Маргарита Николаева
Конспект игровой НОД по познавательному развитию «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: 5 -6 лет
Форма проведения: игра
Вид детской деятельности: познавательная игровая деятельность
Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность
Цель: расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы.
Задачи
Образовательные
• Расширять и закреплять знания детей о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни.
• Содействовать побуждению интереса к окружающему миру.
Публикация «Конспект игровой НОД по познавательному развитию „Путешествие в лес“» размещена в разделах
• Способствовать осознанию своей причастности к природе, возникновению чувства ответственности о тех, кто нуждается в нашей защите.
Развивающие
• Развивать у детей способность мыслить, анализировать, сопоставлять.
• Развивать умение слушать сверстника, инициативно высказываться, реагировать на собеседника.
Воспитательные
• Воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными.
Предшествующая работа:
• Рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных птицах наших лесов, чтение сказок и рассказов о диких животных;
• Цикл дидактических игр «Кто как кричит?», «Чей домик?» «Чьи следы», «Кто, где зимует», «Кто, чем питается», «Чей голос»
• Работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.
Словарная работа: лесные объекты, лужайка, клевер, кабан.
Материал:
• Слайды с картинками диких животных;
• Слайды с картинками цветов;
• Набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов;
• Магнитофон, аудиозаписи для музыкального сопровождения занятия;
• Аудиозапись голосов птиц.
Методические приемы:
1. Организационный момент (игра «Спаси птенца»)
2. Д/и «Кто как поёт?»
3. Игра «Зверей узнаем по следам».
4. Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
5. Д/игра «Угадай цветок»
6. Д/игра «Угадай по запаху»
7. Игра «С какого дерева листочек»
I. Организационный момент.
В. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в Зелёную страну. Как вы думаете, что такое зелёная страна? (Ответы детей). Кто живёт в этой стране? (Насекомые, птички, звери, цветы).
Но прежде чем отправиться в путь, мы должны с вами зарядиться хорошим настроением. Как вы думаете, что для этого нужно? (Ответы детей)
Правильно, нам нужно сделать что – то хорошее. Ведь от добрых поступков и вам, и другим на душе становится теплее и светлее.
Игра «Спаси птенца» (Звучит релаксационная музыка)
Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальцу, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам.
II. Основная часть.
В. Зарядились хорошим настроением? (Ответы детей). Настало время отправиться в путь. (Звучит музыка " Шум леса"). Дети выходят на импровизированную лесную поляну. Воспитатель предлагает детям остановиться и послушать, как шумит лес.
В. Ребята я приглашаю вас пройтись по лесным тропинкам. (На тропинке расставлены различные предупреждающие экологические знаки треугольной формы с изображением лесных объектов). Дети останавливаются около знака «птичье гнёздо», рассказывают, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данным объектом.
В. Поговорим о птицах. Послушайте, и скажите, кто так подает голос?
1. Д/игра Кто как поет?»
Звучит аудиозапись пения птиц. Дети угадывают и находят соответствующее изображение птицы. (Слайд 1)
В. Продолжим наше путешествие. (Дети останавливаются около знака «животные»). Не только птицы живут в нашем лесу. А кто еще же прячется от нас в лесной глуши? Узнать поможет игра «Чьи следы?»
2. Игра «Зверей узнаем по следам».
Дети рассматривают слайд 2 с изображением следов животного и отвечают, кому они принадлежат. (Заяц, белка, кабан, медведь, ёж, лось)
В. Что случилось бы, если бы все плохие качества природных объектов исчезли, и все окружающее стало бы хорошим? (Волк стал хорошим – перестал, есть зайцев, зайцев бы развелось столько, что они погрызли бы всю кору на деревьях, деревьев стало бы меньше, и многим птицам негде было бы жить). Ответы детей
В. В природе нет ничего лишнего, всё необходимое.
Продолжим наше путешествие. Дети останавливаются около знака с изображением ландыша.
В. Сделаем небольшой привал на цветочной лужайке.
3. Физкультминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания—руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой)
Какие цветы здесь растут? Отгадайте загадки.
4. Д/игра «Угадай цветок»
Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.
Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыш)
Был он желтеньким цветком —
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик —
Облетает. (одуванчик).
В. А кто из вас видел летом, что цветок одуванчика вдруг закрылся днём, что он подсказывает человеку своими закрывшимися цветами (показ слайда 3). (Ответы детей; погода будет пасмурная, пойдёт дождь).
Цветики — корзинкой
С желтой серединкой,
Белая рубашка.
Хороша. (ромашка)
Выросли звоночки в ряд,
Жалко только — не звенят.
Синие бутончики —
Это. (колокольчики).
В. А какие лекарственные растения нашего края вы знаете? (Крапива, мята, липа, ромашка). Правильно. Ребята, хотите поиграть в игру «Угадай по запаху». (Ответы детей)
5. Игра «Угадай по запаху»
Дети по запаху определяют, какие растения в мешочках и чем они полезны.
В. Наша прогулка продолжается. Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек»
6. Игра «С какого дерева листочек»
Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок называет, с какого дерева упал листочек.
Ребята! А вы знаете, почему деревья называют "зелеными легкими" планеты! (Ответы детей)
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
III.Заключительная часть.
Вот, сколько интересного мы узнали про лесных обитателей. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие? Кого вы встретили, путешествуя по лесу?
Что нового вы узнали? Что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом?
Дети высказывают свои мнения.
Список литературы.
1. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Издательство ВАКО –2008.
2. Лапшина Г. А. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста – Издательство «Учитель» – 2006
3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн. : «Асар» –1996.
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников М. : Издательство: Просвещение – 2006.
5. Интернет ресурсы