Надежда Владимирова
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Осенины»
▼ Скачать +Заказ
Надежда Владимирова
Конспект НОД по познавательному развитию детей
подготовительной группы
“Осенины” (с использованием педагогической песочницы)
Цель: систематизировать знания детей об осени (расширять, уточнять)
Задачи:
Образовательные
• Уточнить представления детей о признаках осени, ее периодах, сезонных изменениях в неживой природе, в жизни животных,
растений
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы „Осенины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Темочки
• Закрепить знание осенних месяцев
• Углублять знания детей о грибах, птицах, овощах
• Продолжить учить составлять краткие описательные рассказы
Развивающие :
• Развивать речь детей
• Обогащать активный словарь при помощи использования малых фольклорных жанров УНТ (пословиц, поговорок,примет)
• Продолжать активизировать познавательную активность детей
• Развивать мелкую моторику и пространственное ориентирование
• Продолжать учить детей работать в педагогической песочнице
Воспитательные:
• Воспитывать умение видеть красоту родной природы, времен года на примере осени
• Прививать любовь к русской культуре, народу, языку, традициям и обычаям
• Воспитывать умение работать в парах, помогать друг другу, делать это вежливо, корректно
Предварительная работа:
Беседы:
“Ранняя осень”
“Осень золотая в гости к нам пришла”
“Поздняя оснень”
“Труд людей осенью”
“Осень в лесу”
“Перелетные птицы”
“Грибы-грибочки”
Чтение художественных произведений:
Д. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
В. Бианки “Синичкин календарь. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь”, “Лесные происшествия”.
И. С. Соколов-Микитов “Год в лесу. Осень” ,“Русский лес”
Г. Серебицкий “Как звери к зиме готовятся”, “Всяк по-своему”
Н. Сладков “Осень на пороге”, “Заяц в штанах”
Сборник стихотворений русских поэтов “Большая поэзия для маленьких детей. Осенние стихи”
Почему ноябрь пегий? Дикие животные
Подвижные народные игры:
“Каравай”
“Гуси-лебеди”
“Бояре”
“Тяни-толкай”
Прослушивание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский “Цикл времена года. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь”
Р. Шопен “Осень (ноктюрн)”
П. Петров “Осенний марафон”
Песни: “Листик, листик, листопад”
“Осень постучалась к нам”
“Осень красавица”
“Осень в лесу”
Пальчиковая гимнастика на тему:
“Осень”
Артикуляционная гимнастика “Осенняя сказка про Мальчика Язычка”, “Подуй на тучку” и др.
Презентации:
Осень (для детей)
Осень
Психогимнастика:
“Дождь и солнце”
“Зернышко”
“Деревья на ветру”
“Птицы готовятся к отлету”
“Серая шейка”
Материалы и оборудование:
Песочницы (по количеству детей) с кварцевым песком разных фракций (по желанию детей, карточки:” Грибы съедобные и несъедобные”,” Деревья, плоды и листья”, “Угадай, что за птица”, “Разложи овощи, фрукты и ягоды на тарелки”, “Кто лишний? (дикие животные)”, “Кто что ест?”. Влажные салфетки, подносы, маски- ободки (Сентябринка, Октябринка, Ноябринка).
Ход НОД
1. Организационный момент
2. Основная часть:
В. : - Ребята, я сегодня приглашаю вас на “Осенины”. А что это за празлник такой? (День осени, прощание с осенью, Осень с Зимой встречаются, Проводы осени)
Верно, ребята! Сегодня мы будем отмечать Осенины - осени именины! Осень-пора щедрая, богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи,в полях-хлеба, в лесах ягоды и грибы. Издавна русский народ праздновал Осенины как особый, радостный праздник благодарности природе за щедрый урожай.
- А кто ответит: какой сейчас месяц? (ноябрь) А какой это период осени? (поздняя осень)
- Какие еще периоды вы знаете (ранняя осень, золотая осень? А месяцы (сентябрь, октябрь?
- Ребята, а назовите признаки осени, как вы определяете, что на улице осень?
- А совпадают ли календарные и фенологические месяцы?
- У нас с вами сегодня гости, дочки осени!
О первом осеннем месяце расскажет Сентябринка:
Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка – серебринка.
Листья крашу в красный цвет,
Лучше в мире красок нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Сентябринка: - Ребята, а вы знаете, как мой месяц в народе называют?
Хмурень-Часто бывают пасмурные, дождливые дни, ходят по небу серые тучи.
Подскажите еще названия моего месяца- сентября : Ревун (сильные осенние ветры ревут, завывают)
А еще называют в народе сентябрь – заревник (в яркие, погожие дни на небе пылают яркие закаты)
В. :-Ребята,а напомните, какое название в народе у периода теплых,солнечных дней в сентябре (Бабье лето)
Сентябринка: – Спасибо, ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки о сентябре?
Холоден батюшка сентябрь, да сыт.
В сентябре и у воробья пир, и вороне копна.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
-Ребята, Сентябринка приготовила для нас задания (в конверте, садитесь скорее на места.
1 задание
Пальчиковая гимнастика “Грибы”(в песочнице)
Поздоровайтесь с песком (погладить, положить ладони,расслабить пальцы)
Топ-топ-пять шагов,
В туесочке - пять грибов,
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка – рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко!
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело (Поочередно загибаем пальцы)
2 вариант
Смотрите, вот моя ладошка
Вдруг превращается в лукошко:
В нем боровик лежит большой,
Груздь рядом - в шапке с бахромой,
Лисичка в центре в шляпке рыжей,
За ней лежат сморчок и рыжик,
А мухомор я не беру –
В лукошке места нет ему!
2 задание
В. :-Сентябринка - урожайница приготовила нам осенние дары.
Спрятались они в верхнем правом углу, отыщите их. Раскладывают карточки
в свободном порядке на песке.
-Что это? (Грибы) А какие бывают грибы? Какой гриб носит название лесного животного? (Лисичка)Какие грибы растут около пеньков? (Опята) Почему гриб назван подосиновик? (чаще всего растет под осинами)
Нам нужно разобраться:какие грибы съедобные,а какие нет.
Разделите песок вертикальной линией пополам: слева (показываю зеркально) выложите съедобные грибы,а справа –несъедобные.
Д. и. “Съедобные и несъедобные грибы”
Работа в парах –проверка правильности выполнения задания друг у друга.
3 задание
-Возьмите каждый свою тарелочку, на донышке есть подсказка – кому что нужно разложите на тарелке. А загадка прячется в левом верхнем углу.
Дидактическая игра ”Разложи по тарелочкам овощи,фрукты и ягоды”(с усложнением –все вперемешку)
Проверка правильности выполнения задания –обзор по рядам и опрос детей :
-Что ты выкладывал на свою тарелочку? (Ягоды). Назови их,что ты не положил,почему (Банан, капусту –это не ягоды, фрукт и овощ)
-Ребята,а что можно приготовить из ягод (варенье,желе,компот,морс,кисель)
Варенье из черники какое?-черничное
Морс, кисель из клюквы какой? –клюквенный
Желе из смородины?-Смородиновое
Компот из малины, вишни? –малиновый, вишневый и т. д.
Что делают с овощами,как их готовят (отваривают,тушат, варят
суп,делают салаты, винегрет,заготавливают на зиму,засаливают
Что делают из фруктов? - сок, джем, варенье,пюре
Сок, апельсин – апельсиновый сок
Джем, слива – сливовый джем
Пирог, яблоко – яблочный пирог
Банан,пюре – банановое пюре
Варенье,абрикос – абрикосовое варенье и т. д.
В. :Ребята,а про второй месяц осени –октябрь нам расскажет средняя дочка
Осени- Октябринка.
Октябринка
Листьям время опадать,
Птицам – время улетать
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка!
Много дел и у меня :
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору,
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.
Мой месяц в народе называют Грязник – дома тепло и уютно, а выглянешь в окошко – дождь да грязь, отсюда и грязник. Кто из вас знает, какие еще названия давал октябрю народ (Листопад,листобой,позимник)
- Ребята, кто знает пословицы и поговорки, народные приметы об октябре?
Октябрь то плачет, то смеется.
В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
Октябрь землю покроет где листком, а где снежком.
Сентябрь пахнет яблоками,а октябрь капустой.
В. :-Ребята,еще в народе октябрь называли Свадебник –месяц ненастья –
начало семейного счастья. Закончены работы в поле,собран богатый урожай-
можно и свадьбы играть,гостей созывать.
Октябрь – месяц не простой,
Стол осенний не пустой,
Урожай в полях собрали,
Свадьбы весело играли.
В. :-Ребята, Октябринка приготовила для нас задание.
О. :-Давайте сыграем в игру “Бояре”
4 задание
П. и. ”Бояре”(Физкультминутка)
В. (открывает следующий конверт)
-Ребята,новое задание Октябринки!
5 задание.
После яркой поры золотой осени,когда все деревья стоят в разноцветных
нарядах приходит время листопада. Зачем лиственные деревья сбрасывают свою листву?
Октябринка хочет проверить, хорошо ли вы знаете деревья?
Возьмите на подносе карточку с деревьями и положите в верхнюю
часть песочницы.
В нижнем левом углу найдите загадку. Что это (Листья)
Положите под деревом подходящий листок.
Д. и. “С какого дерева листок?”
Проверка и помощь по рядам.
6 Задание.
А теперь в правом нижнем углу отыщите следующую загадку.
Что вы нашли?
Верно, это плоды деревьев.
Разложите их внизу песочницы и соедините линиями с какого дерева
эти плоды.
Д. и. ”С чьей ветки эти детки?”
Про последний месяц осени нам расскажет третья дочка осени –Ноябринка.
Ноябринка:
Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка!
Задремали лес,поляны,
На луга легли туманы.
Звери стали засыпать,
Птиц не буду забывать,
Им придется зимовать!
Мой месяц в народе называют «Ворота зимы»
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын,зиме – родной батюшка.
-А какие вы знаете народные названия моего месяца?
Листогной – опавшие листья от дождя чернеют,перегнивают,от этого
И еще одно название – Чернотроп.
Грудень – земля замерзает большими комками – грудами.
Сумерки года – самый темный месяц в году, очень мало солнечных дней.
Еще говорят: Ноябрь солнышко за пазуху прячет.
Полузимник,предзимник- зима с осенью борются.
Пегий – то снег,то оттепель,нет ярких красок.
Ноябринка отдает конверт.
7 задание
Ищите задание в середине песочницы
Игра на внимание и зрительное восприятие “Угадай птицу по ее части”
Проверьте себя, возьмите часть картинки с подноса и соберите целую картинку. (самоконтроль)
Опрос детей : Какие бывают птицы? Почему перелетные птицы улетают в теплые края? Почему зимующие с нами остаются? Каких птиц вы еще знаете,
кроме зимующих и перелетных (Кочующие -снегирь,свиристель)
Назови,какая птица у тебя? Она какая? Чем питается?
8 задание.
Не только деревья и птицы готовятся к зиме. Животные тоже не отстают.
Как звери готовятся осенью к долгой,суровой зиме. (Ответы детей.)
Возьмите на подносе карточку с животными, положите ее в центр
песочницы.
Внимательно рассмотрите животных, подумайте почему они здесь
вместе собрались.
Найдите лишнее животное. Засыпьте его песком. (Опрос 2 -3 детей).
Рефлексия.
Вот мы и справились с заданиями Осени, которые помогли нам
запомнить ее признаки. Какие задания вам понравились? Какие
были сложными?
Наше занятие окончено. Спасибо всем!