Наталья Масанина
Конспект НОД по познавательному развитию «Как звери к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжить формирование представления о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.
Задачи:
Обучающие:
систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);
закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных;
упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Как звери к зиме готовятся“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
развивать познавательную речевую активность, способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления;
развитие активного словаря у детей: логово, линька.
Воспитательные:
воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры;
воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
2. Проведение дидактических игр «Кто, где живёт», «Кто лишний?», «Кто, чем питается», «У кого кто».
3. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
4. Чтение рассказов: Н. Сладков «Лиса и заяц», В. Бианки «Купание медвежат». Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Зимовье зверей».
5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
Оборудование: Рисунки с угощением для животных, фигурки диких животных, мультимедиа презентация «Как звери к зиме готовятся», проектор, листочки, гелиевый шарик.
Ход занятия:
Ритуал приветствия «Солнышко»
Солнышко, солнышко, в небе свети! (дети тянутся руками верх, встают на ноги)
Яркие лучики нам протяни. (Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Ручки мы вложим (разбиваются на пары, протягивают друг другу руки) в ладоши твои.
Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок (выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок (образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет. (Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки, (хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки. (Идут быстрым шагом) Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы в путешествие отправимся с тобой (тихо, спокойно садятся на свои места)
На полу разбросаны осенние листья.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: это - листья.
Воспитатель: Правильно. Какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Молодец правильно. Ребята, а как вы догадались что сейчас осень?
Дети: (Индивидуальные ответы.) Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди надевают теплую одежду.
Воспитатель: Осенние листья похожи на следы осени. А где мы можем увидеть следы осени?
Дети: На участке, в саду, в деревне, в парке, во дворе.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю пойти по следам осени и посмотреть куда они нас приведут. (Идут по листьям, которые ведут к большому воздушному шару.) Посмотрите, тут большой шар, давайте отправимся в необычное путешествие на воздушном шаре, скорее все возьмемся за ниточку. Все готовы? Полетели!
Воспитатель и дети:
Мы летим, летим, летим,
Много, много знать хотим.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как высоко мы пролетаем над полями, реками, а вдалеке, смотрите, виднеется лес! (Смотрят на видеоролик.) Держитесь крепче! Мы приземляемся! Куда же мы попали? Надо оглядеться. (Презентация.)
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: Правильно, мы с вами в лесу! Посмотрите как красиво кругом.
Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес.
присаживайтесь, отдохнем. (Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает в лесу! А кто, узнаете, если отгадаете загадку.
В тёплой шубке меховой
Кто примчится в сад зимой,
Чтобы с яблони чуток
Сгрызть в обед коры кусок? (Заяц.)
(Слайд зайчик.)
Воспитатель: Правильно, а что зайчик делает осенью?
Дети: Зайчик осенью меняет серую шерстку на белую.
Воспитатель: Зачем зайчику белая шерстка?
Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу. (опыт с белым листом бумаги)
Воспитатель: А где же находится домик зайца?
Дети: Заяц живет под кустом. (Слайд под кустом.)
Воспитатель: Тут еще какой-то зверь.
Большой хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюги вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
(Слайд медведь.)
Воспитатель: А вы знаете, что медведь делает осенью?
Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме : ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму.
Воспитатель: Молодцы, верно, медведь готовится к зимней спячке. В конце осени он находит себе место под сосной, приносит туда много листьев и веток, и у него получается берлога, в которой он ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.
Воспитатель:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать. (Белка.)
(Слайд белка.)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно догадались. А что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.
Воспитатель: Правильно, белочка делает запасы на зиму. А белочка меняет шерстку? (Да.)
Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (Серая.)
Воспитатель: Почему серая? (Потому что деревья зимой серые.)
Воспитатель: домик белочки, в котором она будет зимовать называется как? - дупло. Она его тоже готовит к зиме, белка принесет туда много листьев, сухого мха, перьев птиц, так она утепляет его, чтобы в зимнюю стужу в дупле было тепло.
Воспитатель:
Посмотрите-ка, какая.
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
Воспитатель: Правильно. Днем лиса спит в своей норе, а ночью охотится на мышей и других грызунов. Иногда, из-за нехватки пищи, лиса может красть домашних птиц, готовясь к зиме лиса роет нору. Как называется жилище лисы? Нора.
Воспитатель: Посмотрите тут еще один лесной житель, догадайтесь кто это?
Он по лесу всё время рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Слышно, он зубами щёлк,
Угадай, кто это (Волк.)
А вы знаете, что волки к зиме особо не готовятся, они не делают запасов, не уходят в спячку. Потому что, даже зимой они могут найти себе питание, а когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, в которой живет волк.
Воспитатель: Повторим все вместе - логово.
Индивидуальные и хоровые ответы.
Воспитатель: А нужно ли менять медведю, лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети: Нужно.
Воспитатель: Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы нам не было жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линька. Повторим хором - линька. Индивидуальные и хоровые ответы. Кто мне скажет что такое линька?
Ребенок: Линька - это когда звери меняют мех.
Воспитатель: Правильно, молодец. Ой, ребята, а это что за зверёк?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки — ни одной! (Ёжик.)
(Слайд ежик.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? — А как же ежики готовятся к зиме? (Ответ детей.)
Воспитатель: Бежит ежик по лесу, шуршит листочками, таскает в свою норку сухие листья и мягкий мох, готовит себе мягкую постельку на зиму. А как же носит ежик листочки? Правильно, ему помогают иголки. Он сворачивается клубочком, катается по сухим листьям, листья накалываются на иголки, потом ежик бежит в норку и стряхивает их. А еще иголки служат ему защитой от волка и лисы. Скоро заберется ежик в свою норку на всю долгую холодную зиму. Снег накроет его домик, и как под теплым пушистым одеялом будет спать ежик до весны.
Воспитатель: А как мы назовём всех этих животных?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Динамическая пауза «Ёжик топал по тропинке»
Ежик топал по тропинке и грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте маленькими шажками)
Ежик топал не спеша, тихо листьями шурша. (Шарканье ногами)
А навстречу скачет зайка, длинноухий попрыгайка. Шубку серую свою он сменил на белую. (Прыжки на месте, руки перед грудью)
Идет по лесу серый волк, голодный волк – серый бок. (Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед)
Чтоб волку не попасться на зубок, ежик, ты свернись в клубок. (Сесть на корточки и сгруппироваться) Отдохнули?
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю показать как же пыхтит ежик? А сможем изобразить его пыхтение? Давайте попробуем.
Дыхательная гимнастика "Ежик"
Вдох носом: короткий шумный («как жик») с напряжением мышц всей носоглотки
(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.
Д/игра «Кто, где живет».
Воспитатель: Молодцы вы все правильно сказали. Я хочу рассказать вам интересную историю. Слушайте внимательно. У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и не могли найти дорогу домой. Тут пришел Лесовичек и показал им дорогу:
Лисе – в нору
Белке – в дупло
Медведю — в берлогу
Волку – в логово
А зайцу – под кустик.
Молодцы, ребята, вы правильно назвали жилища диких животных
Воспитатель: Ребята мы сегодня пришли в гости к диким животным в лес, а когда приходишь в гости принято дарить гостинцы. Я знаю, что и вы приготовили угощенья для жителей леса. Сейчас вы можете их угостить.
Игра "Кому что дадим?" (На столе стоят фигурки животных, дети заранее нарисовали карточки с изображением корма, и они кладут их к соответствующим фигурам, комментируя свое действие.)
Мясо – волку.
Малину - медведю
Мёд - медведю
Морковку - зайцу
Орехи - белке
Грибы - ежику.
Воспитатель: Я думаю, все дикие животные очень вам благодарны! А сейчас беритесь за ниточку нашего воздушного шарика и полетели обратно в детский сад!
Воспитатель и дети:
Мы летали, мы летали,
Много нового узнали. (2 раза)
Подведение итогов:
Воспитатель: Вот и снова мы в детском саду! Понравилось вам наше путешествие? Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Каких животных мы встретили в лесу? Егор, как медведь готовится к зиме? Варя, что делает белка в осеннем лесу? Мне было приятно работать с вами и на память я вам дарю наклейки с изображением животных.