светлана попова
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами математики в подготовительной группе «Какие бывают часы?»
Задачи. Познакомить детей с историей изобретения часов. Познакомить с разными видами часов: солнечные, песочные, напольные, настенные, наручные, будильник, башенные. Упражнять в образовании названий предметов (часы на руке – наручные часы, на башне – башенные). Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое и интересное. Воспитывать интерес к занятию. Дружеские взаимоотношения.
Ход занятия.
На руке и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.
(часы)
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с элементами математики в подготовительной группе „Какие бывают часы?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- А у нас тоже есть часы (Да)
- Посмотрите, что же случилось с нашими часами?
(часы остановились, обыграть)-Как вы думаете, время остановилось везде или только на часах?
(время остановилось только на часах)
-Правильно, время продолжает идти дальше. И один период времени сменяет другой.
Давайте вспомним. какие части суток мы знаем.
У детей карточки с изображением временных отрезков времени (частей суток). Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Первый лучик солнышка
Заглянул в окошко.
И проснулся сразу же
Мальчуган Антошка.
Когда это бывает?
Затем предлагает сказать:
- У кого на картинке это время суток, как называется оно и почему?
- У кого на картинке вечер и почему?
- А что вы делаете днем? Утром, когда приходите в детский сад?
Итог. В сутках 4 части : утро, день, вечер и ночь. Время идет по кругу, так же как и стрелки на часах
, и оно не стоит на месте.
Определять время нам помогают часы.
Как вы думаете, всегда ли у людей были часы?
История создания часов насчитывает несколько тысяч лет. Издавна человек пытался измерить время, сначала по дневному и ночному светилам и звездам, затем с помощью примитивных приспособлений и, наконец, применяя современные высокоточные сложнейшие механизмы, электронику и даже ядерную физику.
Принято считать, что история создания часов начинается с изобретения солнечных часов или гномона. Такими часами представлялось возможным измерять только дневное время, так как в основе принципа их действия лежала зависимость расположения и длины тени от положения солнца. (фото часов)
(фото песочных часов)- ребята, вы знаете что изображено на фотографии? (песочные часы)- их до сих пор применяют, например: в медицине,
когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определённый
отрезок времени. Может у кого то дома есть такие часы? Рассматривание часов.
( они представляют собой: два небольших сосуда, имеющих форму
конусов, соединяемыми вершинами друг с другом, и с узким
отверстием в месте соединения сосудов. Верхнем сосуде находится песок).
Правильно. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем сосуде, проходит определённое время, например, одна минута.
А теперь давайте поговорим о современных часах.
Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка. Как
называются такие часы?
(такие часы назывaются - наручным).
Некоторые мужчины предпочитают массивные часы, которые
прикрепляются цепочкой к ремню. Где их носят мужчины?
(они их носят в кармане).
Как называются такие часы?
(такие часы называются - карманными).
Часы, которые обычно ставят на письменный стол - называются?
(такие часы называются - настольными).
Часы, висящие на стене - называются?
(такие часы называются - настенными).
7. Существуют, ребята, такие часы, помогите мне, как эти часы называются?
(такие часы называются - напольными).
Как вы думаете, где они стоят?
(такие часы стоят на полу).
Какие они на внешний вид?
(они высокие, массивные с тяжёлыми гирями, укреплёнными на
цепях, и с красивым боем).
А какие часы "умеют куковать"?
(часы с кукушкой).
Правильно. В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка" каждый час дверца домика открывается, и "кукушка" появляется на его пороге. Звонко распевая, напоминает который сейчас час.
Ещё существуют часы, в которых отсутствуют стрелки, они
называются?
(такие часы назывaются - электронными).
На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их
устанавливают, как вы думаете, где?
(их устанавливают на башнях, зданиях, вокзалов, театров,
кинотеатров).
Самые знаменитые часы в России. Это какие, ребята? -показывает картинку с изображением Кремлёвских курантов.
(это кремлёвские куранты).
Установлены на Спасской башне Московского Кремля.
(во время беседы объяснение сопровождается с рассматриванием фотографий часов. Дается возможность найти сначала детям самим, если дети затрудняются, помогает воспитатель)
-Скажите, какой геометрической формы могут быть часы? (круглой, квадратной и т. д.)
Рассмотрим часы
-А стрелки на часах разные: одна маленькая, она называется часовая, а другая стрелка длинная, как она называется? (минутная)
-Какая стрелка движется быстрее? (минутная)
-Часовая стрелка (маленькая) показывает целый час тогда, когда минутная (большая) стоит на 12. На циферблате цифры от1до 12, маленькая стрелка двигается медленно и показывает часы, а большая стрелка бежит гораздо быстрее и показывает минуты. Зна-чит, положение минутной стрелки при показе целого часа постоян-но, а положение часовой – меняется. При определении времени с точностью до часа минутная стрелка проходит целый круг (через все числа, а часовая стрелка передвигается к следующему числу и покажет, что прошёл один час.
Поставьте стрелки на часах так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения:
-Кот Антипка жил у нас,
Он вставал с лежанки в час,
В два на кухне ел сосиски,
В три - сметану ел из миски.
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался,
В шесть тащил сельдей из банки.
В семь играл с мышами в прятки,
В восемь - хитро щурил глазки,
В девять - ел и слушал сказки,
В десять – шёл к лежанке спать,
Потому что в час вставать.
(Двое детей по очереди выполняют задания на доске, а другие- за столами).
-Послушайте, ребята, наши часы заработали!
(звук «тик-так»)
-Скажите, а зачем человеку знать точное время?
(Чтобы успевать делать добрые дела)
-А мы с вами сделали доброе дело?
-А когда мы можем потерять время?
(Когда его тратим понапрасну)
Вот что бы этого не происходило запомните пословицу: «Делу- время; потехе -час!».