Мастренко Елена Петровна
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в музей природы. Зима». Окружающий мир. Подготовительная группа
Цели: обучить способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; расширять знания об окружающем мире, зиме, как об одном из времени года; воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.
Ход занятия
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются,
Пусть зимушка веселая
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в музей природы, Зима“, Окружающий мир, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Подольше не кончается.
II. Основная часть задания.
1. Марафон загадок.
Воспитатель: Сегодня мы с вами вновь отправляемся на экскурсию в музей природы. Готовы? Молодцы!
О том, в какой именно зал мы отправляемся, вам помогут догадаться загадки. Сообразите, о чем речь:
Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам … (мороз)
Говорю я брату: «Ох!
С неба сыплется горох!»
Отвечает старший брат:
«Твой горох – ведь это ….» (град)
Снег идет, снег идет,
Здравствуй, здравствуй, … (Новый год)
На коньках я мчусь вперед.
Под ногами – крепкий … (лед)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а … (снежинки)
Снег с березы повалился,
На Андрюшку комом – хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный …. (сугроб)
Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и … (коньки)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
Поспешила к нам сама
Белоснежная …. (зима)
Молодцы! Конечно, наш путь сегодня лежит в зимний зал музея природы.
2. Зимний воздух.
Воспитатель: Ну-ка, ребята, тише! Иначе вы не сможете услышать прекрасные звуки зимы.
(Звучит в записи фортепианная миниатюра С. Прокофьева «Утро». На демонстрационном стенде – картины и репродукции зимних пейзажей, передающих спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы).
- Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?
- Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?
- Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы?
- Каким цветом вы бы нарисовали зимний воздух? Почему?
- Каким бывает зимний ветер?
- Покажите, как дует сильный, студеный ветер? (Дети надувают щеки и дуют изо всех сил)
- Покажите, что делают люди, когда на них дует такой ветер? (Дети поеживаются, постукивают нога об ногу).
- А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны его называют ласковым словом «Сиверко». (Дети показывают, как дует такой ветер).
3. Зимняя земля.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации с изображением зимы. Как преобразилась земля?
А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
Зверушек и пичужек –
Всех спрятала зима.
- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу? (Ответы).
Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы. Почему? (Ответы детей).
Посмотрите, ребята! У меня для вас письмо. Давайте его прочитаем!
Воспитатель показывает любой рисунок с изображением зимующей птицы, и от ее имени произносит просьбу всех птиц.
«Дорогие ребята! Я прилетела к вам посмотреть, кто из вас приготовил зимние кормушки для птиц, а кто нет. Не забывайте, пожалуйста, про нас!»
- Ребята, как можно помочь зимой птицам? (Ответы детей)
4. Зимняя вода.
- А что является главным признаком зимы?
- Откуда берется снег?
В нашем музее хранится одна удивительная история. Хотите ее послушать?
Воспитатель читает рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки».
ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ.
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе – это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы, и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
- А вот кто знает, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).
Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным
А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настом.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени и козы острой коркой наста режут ноги, с трудом выкапывают из-под наста мох и листья.
Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу ходит, как в валенках и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
Физкультминутка
Воспитатель: Сейчас свершится волшебство.
Это что за серебринки
И танцуют, и кружат?
Так вальсируют … (снежинки)
Веселят наших ребят.
Звучит мелодия вальса. Мы превращаемся в снежинок. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.
Легкий бег на месте, дети кружатся на носочках, руки не должны быть напряженными, взмахи руками вверх-вниз, с окончанием музыки присаживаются.
5. Зима и огонь.
Воспитатель: Кто из вас самый-самый внимательный? Вспомните, о какой стихии мы с вами сегодня не успели поговорить? (Об огне)
- Зачем нужен человеку огонь зимой (Чтобы спастись от мороза, от диких животных, если вдруг человек оказался в лесу один)
- А может огонь быть холодным? (Да, если речь идет о блеске, о сиянии).
III. Творческая работа.
Воспитатель: Что ж, пришла пора оставить в нашей книге отзывов музея природы очередную запись. В память о нашей экскурсии оставим в ней вальс снежинок.
Детям предложен лист ватмана, кисточки, краски. Дети рисуют снежинки.
IV. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! Очень постарались! А сейчас наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч в музее природы.