Оксана Коробейникова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Пернатые друзья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)
«Пернатые друзья»
для детей подготовительной к школе группе
Разработала: воспитатель
МДОУ комбинированного вида
д/с № 58 «Радость»
Коробейникова О. В.
г. Люберцы, 2022 г.
Интеграция образовательных областей:
• «Социализация»,
• «Коммуникация»,
• «Познание»
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Пернатые друзья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Виды детской деятельности
• Игровая;
• Коммуникативная;
• Фронтальная;
• Работа в подгруппах;
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить и расширить знания о птицах их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные.
• Учить выделять характерные особенности птиц, зависимость их от среды обитания.
Развивающие:
• Развивать наблюдательность, умение делать выводы, решать проблемные ситуации, действовать самостоятельно и в команде, помогать друг другу.
• Развивать связную речь – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).
• Способствовать активизации внимания, мышления.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять и заботиться о братьях наших меньших.
Планируемые результаты: имеет знания о птицах, их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные.
Оборудование: иллюстрации птиц, таблицы «Кто, чем питается?», карточки-схемы «Птицы», картинки пищевые цепочки луга, игра «Что сначала, что потом», знаки «Защитим природу!», мольберт.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры: «Выбери правильный ответ», «Запомни, назови»; игра «Кто, где и как зимует», различие зимующих и перелетных птиц, игра «Пищевые цепочки леса» чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, просмотр презентаций «Птицы наших лесов».
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, словесный, наглядный, работа по схемам, словесная игра «Цепочка слов»; Дидактические игры: «Найди лишнюю птицу», «Кто, чем питается», «Пищевые цепочки луга», «Что сначала, что потом», физкультминутка «Птицы».
План НОД:
1. Организационный момент (постановка проблемы).
2. Работа по теме
3. Работа с моделями
4. Словесная игра «Цепочка слов»
5. Дидактическая игра «Найди лишнюю птицу»
6. Физкультурная минутка «Птицы»
7. Дидактическая игра «Кто, чем питается».
8. Дидактическая игра «Пищевые цепочки луга»
9. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
10. Рассматривание знаков «Берегите природу»
11. Итог.
Ход НОД.
Дети сидят на стульчиках у мольберта.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня, когда шла на работу, у нашего детского сада. Что это? (Это яичко, его, наверное, птичка потеряла).
Воспитатель: А разве только птицы появляется из яиц? (Ответы детей)
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на которой висят картинки: змея, кошка, крокодил, черепаха, рыба, паук, гусеница, и просит найти здесь лишнего, того, кто не появляется из яиц. Кошка не рождается из яиц.
Воспитатель: Если все они появились из яйца, значит они птицы?
Воспитатель: Ребята, вы согласны с этим? Какое живое существо может называться птицей? (Ответы детей).
Работа с моделями.
Дети выбирают схемы, которые относятся к птицам. Объясняют, что птицы – это животные, у которых 2 крыла и 2 лапки, что бы летать и ходить; тело покрыто перьями, есть клюв.
Словесная игра «Цепочка слов»
Воспитатель: Ребята, а много птиц вы можете назвать? Давайте поиграем в игру «Цепочка слов» (Ребенок называет птицу, а следующий называет птицу первого ребенка и свою). Воробей, воробей - сорока, воробей - сорока-синичка, воробей - сорока-синичка-галка, и т. д.
Игра «Найди лишнюю птицу»
Воспитатель: Ребята, у нас на столах лежат картинки с изображением птиц. Давайте поиграем в игру «Найди лишнюю птицу».
Дети делятся на 3 команды, каждая подходит к своему столу. На первом столе лежат картинки с изображением птиц: Курица, утка, петух, иволга, индюк.
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? (Здесь лишний воробей, потому что он живет в лесу, а остальные домашние птицы и о них заботится человек).
2 стол – Синичка, свиристель, курица, воробей, сова, соловей.
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? (Лишняя курица, она домашняя птица, Остальные птицы дикие, они живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).
Воспитатель: Какую пользу приносят дикие птицы? (Они уничтожают насекомых и грызунов).
Воспитатель подходит к третьему столу, на котором картинки - гусь, лебедь грач, журавль, сова.
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? (Лишняя здесь сова, она остается зимовать).
Воспитатель: Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Им зимой нечего есть, а на юге тепло и много еды).
Физкультминутка «Птицы»
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами превратимся в птиц и выполним физкультминутку.
(Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения).
Как головою между листвою
Дятел деревья долбит. Движения головой вверх - вниз
Как на рыбалку и вперевалку
Гусь за гусыней бежит. Бег на месте с разведением рук
Как удивились, остановились
Гуси у самой реки,
Воду попили, крылья раскрыли Наклон вперед, руки назад
И потихоньку пошли, Шаги на месте
Лебеди летят,
Крыльями машут, Плавные движения руками с большой амплитудой
Прогнулись над водой,
Качают головой, Наклоны вперед, прогнувшись
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся Приседания
Воспитатель: Ребята, скажите, а чем питаются птицы, чем можно накормить птиц. (Насекомыми, червячками, зернышками).
Воспитатель: Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами. Что это за птицы? (Это птицы насекомоядные).
Воспитатель: А птицы, которые питаются зернами, семечками? (Это зерноядные птицы).
Воспитатель: А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков? (Это хищные птицы).
Дидактическая игра «Кто, чем питается»
Воспитатель предлагает, по картинкам рассказать и показать, кто и чем питается.
Воспитатель: Скажите, а птицы на нашей планете живут только в одном месте? (Нет! Одни живут в лесу, другие на болоте, третьи на лугу).
Воспитатель: Правильно, птицы живут всюду. И от среды обитания зависит их питание. А как вы думаете, если человек, на всех лугах построит дома, магазины, стадионы, что может произойти? (Могут погибнуть птицы и животные).
Воспитатель: Докажите.
Игра «Пищевые цепочки луга»
Проводится игра, дети с помощью магнитных картинок выстраивают пищевую цепочку. (На лугу растет клевер, им питаются мыши, если погибнет клевер, меньше станет мышей, а если исчезнут все мыши, нечего будет, есть хищным птицам и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а как появляются птенцы? (Сначала птицы строят гнезда).
Воспитатель: У всех птиц одинаковые гнезда? ( Для своих гнезд каждая птица выбирает разный материал: веточки, соломинки, травинки, мох, глину, кто- то откладывает яйца, прямо на земле. Некоторые птицы живут в домиках, которые сделали люди).
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Воспитатель предлагает с помощью картинок рассказать о развитии птенцов. Проводится игра «Что сначала, что потом?»
Воспитатель: А какую пользу приносят птицы? (Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением и т. д.)
Воспитатель: А как человек может помочь птицам? (Кормить зимой крошками и семенами растений).
Знаки «Берегите природу»
Воспитатель предлагает рассмотреть знаки «Берегите природу!» и ответить на вопросы.
Нельзя разорять гнезда, потому что….
Нельзя трогать птенчиков, потому что…
Нельзя разжигать костры, потому что…
Нельзя ломать деревья, потому что,
Нельзя громко кричать в лесу, потому что…
Итог.
Воспитатель: Ребята, мы так много узнали о птицах: где живут, чем питаются, почему улетают в теплые края, как о них можно заботиться, как их охранять Спасибо вам большое.
Воспитатель: Понравилось вам наше занятие? (Ответы детей)
Почему? (Ответы детей)
Что больше всего понравилось, (Ответы детей)
Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Литература:
1. Расскажите детям о птицах. Карточки для занятий в детском саду и дома.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. Воронеж, 2004.
3. Гомзяк О. С. Говори правильно. М., 2007.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе. М., 2001.
5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. М., 2001.