Анна Шевела
Конспект НОД по познавательному развитию «Головные уборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
Цель: Закрепление представлений детей о головных уборах.
Задачи:
Образовательные:
Различать и называть головные уборы, которые носят люди разных профессий.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Головные уборы“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены головные уборы.
Развивающие :
Активизация и обобщение словаря: «шляпа», «панама», «каска», «фуражка», «кепка», «бейсболка»,
«пилотка», «папаха», «бескозырка».
Продолжать учить детей сравнивать, классифицировать, характеризовать материалы, из которых они
изготовлены.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к вещам.
Материалы:
Головные уборы разного назначения.
Две шапки: одна – мятая, старая; другая – аккуратная, красивая; шапка – ушанка и шляпа.
Иллюстрации с изображением старинных головных уборов.
Предварительная работа:
Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Примечание:
Занятие строится по материалам книги Н. Кончаловской «Дело в шляпе».
Ход занятия.
Беседа по пословице «По Сеньке и шапка»
У воспитателя на столе две шапки: одна мятая, старая, потрепанная, а вторая – аккуратная, красивая.
С помощью воспитателя дети начинают сравнивать обе шапки.
Воспитатель: Представим себе, что где – нибудь в селе жили два Сеньки. Один – ленивый,
неряшливый, вс делал кое – как. И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нем была
(какая) вот эта – мятая, неказистая. (показывает старую шляпу). Про него и говорили с усмешкой:
«По Сеньке и шапка!». А другой Сенька был ловкий, умелый; дом у него исправный, забор всегда
починен, одевался он опрятно, и шапка у него была (какая) аккуратная, красивая, вот эта. Про
такого люди говорили с уважением, как бы любуясь им: «По Сеньке и шапка!»
Воспитатель: А что означает слово «шапка»? Для чего нужны шапки?
Дети: Чтобы носить на голове.
Воспитатель: А для чего на голове надо что – то носить?
Дети: Чтобы голове тепло было … да, или от солнца голову закрывать, чтобы не пекло… или от
дождя.
Воспитатель: Какие шапки покрывают голову летом?
Дети: Косынки, панамы, пилотки, бейсболки.
Воспитатель: какая главная работа у этих головных уборов?
Дети: Защищать голову от солнца.
Воспитатель: Какими они должны быть?
Дети: Легкими.
Воспитатель: А осенью?
Дети: Капюшоны, вязаные шапки.
Воспитатель: Какими должны быть головные уборы зимой? Для чего они нужны?
Дети: Зимние шапки должны быть теплыми – меховыми или пуховыми.
Воспитатель: А если шапка вязаная, не очень т плая, можно ещ платок надеть вниз, чтобы теплее
было. А чем раньше покрывали голову, когда ещ не было ниток, и люди не умели шить и вязать?
Дети: От солнца – можно было какой–нибудь большой лист найти и им голову накрыть.
Воспитатель: А зимой?
Дети: Наверное, из шкур зверей как-нибудь делали.
2. Воспитатель: Ребята, разные шапочки нужны нам не только для прогулки, шапочки нужны и
людям разных профессий.
Воспитатель вносит белую шапочку (надевает е на ребенка или на куклу)
Воспитатель: Как вы думаете, кем «работает» Катя, если она надела эту белую шапочку?
Дети: Медсестрой, врачом.
Воспитатель: А для чего человек надевает белую шапочку? Кто еще носит белую шапочку?
Дети: Продавец, повар … няня в детском саду.
Воспитатель: Вот повар в белом колпаке
Стоит с половником в руке.
Готовит суп он из гороха,
И получается неплохо.
Для чего надевают колпаки повар и продавец?
Воспитатель: А еще я однажды видела, как работают на часовом заводе. Старший мастер следил:
Чтобы каждый надевал
Или шапку, иль платок,
Чтоб в часы не попадал
Ни единый волосок,
Чтоб они ходили так:
Тики – так, тики – так!
Физкультминутка.
Воспитатель: Приглашаю вас в «фантастическую» мастерскую. Кто нас ждет? Петрушка, он
расстроился, потерял свой колпачок, и приш л к нам за помощью. Поможем ему изготовить
колпачок? (Конструирование).
Дети достают предметы: хрустальную вазу, деревянный кубик, металлическую миску, бумагу – и
переносят признаки и свойства материалов, из которых они изготовлены, на головные уборы, а затем
подвергают анализу в процессе игры «Хорошо – плохо» следующие головные уборы.
Шляпа – хрустальная ваза:
- шляпа может разбиться.
- е надо осторожно носить.
- она очень тяж лая.
- кто может носить такую шляпу?
- Стеклянный человек. Снежная королева.
Шляпа – деревянный кубик:
- прочная, но тяжелая.
- для деревянных людей.
Шляпа – бумага:
- может легко порваться.
- е можно только бумажным куклам носить.
- Нет, нам тоже можно сделать из газеты пилотку, от солнца.
- Да, еще Петрушкам на праздник из разноцветной бумаги делают шапки.
- е даже покупать не надо.
Шапка – металлическая миска:
- железная шапка тяжелая, для железного Дровосекека.
- А бывают металлические головные уборы? (шлем мотоциклиста, каска солдата, шлем хоккеиста,
пожарника, строителя, шахтера.)
Так – выясняется ещ одна важная функция головных уборов – защитная.
Всем, всем, всем, всем
В наше время нужен шлем:
И рабочим на дорогах,
Скалолазам на отрогах,
Сталеварам у печей
И строителям, что могут
Дом сложить из кирпичей.
На экранах видим все мы:
Хоккеисты носят шлемы,
И пожарник на пожаре
Носит шлем в дыму, в угаре.
Носит шлем шахтер в забое
И солдат во время боя.
Надевают шлем танкисты.
Нужен шлем мотоциклисту,
Он без шлема платит штраф,
Да ещ лишится прав!
(Н. Кончаловская)
Воспитатель: А ещ прозрачные шлемы надевают космонавты. В них они наблюдают за нашей
прекрасной планетой.
Подведение итогов.