городами. В городе Нытва изготавливают ложки, а в городе Лысьва – эмалированную посуду, носки и варежки. (Показывают на карте)
У Пермского края есть свой герб – древний герб Пермской губернии – с шагающим медведем и раскрытой книгой.
Рассматривание герба.
Это эмблема подчеркивает связь времен и поколений, уважение к своей истории.
Образ медведя у древних народов Прикамья отражает силу, добродушие, предусмотрительность. Раскрытая книга – это и древняя библия, и культурные традиции края.
Игра «Собери герб» (Дети собирают из частей целое)
Теперь Йоко знает об интересных городах нашего края.
Пермский край – многонациональный. Здесь живут русские, коми – пермяки, татары, башкиры, удмурты и другие народности. У каждого народа – своя культура, язык, обычаи. Любят сочинять сказки. Наиболее известны коми – пермяцкие сказки : «Ёма и две сестры», «Перя – богатырь», «Охотник и Чукля», татарская «Камыр – Батыр», удмуртская «Как кошка оказалась с человеком».
Много стихов о Пермском крае сочинили поэты. Давайте расскажем нашей гостье стихи.
Дети читают стихи:
На радость нам наш край цветёт,
Хороший здесь народ живёт.
Природу Урала беречь мы должны
И помнить преданья седой старины.
Мы – за чистый лес и воду.
Мы охраняем Прикамья покой.
Кто любит родную природу,
Тот любит и край родной.
Раньше, много лет назад, не было ни радио, ни телевизоров, ни магнитофонов. Чтобы не скучать, люди пели песни, плясали, водили хороводы. Давайте и мы заведём хоровод.
Хоровод «На горе – то калина».
В деревнях были мастерские, где люди изготавливали предметы быта из дерева (прялки, шкафчики, сундуки, посуда, а чтобы они были красивыми, их расписывали.
Давайте украсим разделочные доски обвинской росписью, и подарим нашей гостье Йоко дощечку в подарок.
Дети садятся за столы и украшают разделочные доски.
Йоко благодарит детей за подарки и за интересный рассказ о Пермском крае, его природе, традициях.