Аверьянова Наталья Викторовна
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Священный Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы
«Священный Байкал»
Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы „Священный Байкал“» размещена в разделах
Систематизировать и закрепить знания детей растительном и животном мире озера Байкал, о многообразии рыбного богатства озера Байкала – голомянке и нерпе, их особенностях внешнего вида, способах передвижения, питания. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, речь через коммуникативные формы общения. Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Ход:
Воспитатель:
А что это такое?
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За склоны зацепилось
И на землю стекло?
А что это такое?
Всё время в непокое,
Быть может, это туча,
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!
М. Сергеев
(показ презентации, 1 слайд)
Воспитатель: Ребята, озеро Байкал – это жемчужина планеты Земля. Это колодец с пресной водой. Что значит пресная вода? (ответы детей).
Озеро Байкал наполняют более 300 рек, ручьев, родников. Все они несут пресную чистую воду, необходимую для жизни обитателей Байкала.
-На что похоже озеро Байкал? (ответы детей)
-Какие рыбы водятся в Байкале? (ответы детей)
- Какая река вытекает из Байкала? (ответы детей)
Воспитатель загадывает загадки:
1. В снежном логове родится,
Простудиться не боится.
Подрастет - начнет нырять,
Шубку белую менять.
Если очень повезет.
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Может видели вы сами? (Нерпа)
(2 слайд)
Нерпа живёт только в озере Байкал. У нерпы есть ласты и хвост. У неё рождаются детёныши-бельки. Нерпа спит в воде, ест рыбу, больше всего голомянку и бычков. Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде. Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.
2. Что за рыбка-невеличка,
Меньше вашей рукавички.
Бледно-розова, нежна-
Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка иностранка?
Это рыбка-голомянка!
(3 слайд)
Самая многочисленная рыба Байкала обитает на глубине от 100 до 300 метров. Она почти прозрачная, точно сделана из розоватого стекла. Голомянка наполовину состоит из жира. В прежние времена местные жители собирали этих рыб, штормом выброшенных на берег, чтобы вытопить из них чрезвычайно полезный жир, который у большой голомянки составляет половина её веса. Голомянки не откладывают икру, а рождают живых мальков. Название этой рыбки происходит от слова «голомень», что означает «открытое море».
Воспитатель: Ребята вы знаете, что в Байкале живёт очень много разной рыбы. Мы сейчас поиграем в игру «Байкальские рыбы». Перед вами на столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить их на магнитную доску (дети выполняют задание).
Воспитатель: Растительный мир Байкала в любое время поражают своей красотой и разнообразием видов и их неповторимостью. Озеро окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают удивительные растения, которых больше нет нигде на планете. На берегах Байкала в Бухте Песчаной встречаются странные деревья, стволы которых находятся на высоте двух-трех метров от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях, как на ходулях. (4 слайд)
Ходульные деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто деревья шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро снова двинуться в путь. Весной, как только сходит снег, берега Байкала превращаются в цветущий сад. Огромное количество алых цветов покрывает кустарники, на которых ещё не видна зеленая листва. Это зацвел даурский рододендрон - багульник. (5 слайд)
Пройдет немного времени – и вся земля покроется волшебным покрывалом, цвет которого будет постоянно меняться. Цветет ромашка – оно белое, чабрец – розовато-сиреневое, саранка – оранжево-красное. И так всё лето; одни цветы сменяются другими.
- А какие ягоды растут в окрестностях Байкала? (ответы детей)
Проводится разминка. Дети выполняют движения по показу воспитателя.
По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь,
Клюквою питаюсь.
Я схожу на ручеек,
Заварю себе чаек.
Буду пить-попивать,
Красно дето вспоминать.
Воспитатель: (6 слайд - кедровая шишка).
- А что это такое?
- А где их собирают? (ответы детей)
Воспитатель: Сибирский кедр славится не только орехами. Дома построенные из кедровых бревен, считается полезным для здоровья проживающих в нем людей. Прочная древесина кедра обладает приятным запахом, сохраняющимися десятки лет. Кедр очень высокий. Он живет до 500 лет. Сибиряки называют кедр хлебным деревом, из кедовых орехов получают кедровое масло. Люди научились использовать даже скорлупки кедровых орехов. Народные целители готовят на их основе отвары и примочки. Строители делают из них отделочный материал – кедропласт. А из шелухи шишек, скорлупы орехов и смолы кедра художники создают замечательные картины.
- А каких животных вы знаете, которые обитают в окрестностях Байкала? (ответы детей) (7 слайд).
Игра «Узнай по описанию». Воспитатель описывает животное. Дети находят картинки с их изображением и вывешивают на магнитную доску.
Воспитатель: Ребята, вы много интересного узнали и сами рассказали. Молодцы! Что вам запомнилось, понравилось?