Ирина Волынская
Конспект НОД по познавательному развитию «Как выращивают хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев; воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
Программные задачи:
1. Образовательные:
- Создать условия для мотивации получения детьми знаний о производстве хлеба;
- Расширить знания детей о росте растений, свойствах муки, строении хлебного колоса через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Как выращивают хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2. Развивающие :
-Развивать мелкую моторику, воображение, память.
3. Воспитательные:
- Формировать эмоционально позитивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Словарная работа: пашня, жатва, трактор, комбайн, плуг, сеялка.
Предварительная работа.
1. Чтение сказки «Колосок»,
2. Заучивание пословиц, поговорок, стихов, потешек о солнце, хлебе;
Ход НОД
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Мои юные друзья, слышите, кто-то стучит? (Слышен стук). Я посмотрю, а вы тихонько подождите. (Из-за театральной ширмы выглядывают мышата Круть и Верть (дети).
Мышата: Здравствуйте ребята. Вы нас узнали? Как вы думаете, из какой мы сказки?
Круть: Мы побывали у Вас в музее хлеба и увидели много интересного. Там столько вкусных пирожков, булочек и хлебушка! Мы тоже хотим их испечь А за помощью обратились к Петушку, но он сказал, что ему некогда и почему-то послал нас на хлебное поле.
Верть: А мы стали смеяться, что на хлебном поле булки, пирожки, ватрушки растут? Пришли к вам за помощью, научите нас, как печь пирожки?
Воспитатель: Не расстраивайтесь мышата, мы с моими юными помощниками обязательно поможем вам.
2. Совместная деятельность.
(Дети рассаживаются вокруг экран мультимедиа).
Воспитатель. Весной лишь только растает снег, просохнет земля в полях, начинают работу люди и машины. (Слайд 2 пашня с тракторами, которые пашут плугом землю и сеют зерно с сеялкой).
Какие машины работают в поле весной (трактора)
Что они делают? (пашут, сеют)
Чем пашут землю? (плугом)
С помощью чего укладывают в почву зерна пшеницы или ржи? (Слайд 2).
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, пушистой, послушной, вот теперь можно и сеять.
Воспитатель: Друзья, а мы с вами тоже сажали различные зерна, кто помнит какие? (рожь, овёс, пшеница, ячмень). Расскажите, мышатам как мы это делали? (Слайды 3,4, 5. По картинкам с фото детей. Рассказы детей.)
Воспитатель: Свои зернышки мы поливали, рыхлили, пололи. И вот на нашем поле выросло много колосков. (Слайд 6 дети с выросшими колосьями).
(Дети подходят к столам для проведения опытов; по колоску воспитатель отдает Мышатам).
Опыт №1 «Где живут зернышки»
Воспитатель: Друзья мои, возьмите в руки колоски. (Колоски на подносах).
Воспитатель: Какие они? (Колючие, усатые, желтые, золотые).
Воспитатель: Да, так выглядят колоски, которые поспели. А можно ли из колоска испечь пирожок? (Нет)
Воспитатель: Может у колоска есть какая-то тайна? Давайте мы их внимательно рассмотрим. (Дети обнаруживают, что в колосках прячутся семена).
Воспитатель. Какой формы, величины и цвета зерна? (гладкие, овальные, коричневые, желтые, маленькие)
Мышата: Ой, как интересно, в колоске прячутся зернышки.
Воспитатель: Посмотрите, мышата и ребята на поле - Зерно созрело. Слайд 7 желтое поле)
Воспитатель: Что дальше? Начинается жатва. Как называется машина, которая жнет, то есть убирает хлеб? (Слайд 8 комбайн). Комбайн срезает пшеницу и отвозит ее на мельницу. Друзья мои, как вы думаете, зачем зернышки везут на мельницу? (молоть). Правильно. В старину, люди мололи муку в таких мельницах. Слайд 9,10 мельницы ветряной и водяной, а сейчас, это делают на мукомольном заводе (Слайд 11, 12 завода и его цехов)
Воспитатель: Давайте и мы с вами отвезем зерно. На чем повезем? (На машине.)
Игра «Перевези мешки на мельницу».
Дети на машинках перевозят мешки к мельнице.
Игра "Пшеница и хлебороб". Дети-"колоски" встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперёд-назад. Водящий-"хлебороб" (ребёнок) вытягивает руки в стороны, идёт между рядами. Дети должны успеть присесть. Тот, кого задели, становится "хлеборобом".
Воспитатель: Друзья мои, хотите посмотреть, как из зерна получается мука? (дети подходят, встают вокруг стола)
Воспитатель: Давайте возьмем наши зернышки и попробуем их перемолоть. (Воспитатель использует ручную кофемолки).
Покручу, поверчу,
Покручу, поверчу,
Да муку получу.
Воспитатель. Друзья мои, посмотрите, у нас получилась мука.
Опыт №2 «Волшебница мука»
Воспитатель: Давайте попробуем ее на вкус, потрогаем, добавим воды. Какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая, невкусная и т. д.).
А что делают из муки? (пирожки, торты и т. д.)
Друзья мои, а как же пирожки стали вкусными? (Рассказы детей).
Воспитатель. Итак, тесто замешивают из муки, добавляют молоко, сахар, соль, яйца, масло, дрожжи. Поэтому хлеб, пирожки получается очень вкусными. И я для вас замесила специальное тесто, из которого мы будем стряпать булочки и пирожки для Мышат и Нашего музея хлеба, а сначала давайте подготовим руки для работы с тестом.
Пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто замесили мы, (Сжимаем, разжимаем кулачки)
Сахар не забыли мы, (Имитация посыпания)
Пироги пшеничные (Соединили ладошки вместе)
В печку посадили мы. (Руки вперед, вверх ладонями)
Мы печем пшеничные пироги отличные. (Имитация стряпни пирожков)
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные? (Плечики поднять,
опустить)
Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора
(Показать ладонь, загибать пальцы)
И другие, все кто может, пусть приходят с ними тоже.
3. Самостоятельная деятельность.
Дети лепят пироги, булочки, украшают их и дарят Мышатам.
4. Итог.
Круть: Спасибо ребята, вы нас научили, как испечь пироги и булочки.
Верть: А еще, теперь мы знаем, чтобы вырастить хлеб надо приложить много труда.
Воспитатель. Вот и весь наш сказ,
А мышатам есть наказ:
Кто любит труд,
Того все чтут!
Ведь не зря в народе говорят:
«Не трудиться – хлеба не добиться!»
Мальчишки и девчонки, где вы сегодня побывали?
Кому вы помогли? А чем?
(Дифференцированная оценка деятельности детей).