Ольга Порохнёва
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Интеграция детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Цель: развитие интереса к решению познавательных задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение детей решать познавательные задачи;
Темочки:
- поддерживать интерес детей к проявлению сообразительности и смекалки;
- закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- формировать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково - символическим обозначениям.
- формировать представление об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду;
- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги (верхний правый, левый угол, нижний правый, левый угол, середина)
Развивающие :
- развивать умение пользоваться логическим отрицанием с целью установления местонахождения предмета
- развивать умение следовать определённым правилам при решении задач с использованием кодовых карточек и схем
- развивать меткость, двигательную активность детей;
- развивать у детей внимание, память, мышление, воображение, аналитическую деятельность;
- развивать связную речь, активизировать в речи детей слова обозначающие названия хлебных изделий.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, поддерживать интерес к играм математического содержания;
- воспитывать целеустремлённость, настойчивость, чувство взаимопомощи;
- воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации.
Средства обучения: клубочек ниток, карта, указка, средства ТСО, презентация, карточки с изображением хлебных изделий, изображения подносов с цифрами от 4 до 10, макет болота, мешочки с песком, логические блоки Дьенеша, ватман с изображением реки, схемы, карточки и яблоки с цифрами от 0до 10 для дидактической игры «Назови соседей числа», листы бумаги А 4 - голубого цвета, раздаточный материал по количеству детей, тарелочки, конверт, раскраски.
Методические приё мы:
Словесный: постановка проблемы, рассказ педагога, беседа по вопросам, пояснения, указания, анализ деятельности, подведение итогов.
Наглядный: путешествие по сказке с использованием слайдов, рассматривание схем и кодовых карточек, сравнение с образцом.
Игровой: создание игровой ситуации, загадывание и решение практических задач, внезапное появление объектов.
Практический: элементарные опыты, моделирование, показ физических упражнений.
Используемые современные технологии: ИКТ, проблемно - игровая технология, личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, технология моделирования, технология исследовательской деятельности.
Ход занятия
Восп
итатель с детьми заходят в группу. Приветствуют гостей.
Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте их поприветствуем (здороваются)
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, у нас ещё гость (обращает внимание детей на клубок ниток, который лежит в группе).
- Интересно, зачем он к нам в группу закатился?
- Здесь письмо! Давайте прочтём письмо (читает). «Ребята, помогите мне, пожалуйста! Меня унесли гуси – лебеди к Бабе Яге, за широкие реки, за топкие болота. Она меня домой не отпустит, если вы не поможете!»
Воспитатель:
- Дети, герой какой сказки попал в беду, просит нас помочь ему?
Дети: Это Ваня из сказки «Гуси лебеди»
Воспитатель: Мы поможем Ване?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда нам нужно, отправится в сказку «Гуси - лебеди», но чтобы помочь Ване нужно быть не только смелым, но ещё нужно быть умным и смекалистым, чтобы суметь преодолеть все трудности, которые могут встретиться нам на пути.
- Клубочек хочет, узнать смекалистые мы или нет?
- Сейчас мы решим задачи и узнаем, можем ли мы отправиться на помощь Ване в сказку?
Игровое упражнение «Задачи на смекалку»
Начинает игру педагог, передаёт первому ребёнку клубочек и задаёт задачу и т. д. по кругу:
1. Сколько ушей у двух мышей?
2. Сколько рогов у семи носорогов?
3. На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?
4. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
5. Сколько мёда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
6. На одном берегу цыплята, на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
7. Над лесом летели три рыбки, две приземлились, сколько улетело?
8. Сколько грибов у ёжика в пустой корзинке?
9. У мамы есть дочка Даша, кот Василий и собачка Дружок. Сколько детей у мамы?
10. Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько кошек вместе стало?
Воспитатель: молодцы, справились с задачами на смекалку, а значит, все отправляемся в сказку выручать Ваню.
- Чтобы попасть в сказку, нам нужно узнать, какой дорогой туда идти?
- Посмотрите перед нами дорожная карта, нам нужно выбрать среди множества дорог только одну, которая приведёт нас в сказку «Гуси лебеди». Подсказка, по какой дороге идти, нарисована на камне у развилки дорог, давайте узнаем, куда нам идти?
Дети: размещаются перед картой.
Воспитатель: посмотрите на карту и назовите, какого цвета дороги?
Дети: жёлтого, синего, зелёного.
Воспитатель: первая подсказка нам поможет выбрать цвет дороги, по которой нам нужно идти.
- Посмотрите по дороге какого цвета нам запрещено идти?
Дети: по зелёной и синей дороге.
Воспитатель: значит по дороге какого цвета пойдём?
Дети: по жёлтой дороге.
Воспитатель: сколько у нас жёлтых дорог?
Дети: три.
Воспитатель: вторая подсказка нам поможет нам выбрать нужную дорогу по ширине.
- Определите, по какой дороге запрещено идти, по узкой дороге или по широкой?
Дети: по широкой.
Воспитатель: значит, мы идем, по какой дороге?
Дети: по узкой дороге.
Воспитатель: идём по жёлтой узкой дороге.
- Здесь одна такая дорога?
Дети: две таких дороги.
Воспитатель: посмотрите на третью подсказку. Она нам поможет определить, сколько следов должно быть на нашей дороге.
- Нам запрещено идти по жёлтой узкой дороге, на которой сколько следов осталось?
Дети: 2 следа.
Воспитатель: по какой дороге можно идти?
Дети: по жёлтой, узкой дороге, где осталось 3 следа.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, мы пойдём прямо по направлению этой жёлтой узкой дороги, с тремя следами оставленными путниками, и попадём в нашу сказку.
Воспитатель: (подводит детей к экрану с изображением печки)
- Посмотрите у нас на пути стоит печка, давайте спросим у неё, куда полетели гуси-лебеди?
Печка: подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите.
- Напекла я много хлебных изделий, а разложить их правильно на подносы не могу.
Воспитатель: ребята давайте поможем печке разложить на подносы хлебные изделия? (раздаёт детям карточки с изображением хлебных изделий от 4 до 10).
- Посмотрите, вот стоят подносы, на которых изображена цифра. Вы должны посчитать хлебные изделия на своей карточке.
- А затем положите свою карточку на поднос с цифрой, которая соответствует количеству изделий на вашей карточке.
Дети: выполняют задание
Воспитатель: проверяет правильность выполнения, задаёт вопросы.
- Маша… печка напекла какие изделия? Что у тебя нарисовано на карточке? Почему ты положила их на этот поднос?
Дети: ответы.
Печка: спасибо вам, ребята, за помощь, помогу и я вам. Гуси – лебеди полетели в лес, который находится за речкой.
Воспитатель: давайте поблагодарим печку за подсказку (говорят спасибо).
- Ой, посмотрите, путь к реке нам преграждает болото. Надо нам как-то через него перебраться. У нас есть мешочки с песком, как думаете, они нам могут помочь перебраться через болото? Как?
Дети: мы можем закидать болото мешочками и пройти через него, как по кочкам.
Воспитатель: если мы все мешочки бросим в одно место, мы сможем пройти?
Дети: нет.
Воспитатель: правильно, нам нужно кидать в разные места. Правую руку отводим назад и бросаем мешочек в болото, соблюдая дистанцию.
Дети: (выполняют задание)
Воспитатель: Чтобы удержать равновесие, при переходе нужно руки отвести в стороны, чтобы не упасть в болото с кочки (показывает)
Дети: (выполняют задание)
Воспитатель: вот мы и добрались до речки (на ковре лежит ватман с изображением реки).
- Гуси – лебеди, когда тут пролетали, мост через реку сломали, без моста нам никак через реку не перебраться. Необходимо выстроить новый мост, мешочков с песком у нас больше нет, поэтому предлагаю строить мост из камней, которые лежат вдоль берега. Согласны?
Дети: да
Воспитатель: только для постройки моста не все камни подходят, для моста нужно найти определённые камни по карточке - схеме, где указаны форма, размер, цвет и толщина камня.
- Возьмите себе одну схему и по ней определите, и найдите подходящий для моста камень.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: выстраивая мост из камней, спрашивает каждого ребё нка:
- какой камень ты искал по схеме?
Дети: отвечают по схеме.
Воспитатель: молодцы ребята, вы нашли все камни, которые раскидали Гуси- лебеди, когда разрушали мост. Речка нас благодарит за помощь и подсказывает, что нам нужно идти туда, где растёт яблонька, она нам подскажет, где избушка Бабы Яги.
На экране появляется яблонька.
Воспитатель: давайте спросим у нее, куда полетели Гуси – лебеди?
Яблонька: подскажу я вам дорогу, но сначала вы мне помогите, яблочки мои на полочках разложите правильно, одной мне никак не управиться.
Воспитатель: ребята давайте поможем яблоньке.
Игра «Назови соседей числа»
Воспитатель: возьмите себе по одному яблоку, которые упали с яблони.
Дети: выбирают яблоко с цифрой от 1 до 10 на подносе.
Воспитатель: посмотрите внимательно на число на своём яблоке и определите соседей этого числа. Найдите соседей на полочке и поставьте яблоко на своё место на полке.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: выясняет у детей
- Какие числа стали соседями числа 2 (5,7 и т. д….)
- Какое число предыдущее?
- Какое последующее?
Дети: обосновывают свой ответ.
Яблонька: спасибо вам, ребята, за помощь, помогу и я вам. Избушка Бабы Яги, куда полетели гуси, находится позади меня в лесу, туда вам путь и держать.
На экране появляется лес, звучит музыка.
Физкультурная разминка «Вместе по лесу идём»
Воспитатель: отправляемся в лес.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём. (Ходьба по кругу.)
Вот в лесу стоит сосна,
К небу тянется она. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (То же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад, руки на поясе.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Наклоны руками влево – вправо, вместе с корпусом)
К небу ветки протянули,
Ствол деревья растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели и на место подоспели.
На экране появляется избушка Бабы Яги.
Воспитатель: а вот и избушка на курьих ножках. Что нужно сказать избушке?
Дети: Избушка, избушка повернись к лесу задом, а к нам передом.
Баба Яга: кто это там меня беспокоит? Зачем пожаловали?
Воспитатель: ребята скажите, кто вы и зачем пришли?
Дети: мы дети старшей группы «Смешарики», пришли просить, чтобы вы отпустили Ваню домой.
Баба Яга: (недовольно) ещё чего, он мне самой нужен, он мне ткать ковры – самолёты помогает, надоело мне в ступе летать, я теперь хочу на ковре самолёте летать, и гусям своим лебедям, тоже по ковру хочу подарить за верную службу! А знаете, может быть, я его отпущу, но с одним условием, если поможете мне соткать ковры – самолёты, вместо Вани! Только боюсь, не справитесь вы с работой, очень затейливые у меня узоры на коврах, чтобы их соткать, нужно хорошо в пространстве ориентироваться.
Воспитатель: ребята, поможем? Выручим Ваню?
Дети: выручим.
Воспитатель: выбирайте себе по ковру, рассаживайтесь. Какой будем ткать узор на ковре, слушайте внимательно.
- В верхнем правом углу на ковре размещаем грибок. Возьмите грибок и положите его в верхний правый угол.
- Посередине ковра находится ёлочка.
- В нижнем правом углу на ковре находится пенёк.
- В верхнем левом углу на ковре размещаем бабочку.
- В нижнем левом углу на ковре должен быть цветок.
- А теперь давайте сравним с ковром Бабы Яги, такой узор у вас получился?
Дети: (проверяют)
Баба Яга: вижу, все справились с моим заданием, умные вы, как я погляжу, правильно на коврах узоры расположили. Вот будут мои гуси рады – радёшеньки. Отпускаю я Ваню, он мне теперь без надобности, пусть домой возвращается.
Ваня: (с экрана)
- Спасибо вам ребята за то, что выручили, я этого никогда не забуду, хочу подарить вам этот конверт, но раскроете его, когда вернётесь домой. До новых встреч (исчезает).
Воспитатель: и нам пора в детский сад возвращаться, подскажи волшебные слова Баба Яга.
Баба Яга: вот вам волшебный клубок, передавая его по кругу, скажите заветные слова: «У Бабы Яги есть волшебный клубок, он знает все тропки в лесу на зубок» затем повернитесь вокруг себя и окажитесь дома.
Дети: повторяют волшебные слова.
Воспитатель: вот мы и очутились снова в саду.
- Где мы с вами сегодня были?
Дети: в сказке «Гуси – лебеди»
Воспитатель:
- Чем занимались?
Дети: помогали героям сказки.
Воспитатель:
- Кому помогли?
Дети: Ване, печке, речке, яблоньке, Бабе Яге.
Воспитатель:
- Чем сумели помочь печке…. и т. д?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
- Какое задание было для вас самым трудным?
- Какое самым простым?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: сегодня мы все справились с заданиями.
- А теперь давайте откроем наш конверт, посмотрим, что там? (в конверте раскраски по сказке «Гуси - лебеди»)
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями и пойдём раскрашивать сказку в свою группу.