Екатерина Чисталёва
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по коми избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по коми избе» в подготовительной группе
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Форма проведения: открытое занятие
Цель: Формирование интереса к изучению коми языка через знакомство с коми избой.
Задачи:
- продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире;
- формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с бытом коми народа;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие по коми избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Коми
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- расширять кругозор детей;
- расширять представления о родном крае;
- привлекать детей к созданию развивающей среды группы;
-формировать у детей представление о себе как об активном члене коллектива: через участие в проектной деятельности, охватывающей родителей.
Оборудование: ноутбук, проектор, настенный экран, мультимедийная презентация, коми песня, клубок ниток, картинки с изображением предметов быта коми избы, альбом «Предметы быта коми избы».
Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением предметов быта коми избы, беседа «Как жили наши дедушки и бабушки», чтение художественной литературы про Коми край, словесная игра «Назови предмет», домашнее задание «Расскажи о предмете быта коми избы» (каждому ребёнку).
Ход НОД
I. Организационный момент
Дети садятся на стульчики под коми песню «Марья - Моль».
- Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие дети!
- Ребята, а на каком языке я поздоровалась с вами? (Отвечают)
Верно, я с вами поздоровалась на коми языке. Давайте представимся нашим гостям, а для этого поиграем в игру «Назови ласково друга».
Вы будете передавать друг другу в руки клубочек, и называть рядом сидящего ласково по имени. (Восп-ль начинает)
Проводится эмоциональная игра «Назови ласково друга».
II. Основная часть
- Ребята, а в какой республике мы живём?
- Да, наша республика называется Коми, и раньше почти все люди в нашей республике умели разговаривать на коми языке.
- Ребята, в начале занятия вы услышали песенку на коми языке. Вам понравилась песенка? А вы поняли, о чём там пели? Что же надо сделать, чтобы понимать коми песенки и язык? (Отвечают)
- У нашей Коми республики, как и у других республик, есть своя история, свои сказки и песни, свой язык. Знание коми языка поможет вам лучше узнать коми край, коми сказки и песенки, вы сможете общаться друг с другом на коми языке.
- Ребята, скажите, пожалуйста, у кого в семье родные разговаривают на коми языке? Поднимите руки. (Поднимают) Кто из членов семьи, назовите. (Называют)
Я сегодня хочу вас пригласить в одно интересное место, а куда – узнаете, если отгадаете загадку:
Она очень хороша, и уютна, и крепка.
В каждой есть окно и вход,
В каждой кто-нибудь живёт.
- Да, ребята, это загадка про коми избу (слайд 1)
- Ребята, сегодня мы познакомим наших гостей с предметами быта коми избы, и к концу нашего занятия сделаем альбом, который так и будет называться: «Предметы быта коми избы». Ну что, начнём?
Обсуждение слайда 1. Из чего строили избы? Для чего использовали их люди?
На коми языке изба называется КЕРКА. Давайте повторим вместе: керка.
- Сегодня я вас научу здороваться по коми, чтобы вы смогли поприветствовать своих родных, друзей и знакомых. В коми языке живут трудные звуки, и чтобы наши весёлые язычки красиво смогли их произнести, мы сейчас поупражняем их и поиграем в игру «Эхо». Все знаете, что такое эхо?
- Вы будете моим эхом. Если я говорю тихо, эхо тоже повторяет тихо, если громко, эхо тоже повторяет громко. Готовы?
Фонетическая игра «Эхо»
- Видза – дети поворяют за восп-лем громко, тихо, шёпотом.
- Ой, какое красивое эхо получилось, лучше, чем в лесу! Правда? Чтобы красиво научиться говорить по коми, надо очень внимательно слушать. Послушайте и посмотрите, как я это делаю.
- Видза оланныд! Здравствуйте! Видза оланныд! Попробуем вместе (громко, тихо, шёпотом).
- Молодцы, хорошее эхо у нас получилось.
Давайте отдохнём, сделаем физминутку. Вставайте возле стульчиков.
Дружно встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо-влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели – встали, сели – встали,
И на месте побежали.
- А сейчас я вам хочу прочитать стихотворение про коми тайгу, послушайте.
Я иду землёю Коми,
Древняя тайга кругом.
Лес такой – могуч, огромен.
Есть ли где в краю другом.
- А на коми языке это стихотворение звучит так:
Коми му кузя ме муна,
Ггр сулал сьд вр.
Врыс вывтi – вывтi уна,
Сыысь унаыс оз тр.
- Красиво звучит стих-е на коми языке?
- Внешний вид избы мы с вами посмотрели, пора и внутрь заглянуть.
Слайд 2
- Вот как выглядит коми изба изнутри.
- Рассмотрите внимательно, какие предметы находятся в избе. И попробуйте отгадать загадки. Отгадки вы найдёте внутри избы.
1. Сама не ест, а всех людей кормит. (Ложка – пань) – повторяем вместе
2. Что за птица, в которой соль хранится. (Солонка – сов доз) -- вместе
Слайд 3
3. В избе стоит, всяк на ней сидит. (Лавка – лабич) -- вместе
Слайд 4
4. В каждой коми избе есть толстая Маланья, которая кормит и греет. (Печка – пач) – вместе.
- А для чего в избе нужна печка? (Обсуждаем)
- Какие предметы мы ещё видим в коми избе? (Называют, выходит и рассказывает подготовленный ребёнок)
- Молодцы, ребята все предметы назвали. А кроме предметов быта кого мы ещё видим в избе? (Папу и маму). Обратите внимание на их одежду. Мы сейчас одеваемся так? (Нет)
- Ребята, они одеты в коми национальный костюм. У мужчин и женщин он разный. С мужским костюмом нас познакомит Захар.
- Рассмотрите женский костюм. Из чего он состоит? (Называют)
(По мере представления детьми предметов быта коми избы восп-ль вкладывает картинки в альбом).
- Ребята, посмотрите, а наш альбом уже готов! Я хочу поблагодарить вас и ваших родителей за создание альбома для нашего коми уголка. Вы молодцы!
III. Итог
- Ребята, о чём мы сегодня говорили? Что вам запомнилось? Что узнали нового и интересного? Что мы сегодня сделали для нашей группы?