Светлана Богуш
Конспект НОД по познавательному развитию «Проказница Кока-Кола»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию «Проказница Кока-Кола».
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности.
Задачи:
- дать представление о вредном влиянии газированных напитков на организм человека путем проведения опытов с Кока-Колой;
- учить детей обследовать предметы и экспериментировать с ними;
- развивать у детей умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Проказница Кока-Кола“» размещена в разделах
- активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ;
- тренировать в употреблении в речи словосочетаний, состоящих из существительного и прилагательного, согласуя их в роде, числе и падеже;
- развивать речь детей, способствуя развернутым обоснованным ответам детей за счет наводящих вопросов воспитателя;
- закрепить знания детей о вредном влиянии некоторых продуктов на организм человека, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация для детей на тему «Кока-Кола : вред или польза?», магнитофон, записи: «Песенка о правильном питании», «Страшный смех», «Помогатор» из мультфильма «Фиксики», баночки Кока-Колы, вода, ржавые металлические предметы, яйцо, молоко, жевательные конфеты, колбы, стаканчики, салфетки (по количеству детей, микроскоп, лупы, защитная спецодежда, соковыжималка, фрукты).
Предварительная работа: опрос родителей для определения 5 топов самых вредных и самых полезных продуктов питания для наших воспитанников, словарная работа с детьми по разъяснению значения слов (ароматизаторы, красители, заменители сахара, химические добавки, ЗОЖ, пища, еда, беседа с детьми о ЗОЖ; чтение стихотворений о ЗОЖ, полезных продуктах и правильном питании.
Методы и приемы: наглядные – наблюдение, демонстрация картинок (презентация, сравнение; словесные – объяснение, рассуждение, беседа, групповой диалог; практические – наблюдение, опыт/эксперимент, практическая работа, упражнения, задания, поручения, игра.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, ТРИЗ-технологии, игровая технология, личностно-ориентированная технология.
Словарная работа: эксперимент, пробирка, колбы, пипетка, вещество, ингредиент, микроскоп, кальций, ароматизатор.
Возрастная категория детей: подготовительный дошкольный возраст.
Ход ООД:
I. Организационный момент
Дети входят в зал.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много интересного. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день у всех было хорошее настроение!
(Неожиданно раздается звонок сотового телефона. Воспитатель включает громкую связь).
Малыш: - Добрый день, ребята! Это снова я, ваш Малыш! Я очень рад, что у меня есть такие друзья, готовые прийти на помощь в любую минуту. У меня опять возникла проблема. Мой лучший друг очень любит покушать, особенно налегает на чипсы, жевательные резинки, газированные напитки. В последнее время он стал раздражительным, вялым, в его лица исчез здоровый румянец, он часто жалуется на то, что у него болит живот и плохое настроение! Ребята, помогите мне спасти лучшего друга!
Дети: - Мы конечно же поможем тебе, Малыш! Пусть твой друг приходит к нам в гости!
Воспитатель: - Ребята, а пока друг Малыша идет к нам, давайте попробуем разобраться, что с ним происходит. ( Ответы детей: он мало кушает фруктов и овощей; он много ест сладкого; а живот у него болит из-за вредной пищи).
Воспитатель: - Правильно, ребята! Друг Малыша совсем не заботится о своем здоровье. Кажется, я поняла, о чем мы должны рассказать нашему гостю!
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем с вами продолжать говорить о продуктах питания, влияющих на состояние нашего здоровья, и не просто о продуктах, а о вредных и полезных продуктах, которые мы с вами едим. Очень часто оказывается так, что любимая нами пища очень вредна для здоровья. Поэтому к выбору продуктов, которые мы употребляем пищу, едим, подходить надо очень осторожно.
Зачастую самые вкусные продукты являются для нас самыми вредными. Из опытов, проведенных с вами ранее, мы убедились, что любимые вами жевательные конфеты в яркой упаковке, леденцовый чупа - чупс, без сомнения, очень вредные продукты. Вкусно, прикольно, сладко, но очень и очень вредно. Почему? ( Ответы детей: вредно потому, что в этих продуктах есть вредные вещества, от которых мы можем заболеть). Да, действительно потому, что эти продукты питания изготовлены из очень вредных для нашего организма красителей, заменителей, огромного количества сахара, ароматизаторов и химических добавок.
(В это время появляется Карлсон, плачет. Воспитатель обращает внимание детей на Карлсона).
Воспитатель: - Ребята, а к нам пожаловал гость. Вы его узнали? (ответы детей) Карлсон, а почему ты плачешь? Расскажи нам.
Карлсон:- Утром я ел шоколад, пил Кока-Колу, грыз чипсы, сухари, орехи. Было так вкусно! Потом меня стало тошнить, сильно разболелись зубы, голова. Не пойму только почему? Помогите мне разобраться!
Воспитатель:- Ребята, разве можно так питаться?
Дети:- Нет!
Воспитатель:- Ребята, кто из вас пробовал Кока-колу?
- Вам понравилась она на вкус? Почему?
- Хотите узнать, что находится внутри этой красивой баночки? Какие секреты скрывает Кока-Кола?
Чтобы ответить на эти вопросы, куда же мы отправимся? Где проводят опыты и изучают свойства разных предметов и веществ? Где создают новые лекарства и совершают научные открытия? (Ответы детей) Правильно, мы направимся в исследовательскую лабораторию, а сами превратимся в ученых и проведем настоящие опыты, чтобы выяснить, как Кока-Кола влияет на организм человека. Карлсон, мы и тебя приглашаем в увлекательное путешествие в научную лабораторию. Там ты вместе с ребятами узнаешь много интересного и полезного.
II. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята! А что должно быть в настоящей лаборатории для проведения опытов и экспериментов? (Пробирки, колбы, пузырьки, микроскопы, лупы, щипцы и т. д.)
Воспитатель: - Что же еще необходимо для исследовательской работы? Конечно, ученым необходимо надеть спецодежду: халаты, фартуки, перчатки, защитные очки (дети и воспитатель одеваются).
Итак, коллеги, в начале нашей работы необходимо выяснить, как появилась на свет Кока-Кола. Внимание на экран (воспитатель показывает детям и Карлсону фильм на проекторе).
Воспитатель: - Кока-Колу придумал американский аптекарь Джон Пембертон в 1886 году, то есть ей уже почти 130 лет! (Слайд 1)
Сначала ее продавали только в аптеках, но вскоре она начала быстро приобретать популярность и через 50 лет после ее изобретения стала самым популярным напитком не только в Америке, но и во многих других странах планеты, в том числе и в России. (Слайд 2)
В 1931 году компания по производству Кока-Колы решила превратить Санта Клауса, американского Деда Мороза в рекламный символ этого популярного напитка. (Слайд 3)
Каждый день с экранов телевизоров мы смотрим, как с приятным шипением льется в стакан Кока-Кола, что сразу так и хочется выпить этого вкусного, освежающего напитка. (Слайд 4-6)
Так пить Кока-Колу или не пить? Что приносит Кока-Кола человеку – вред или пользу? И из чего делают Кока-Колу? На эти вопросы мы с вами сможем ответить, если превратим сейчас наш зал в настоящую лабораторию, а сами станем учеными и будем проводить опыты. (Слайд 7-15)
Опыт 1. (опыт подготовлен заранее).
Давайте узнаем, правда ли, что Кока-Кола опасна для наших зубов? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. За прочность яичной скорлупы, а также наших зубов и костей отвечает вещество – кальций. Чтобы опыт был более точным, мы в один стакан налили Кока-Колу, а в другой – воду. В оба стакана положили яичную скорлупу. Скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.
Возьмите свои лупы и внимательно рассмотрите, как изменилась скорлупа яйца. Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)
Правильно, от Кока-Колы зубы, так же как и яичная скорлупа, могут темнеть и портиться.
Опыт 2. (опыт подготовлен заранее).
Неделю назад я налила в стакан Кока-Колу и оставила его на неделю. Спустя неделю вода из Кока-Колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп. Давайте подойдем к столу для экспериментирования: выберите те предметы, с помощью которых можно помешать сироп. Попробуйте теперь помешать сироп в стаканчике. Какой он? (густой, тягучий, липкий). Трудно ли его мешать? Прилипает ли он к ложке, палочке? Какой вывод вы сделаете? (Ответы детей)
Воспитатель: - Верно, это произошло потому, что в Кока-Коле очень много сахара. А что бывает, если человек употребляет в пищу много сладкого? Совершенно верно, он быстро набирает лишний вес, становится толстым и неповоротливым.
(Звучит фрагмент страшного смеха).
Воспитатель: - Ребята, вы слышите эти страшные звуки и смех? Как вы думаете, что это? (ответы детей). Правильно, это Кока-Кола смеется над нашими желудками, когда в него попадает!
Опыт 3.
А этот опыт мы проведем с вами вместе. Смотрите, я беру банку Кока-Колы, открываю ее, наливаю в стакан и кладу в него три мятные конфеты «Тик-Так». Немного подождем… Ой, что произошло? (Кола начинает шипеть и пузыриться). Теперь попробуйте сами положить в пробирку с Кока-Колой драже «Тик-Так». Закройте и хорошенько потрясите. Что получилось? Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей)
Воспитатель: - Да, с некоторыми продуктами Кока-Кола не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Только представьте, что этот взрыв может произойти в вашем желудке!
Опыт 4.
Для следующего опыта нам понадобятся ржавые или тусклые металлические предметы: выбирайте, тут есть монеты, болты, скрепки. В мисочку с Кока – Колой положите ваш предмет. Немного подождем. Теперь вытащите предмет и потрите его тряпочкой. Что стало с ржавым предметом? Посмотри на него в микроскоп. Какой вывод можно сделать вывод после этого опыта? (Ответы детей)
Воспитатель: - Вы сделали правильный вывод, ведь если Кока-Кола с легкостью удаляет ржавчину, то она так же легко может разъедать стенки нашего желудка.
Опыт 5.
Я слышала, что Кока-Колу можно использовать как моющее средство. Сейчас мы с вами это проверим. Утром я взяла небольшую тряпочку и испачкала ее кетчупом. Положим в мисочку с Кока-Колой. Давайте посмотрим, что стало с нашим пятном. Смотрите, от пятна не осталось и следа, даже без использования моющих средств.
Какой вывод сделаем? (Ответы детей)
Правильно, если Кока-Кола выводит стойкие пятна и налёт от заварки, может ли она причинить вред нашему организму? (Ответы детей).
Опыт 6.
Распределите обязанности: один наливает в прозрачный стаканчик Кока-Колу до половины, второй – добавляет туда молока. Посмотрите, что происходит? (Ответы детей).
Воспитатель: - Да, верхний слой жидкости в стакане стал совсем прозрачный, зато внизу образовался мутный, густой осадок, появились хлопья. Почему же это произошло? В Кока-Коле есть вещество, которое соприкасаясь с молоком вступает в реакцию, и возникает такой неприятный осадок на дне стакана, какой бывает при скисании молока. Какой выводсделаем? (Ответы детей)
Воспитатель: - Да, если пить Кока-Колу вместе с молочными продуктами, то такой осадок появится и в нашем желудке.
Ребята, мы провели опыты, которые должны были определить, вредна или полезна Кока – Кола? Пить или не пить этот напиток? (Слайд 16)
Итак, что же такое Кока-Кола? Конечно, для многих это любимый напиток, которым невозможно напиться, хочется пить еще и еще. «Кока-Кола» - это сильногазированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, приводят к нехватке кальция в костях и зубах. Вещество кофеин, который содержится в Кока-коле, приводит к раздражительности, плохому сну, затрудняет работу сердца, а большое количество сахара вызывает избыточный вес. (Слайд 17)
Чтобы быть здоровыми и крепкими надо есть полезные продукты. А чтобы вы запомнили, какие продукты полезны для нас, а какие приносят непоправимый вред здоровью, мы сейчас поиграем в игру «Найди лишнее». (Слайд 18)
Игра "Четвертый лишний"
1. Капуста, картофель фри, молоко, морковь. (картофель фри)
2. Яблоко, чипсы, помидоры, курица. (чипсы)
Игра "Полезные и вредные продукты"
1. Кока-кола, гамбургер, газированная вода. (вредные продукты)
2. Банан, хлеб, мясо, рыба. (полезные продукты)
Воспитатель: - Итак, ребята, хотите быть здоровыми – не пейте «Кока-Колу», пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья! Будьте здоровы! (Слайд 19).
Воспитатель: - Мы с вами много потрудились и устали. Я предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка «Фрукты».
1. Будем мы варить компот. маршировать на месте
2. Фруктов нужно много. Вот. показать руками - "много"
3. Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат
4. Грушу будем мы рубить, рубят,
5. Отожмем лимонный сок, отжимают,
6. Слив положим и песок. кладут, насыпают песок
7. Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя
8. Угостим честной народ. хлопать в ладоши
III. Заключительная часть.
Воспитатель: - Мы теперь знаем, что нельзя употреблять в пищу, чтобы не заболеть, а так же, что мы должны правильно питаться, чтобы быть здоровыми и сильными! Я знаю, что все вы любите сок. А свежевыжатый сок пробовали? (ответы детей) Хотите попробовать? Есть у меня чудосоковыжималка, но как она работает, я не знаю. Ребята, помогите мне разобраться! Вы согласны мне помочь? ( Ответы детей: да). Нам нужно разгадать ребус в инструкции, и тогда мы узнаем, как ей пользоваться.
(дети выполняют работу самостоятельно под музыкальное сопровождение «Помогатор» из мультфильма «Фиксики»).
Воспитатель: - Итак, что у вас получилось? (ответы детей) Молодцы! Вы разгадали ребус, и мы сможем включить соковыжималку, приготовить вкусный и полезный апельсиновый сок и угоститься им. А еще мы угостим нашего гостя Карлсона, может тогда его вкусы поменяются, и он поймет, что натуральный сок не только вкуснее, но и полезнее вредной Кока-Колы.
Итог ООД:
Воспитатель: - Зачем мы сегодня проводили с вами опыты с Кока-Колой? (дать возможность ответить на вопрос всем детям, начиная с менее активных).
- А что мы узнали нового? Какие полезные для здоровья продукты питания следует употреблять в пищу? Я начну, а вы продолжите: вкусно и полезно, как поется в песенке, употреблять в пищу блюда, приготовленные из …. (можно предложить детям по цепочке называть полезные продукты питания, согласуя название продукта, выраженное существительным, с прилагательным в роде, числе и падеже: н-р, сладкой морковки, сладких фруктов и т. д.)
Воспитатель: - Итак, чтобы быть здоровым, не попасть в больницу, нужно правильно питаться, то есть кушать блюда, приготовленные из полезных для здоровья продуктов питания, то есть из …. овощей, фруктов, рыбы, мяса, молока, творога и т. д. (необходимо дать возможность детям самим продолжить предложение).
Воспитатель: - Молодцы, все молодцы! Каждый из вас поработал сегодня очень хорошо. Каждый из вас узнал сегодня много нового и интересного. Я надеюсь, что придя домой, вы расскажете своим родителям о том, как надо правильно питаться, употребляя в пищу только полезные продукты питания, чтобы быть здоровыми; расскажете о том, что следует беречь свое здоровье, заботиться о собственном здоровье, отказавшись от употребления в пищу жевательных резинок, чипсов и, конечно же, отказавшись от Кола-Колы. Спросите своих родителей дома, какие они знают вредные для здоровья человека продукты питания, и почему они вредны, а вы потом поделитесь своими знаниями об этом с другими ребятами.
Карлсон: - Спасибо вам, ребятки! У меня такое замечательное настроение. Сегодня я узнал так много нового и интересного, вы научили меня правильно питаться здоровой и полезной пищей. Побегу-ка я к Малышу и расскажу ему, как провел с вами время. Теперь я приглашаю вас в гости в нашу страну Мультипультию. Вас у нас очень понравится!
(Карлсон раздает ребятам пригласительные билеты в страну Мультипультию).
Карлсон: - Очень интересно было!
Всех ребят я полюбил,
Но прощаться нам пора.
Что поделать, ждут дела!
До свиданья, детвора!
Дети прощаются с Карлсоном и благодарят его за подарки.