Наталья Юрьевна
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Дружный хоровод»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : расширять представление детей о национальной культуре народов России, совершенствовать знания о национальных костюмах,их особенностях. Познакомить детей с хороводными и подвижными играми народов России. Пополнять словарный запас детей. Развивать внимание, мышление, воспитывать чувство коллективизма.
Ход занятия :
Воспитатель : " На территории нашей родины проживает много разных народов. Каждый из них имеет свою культуру, традиции и конечно же национальные костюмы. Но все мы, как одна большая семья. Сегодня мы познакомимся с культурой некоторых народов, населяющих нашу большую страну Россию.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Дружный хоровод“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Народы - как одна семья, хотя язык их разный. Все- дочери и сыновья своей страны прекрасной. ( перед детьми выставляются картинки народов России в национальных костюмах: русские, татары, башкиры, буряты, калмыки)
Ребята, посмотрите на эти картинки и подумайте, что объединяет все эти национальные костюмы?Правильно, эти народы, которые носят такие костюмы проживают в России. Давайте назовё м их : татары, башкиры, русские, буряты, калмыки. А теперь давайте проверим, кто из вас самый внимательный? Я буду перечислять основные элементы костюма, а вы должны узнать, какого народа этот костюм. Итак, слушаем внимательно. Женщины этого народа очень любили украшать свою одежду разнообразными атрибутами. Кафтаны они расшивали узорами, монетами и пуговицами. На поясе развешивали небольшие предметы (маленький нож, зеркальце, которые при случае могли пригодиться. Монетами и подвесками украшали также волосы. Мужчины и женщины носили на голове круглые или конусообразные шапки с красной кисточкой наверху. Излюбленным цветом в одежде был синий, который символизировал небо.
Правильно, это бурятский костюм. А сейчас мы с вами поиграем в бурятскую народную игру "Шапка".(дети садятся в круг, водящий оббегает круг и незаметно кладёт шапку у кого-нибудь за спиной. Ребёнок, за спиной которого шапка, должен подняться, схватить шапку, побежать за водящим и задеть его шапкой, пока он не сел на его опустевшее место. Иначе он станет "огоньком"- будет сидеть в середине круга и исполнять пожелания детей : спеть, станцевать, прокукарекать и т. д.)
Молодцы, хорошо поиграли. А теперь слушайте дальше. В составе этого мужского костюма были рубаха и штаны. Сверху надевали приталенную безрукавку или просторный халат. Одежда у мужчин этого народа всегда была многослойной: часто они надевали по нескольку одежд,чтобы показать богатство и разнообразие своего гардероба. Повседневной одеждой считался камзол - короткий кафтан с глухим воротом. Нередко поверх накидывали ещё и халат, а зимой- шубу или тулуп. Все мужчины носили стёганые шапочки -тюбетейки. Зимой носили шапки из меха овчины, а также из шкуры волка или рыси.
Правильно, это башкирский костюм, а народ- башкиры. А сейчас мы с вами поиграем в башкирскую народную игру " Курай" (Дудочка). (Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребёнок, он кураист,у него в руках дудочка, он ходит в противоположную сторону. Дети говорят такие слова :" Услыхали наш курай, собрались мы все сюда, наигравшись с кураистом, разбежались кто куда. Хай,хай, хай, хай, на зелёном на лугу, мы попляшем под курай. " Дети разбегаются врассыпную говорят : Ты, курай, задорный, веселей играй. Тех, кто лучше пляшет, выбирай" Ребёнок -кураист выбирает лучшего танцора.
Молодцы, хорошо поиграли. А теперь послушайте описание следующего костюма. Все мужчины этого народа носили пояс. Богачи делали его из дорогого цветного шёлка, на концы пришивали красивую бахрому. Чем роскошнее выглядел пояс, тем богаче считался его владелец. Самый любимый головной убор - тюбетейка (лёгкая плоская шапочка, украшенная тесьмой и вышивкой) Правильно, это татарский костюм, народ - татары. Сейчас мы познакомимся с татарской народной игрой " Тимербай". (Дети встают в круг, в центре - ведущий, дети идут по кругу и говорят слова : " Пять детей у Тимербая, дружно, весело играют, в речке быстро искупались, нашалились, наплескались, хорошенечко отмылись и красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, в лес под вечер прибежали. Друг на друга поглядели, сделали вот так!" На последние слова ведущий должен показать любое движение, дети должны повторить это движение. Потом выбирается другой ведущий. молодцы, хорошо поиграли.
Ребята, теперь отгадываем дальше, о каком костюме идёт речь. Женщины этого народа носили яркие сарафаны. Их надевали на белоснежные вышитые рубахи. Сарафан был любимой женской одеждой, его легко надевать, в нём удобно работать. Крестьянские мастерицы украшали свои праздничные сарафаны вышивкой и золотым шитьём,прошивом и тесьмой. Сарафан обязательно подвязывали. Пояса играли роль оберега, их часто дарили на праздники. А потерять пояс считалось плохой приметой. На голове девушки носили венки и повязки, оставляя волосы открытыми. Кокошник надевали по праздникам, его богато украшали бисером и жемчугом. Его хранили в семье и передавали по наследству. Вы узнали этот костюм? Конечно, это русский костюм. Ребята, послушайте стихотворение, которое называется " Россия" (автор В. Гудимов)
" Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия,
Что может быть сердцу милей?
А если бы нас вдруг спросили:
"И чем дорога вам страна?"
-Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная - одна! "
Наша страна Россия - большая и дружная. В ней проживает много разных народов, каждый говорит на своём языке. Но русский язык для них очень важен. А сейчас давайте поиграем в пальчиковую игру, которая называется " Здравствуй"
"Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!
(Пальцы правой руки по очереди " здороваются" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Молодцы, ребята! Я надеюсь, вы сегодня много интересного узнали о народах России.