МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Осенины»

Надежда Владимирова
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Осенины»
▼ Скачать +Заказ

Надежда Владимирова

Конспект НОД по познавательному развитию детей

подготовительной группы

Осенины” (с использованием педагогической песочницы)

Цель: систематизировать знания детей об осени (расширять, уточнять)

Задачи:

Образовательные

• Уточнить представления детей о признаках осени, ее периодах, сезонных изменениях в неживой природе, в жизни животных,

растений

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы „Осенины“» размещена в разделах

• Закрепить знание осенних месяцев

• Углублять знания детей о грибах, птицах, овощах

• Продолжить учить составлять краткие описательные рассказы

Развивающие :

Развивать речь детей

• Обогащать активный словарь при помощи использования малых фольклорных жанров УНТ (пословиц, поговорок,примет)

• Продолжать активизировать познавательную активность детей

Развивать мелкую моторику и пространственное ориентирование

• Продолжать учить детей работать в педагогической песочнице

Воспитательные:

• Воспитывать умение видеть красоту родной природы, времен года на примере осени

• Прививать любовь к русской культуре, народу, языку, традициям и обычаям

• Воспитывать умение работать в парах, помогать друг другу, делать это вежливо, корректно

Предварительная работа:

Беседы:

“Ранняя осень”

Осень золотая в гости к нам пришла”

“Поздняя оснень”

“Труд людей осенью”

Осень в лесу”

“Перелетные птицы”

“Грибы-грибочки”

Чтение художественных произведений:

Д. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”

В. Бианки “Синичкин календарь. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь”, “Лесные происшествия”.

И. С. Соколов-Микитов “Год в лесу. Осень” ,“Русский лес”

Г. Серебицкий “Как звери к зиме готовятся”, “Всяк по-своему”

Н. Сладков “Осень на пороге”, “Заяц в штанах”

Сборник стихотворений русских поэтов “Большая поэзия для маленьких детей. Осенние стихи”

Почему ноябрь пегий? Дикие животные

Подвижные народные игры:

“Каравай”

“Гуси-лебеди”

“Бояре”

“Тяни-толкай”

Прослушивание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский “Цикл времена года. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь”

Р. Шопен “Осень (ноктюрн)

П. Петров “Осенний марафон”

Песни: “Листик, листик, листопад”

Осень постучалась к нам”

Осень красавица”

Осень в лесу”

Пальчиковая гимнастика на тему:

Осень”

Артикуляционная гимнастика “Осенняя сказка про Мальчика Язычка”, “Подуй на тучку” и др.

Презентации:

Осень (для детей)

Осень

Психогимнастика:

“Дождь и солнце”

“Зернышко”

“Деревья на ветру”

“Птицы готовятся к отлету”

“Серая шейка”

Материалы и оборудование:

Песочницы (по количеству детей) с кварцевым песком разных фракций (по желанию детей, карточки:” Грибы съедобные и несъедобные”,” Деревья, плоды и листья”, “Угадай, что за птица”, “Разложи овощи, фрукты и ягоды на тарелки”, “Кто лишний? (дикие животные)”, “Кто что ест?”. Влажные салфетки, подносы, маски- ободки (Сентябринка, Октябринка, Ноябринка).

Ход НОД

1. Организационный момент

2. Основная часть:

В. : - Ребята, я сегодня приглашаю вас на “Осенины”. А что это за празлник такой? (День осени, прощание с осенью, Осень с Зимой встречаются, Проводы осени)

Верно, ребята! Сегодня мы будем отмечать Осенины - осени именины! Осень-пора щедрая, богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи,в полях-хлеба, в лесах ягоды и грибы. Издавна русский народ праздновал Осенины как особый, радостный праздник благодарности природе за щедрый урожай.

- А кто ответит: какой сейчас месяц? (ноябрь) А какой это период осени? (поздняя осень)

- Какие еще периоды вы знаете (ранняя осень, золотая осень? А месяцы (сентябрь, октябрь?

- Ребята, а назовите признаки осени, как вы определяете, что на улице осень?

- А совпадают ли календарные и фенологические месяцы?

- У нас с вами сегодня гости, дочки осени!

О первом осеннем месяце расскажет Сентябринка:

Я, ребята, Сентябринка,

Паутинка – серебринка.

Листья крашу в красный цвет,

Лучше в мире красок нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Сентябринка: - Ребята, а вы знаете, как мой месяц в народе называют?

Хмурень-Часто бывают пасмурные, дождливые дни, ходят по небу серые тучи.

Подскажите еще названия моего месяца- сентября : Ревун (сильные осенние ветры ревут, завывают)

А еще называют в народе сентябрь – заревник (в яркие, погожие дни на небе пылают яркие закаты)

В. :-Ребята,а напомните, какое название в народе у периода теплых,солнечных дней в сентябре (Бабье лето)

Сентябринка: – Спасибо, ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки о сентябре?

Холоден батюшка сентябрь, да сыт.

В сентябре и у воробья пир, и вороне копна.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

-Ребята, Сентябринка приготовила для нас задания (в конверте, садитесь скорее на места.

1 задание

Пальчиковая гимнастика “Грибы”(в песочнице)

Поздоровайтесь с песком (погладить, положить ладони,расслабить пальцы)

Топ-топ-пять шагов,

В туесочке - пять грибов,

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка – рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко!

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело (Поочередно загибаем пальцы)

2 вариант

Смотрите, вот моя ладошка

Вдруг превращается в лукошко:

В нем боровик лежит большой,

Груздь рядом - в шапке с бахромой,

Лисичка в центре в шляпке рыжей,

За ней лежат сморчок и рыжик,

А мухомор я не беру –

В лукошке места нет ему!

2 задание

В. :-Сентябринка - урожайница приготовила нам осенние дары.

Спрятались они в верхнем правом углу, отыщите их. Раскладывают карточки

в свободном порядке на песке.

-Что это? (Грибы) А какие бывают грибы? Какой гриб носит название лесного животного? (Лисичка)Какие грибы растут около пеньков? (Опята) Почему гриб назван подосиновик? (чаще всего растет под осинами)

Нам нужно разобраться:какие грибы съедобные,а какие нет.

Разделите песок вертикальной линией пополам: слева (показываю зеркально) выложите съедобные грибы,а справа –несъедобные.

Д. и. “Съедобные и несъедобные грибы”

Работа в парах –проверка правильности выполнения задания друг у друга.

3 задание

-Возьмите каждый свою тарелочку, на донышке есть подсказка – кому что нужно разложите на тарелке. А загадка прячется в левом верхнем углу.

Дидактическая игра ”Разложи по тарелочкам овощи,фрукты и ягоды”(с усложнением –все вперемешку)

Проверка правильности выполнения задания –обзор по рядам и опрос детей :

-Что ты выкладывал на свою тарелочку? (Ягоды). Назови их,что ты не положил,почему (Банан, капусту –это не ягоды, фрукт и овощ)

-Ребята,а что можно приготовить из ягод (варенье,желе,компот,морс,кисель)

Варенье из черники какое?-черничное

Морс, кисель из клюквы какой? –клюквенный

Желе из смородины?-Смородиновое

Компот из малины, вишни? –малиновый, вишневый и т. д.

Что делают с овощами,как их готовят (отваривают,тушат, варят

суп,делают салаты, винегрет,заготавливают на зиму,засаливают

Что делают из фруктов? - сок, джем, варенье,пюре

Сок, апельсин – апельсиновый сок

Джем, слива – сливовый джем

Пирог, яблоко – яблочный пирог

Банан,пюре – банановое пюре

Варенье,абрикос – абрикосовое варенье и т. д.

В. :Ребята,а про второй месяц осени –октябрь нам расскажет средняя дочка

Осени- Октябринка.

Октябринка

Листьям время опадать,

Птицам – время улетать

Я, ребята, Октябринка,

Золотинка и дождинка!

Много дел и у меня :

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору,

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Мой месяц в народе называют Грязник – дома тепло и уютно, а выглянешь в окошко – дождь да грязь, отсюда и грязник. Кто из вас знает, какие еще названия давал октябрю народ (Листопад,листобой,позимник)

- Ребята, кто знает пословицы и поговорки, народные приметы об октябре?

Октябрь то плачет, то смеется.

В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

Октябрь землю покроет где листком, а где снежком.

Сентябрь пахнет яблоками,а октябрь капустой.

В. :-Ребята,еще в народе октябрь называли Свадебник –месяц ненастья –

начало семейного счастья. Закончены работы в поле,собран богатый урожай-

можно и свадьбы играть,гостей созывать.

Октябрь – месяц не простой,

Стол осенний не пустой,

Урожай в полях собрали,

Свадьбы весело играли.

В. :-Ребята, Октябринка приготовила для нас задание.

О. :-Давайте сыграем в игру “Бояре”

4 задание

П. и. ”Бояре”(Физкультминутка)

В. (открывает следующий конверт)

-Ребята,новое задание Октябринки!

5 задание.

После яркой поры золотой осени,когда все деревья стоят в разноцветных

нарядах приходит время листопада. Зачем лиственные деревья сбрасывают свою листву?

Октябринка хочет проверить, хорошо ли вы знаете деревья?

Возьмите на подносе карточку с деревьями и положите в верхнюю

часть песочницы.

В нижнем левом углу найдите загадку. Что это (Листья)

Положите под деревом подходящий листок.

Д. и. “С какого дерева листок?”

Проверка и помощь по рядам.

6 Задание.

А теперь в правом нижнем углу отыщите следующую загадку.

Что вы нашли?

Верно, это плоды деревьев.

Разложите их внизу песочницы и соедините линиями с какого дерева

эти плоды.

Д. и. ”С чьей ветки эти детки?”

Про последний месяц осени нам расскажет третья дочка осени –Ноябринка.

Ноябринка:

Я, ребята, Ноябринка,

Холодинка и снежинка!

Задремали лес,поляны,

На луга легли туманы.

Звери стали засыпать,

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать!

Мой месяц в народе называют «Ворота зимы»

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын,зиме – родной батюшка.

-А какие вы знаете народные названия моего месяца?

Листогной – опавшие листья от дождя чернеют,перегнивают,от этого

И еще одно название – Чернотроп.

Грудень – земля замерзает большими комками – грудами.

Сумерки года – самый темный месяц в году, очень мало солнечных дней.

Еще говорят: Ноябрь солнышко за пазуху прячет.

Полузимник,предзимник- зима с осенью борются.

Пегий – то снег,то оттепель,нет ярких красок.

Ноябринка отдает конверт.

7 задание

Ищите задание в середине песочницы

Игра на внимание и зрительное восприятие “Угадай птицу по ее части”

Проверьте себя, возьмите часть картинки с подноса и соберите целую картинку. (самоконтроль)

Опрос детей : Какие бывают птицы? Почему перелетные птицы улетают в теплые края? Почему зимующие с нами остаются? Каких птиц вы еще знаете,

кроме зимующих и перелетных (Кочующие -снегирь,свиристель)

Назови,какая птица у тебя? Она какая? Чем питается?

8 задание.

Не только деревья и птицы готовятся к зиме. Животные тоже не отстают.

Как звери готовятся осенью к долгой,суровой зиме. (Ответы детей.)

Возьмите на подносе карточку с животными, положите ее в центр

песочницы.

Внимательно рассмотрите животных, подумайте почему они здесь

вместе собрались.

Найдите лишнее животное. Засыпьте его песком. (Опрос 2 -3 детей).

Рефлексия.

Вот мы и справились с заданиями Осени, которые помогли нам

запомнить ее признаки. Какие задания вам понравились? Какие

были сложными?

Наше занятие окончено. Спасибо всем!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Поможем Красной Шапочке найти дорогу к бабушке» .

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию и развитию детского творчества «Волшебное яйцо» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебное яйцо» Воспитатель: Гусева Елена.

Конспект НОД по познавательному развитию «Девочка в нарядном платье» для детей подготовительной группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Письмо из Простоквашино» Автор конспекта НОД: воспитатель группы № 2 Чупрова О. В. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. ФЭМП Цель НОД:.

Конспект НОД по познавательному развитию «В стране невыученных уроков» для детей подготовительной группы Цель: обобщение и закрепление полученных знаний. Задачи: Образовательные: закрепить состав числа 7; умение раскладывать число на два меньших;.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: расширить знания детей о том, что хлеб - ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда, и уважения к труду хлеборобов.

Конспект ОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Путешествие на неизвестную планету» 1. Цель: Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, продолжать формировать у детей умение решать и записывать арифметические.

НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Интересное путешествие» НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Интересное путешествие» Цель: Выявить качество знаний по познавательному.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группы «В гостях у сказки» Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10, продолжать формировать умение понимать отношения между числами.

Самоанализ НОД по познавательному развитию «В стране невыученных уроков» для детей подготовительной группы Цель образовательной деятельности: обобщение и закрепление полученных знаний. Задачи: Образовательные: закрепить состав числа 7; умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Осенины»
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 22:20
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Осенины»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Владимирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД