Елена Гусева
Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию и развитию детского творчества «Волшебное яйцо»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебное яйцо»
Воспитатель: Гусева Елена Сергеевна,
Тема «Волшебное яйцо»
Интеграция областей:
• Познавательное развитее «Познавательно – исследовательская деятельность»
• Художественно - эстетическое развитие
• Ознакомление с окружающим
• Здоровье», «Безопасность»
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию и развитию детского творчества „Волшебное яйцо“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
• Речевое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
Цель: Развитие творческого воображения старших дошкольников, развитие познавательного интереса
Задачи:
- формирование знаний о строении яйца, его свойствах, о традициях русского народа
- знакомство детей с нетрадиционной техникой аппликации «Фреска из яичной скорлупы»
- создание условий для участия детей в коллективном разговоре,
- развитие познавательных процессов : (внимания, памяти, логического мышления (умение анализировать, сравнивать, обобщать, речи, обогащение словаря)
- воспитание познавательного интереса к окружающему миру, экспериментированию
- Воспитание социально-личностных качеств: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, сообразительность.
Виды деятельности: познавательная (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, опытно – экспериментальная, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Методы и приемы:
• Словесные (инструкции, беседа, игра, логическое рассуждение)
• Наглядные (сюрпризный момент, игра, карточки-задания, дид. игры)
• Практические (самонаблюдение, экспериментирование, нетрадиционная аппликация, головоломка игра «Колумбово яйцо»)
Материал и оборудование:
Ноутбук, экран, проектор, музыкальное сопровождение «Вышла курочка гулять», платок, очки, белый халат, «Волшебная музыка», опыт (видео запись)
Раздаточный материал на каждого ребенка:
плотный картон (шаблон яйца); яичная скорлупа; клей ПВА; кисточка; ножницы; губка; салфетка с рисунком.
Для эксперимента: 2 яйца, салфетки, нож, пять больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, два блюдца, поднос, яйцо (перепелиное, утиное, куриное).
Демонстративный материал: карточки с изображением эмоций, игра «Колумбово яйцо», ткань, карточки с изображением цыплёнка.
Конспект :
1. Игра «Клубок настроения».
Ребята, я к вам пришла с хорошим настроением. А у вас сегодня, какое настроение? Посмотрите на картинку. Такое? (карточки с изображением эмоций)
Я рада, что у вас отличное настроение, и я надеюсь, что наше занятие пройдёт хорошо. А вы умеете отгадывать загадки? (Да)
Вед: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
- А как вы догадались?
- Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце». Хочу рассказать вам одну сказку:
Жили – были, ребята,
Дед и баба когда-то,
С ними курочка Ряба жила.
Ряба много гуляла,
Зерна-крошки клевала,
А вот яйца совсем не несла.
Но однажды, что за чудо,
Прибежала на крыльцо
И снесла им не простое,
А удивительное яйцо!
-А удивительное оно потому, что в нем, в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам, расти сильными и здоровыми.
- И захотела бабка узнать, что находится внутри яйца. (Перевоплощаюсь в бабушку)
Ой, яйцо, яйцо
Как тебя разбить,
Как тебя разбить,
Как бы расщепить.
Бьем уже полдня
И полночи бьем
Сил у деда нет,
Лучше спать пойдем.
- А пока дед с бабой отдыхают, давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри.
- Я хочу пригласить вас в свою лабораторию, вы готовы?
(Дети присаживаются на стульчики)
Проводится опыт. Воспитатель показывает поднос с яйцами (куриное, перепелиное, утиное, яйцо страуса - на слайде). Дети сравнивают яйца по величине, окраске, размеру.
Проводим эксперимент № 1
- Аккуратно, тыльной стороной ножа разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце.
Слайд строение яйца. Смотрим, из чего состоит: густая прозрачная масса это - белок, из белка состоят все живые организмы, желтая серединка-желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое. В руки взять не можем. Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа. Какая она? Она хрупкая, ломкая, тонкая.
Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях
Слайды ( образцы: как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки). Давайте поможем бабушке и дедушке и соберём для них яйцо что бы они не грустили!
2. Игра колумбово яйцо. Дети делятся на команды (девочки – мальчики)
Собирают головоломку колумбово яйцо.
- А наша сказка продолжается.
- Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»
Вед: Как вы думаете, ребята, яйцо можно утопить, давайте проверим? Как узнаем? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой. В один стакан мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Что происходит?
Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет.
Подходим к следующему столу. Опускаем в соленую воду. Что случилось? В сильно - соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.
А теперь подойдём к следующему столу, где смешана пресная и солёная вода, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине. (На столе у детей : по два больших пластиковых стаканчика с водой, пластиковый стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо)
Итак, сделаем вывод: Значит, яйцо можно утопить? (В пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине).
- А мы продолжаем нашу сказку!
- Увидела бабка, что дед с яйцом делает, и стало ей яйцо жалко. Решила она его спрятать. Нашла пустую бутылку и хотела туда яйцо положить, но ничего у нее не вышло. Как вы думаете почему? Не пролезает яйцо в горлышко бутылки. Что же делать?
Ребята я в интернете нашла один способ, как помочь нашей бабушке
Смотрите на экран! Посмотрите, что происходит? (Показ видео-эксперимента). (Берем вареное яйцо, Чистим его. Поджигаем кусочек бумаги. Бросаем зажжённую бумагу в бутылку. Накрываем горлышко бутылки яйцом. (Яйцо в бутылке)
Вам понравился фокус? Ребята а как вы думаете почему мы не стали этот эксперимент проводить? Вывод: (Так как эксперимент этот связан с огнём, поэтому мы его не проводим самостоятельно, а смотрим на видео. И помните, что огонь не игрушка! С ним могут работать только взрослые люди).
- А мы давайте вернемся в сказку. Баба с дедом решили приготовить яичницу, но не знают где вареное, а где сырое яйцо. Давайте попробуем определить. Умеете? Я вас научу такому способу.
Если сильно начать вращать варёное куриное яйцо в горизонтальном положении, то оно непременно встанет вертикально и начнёт вращаться как волчок, т. к. у яйца вертикальная ось симметрии. Из этого опыта мы можем узнать какое яйцо сырое, а какое сваренное. Вот теперь ребята вы знаете как отличить и научите своих знакомых определять.
Вед: И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить, не огнём палить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок! Как вы думаете, что было сначала, что потом. Яйцо или птица?
Ребята цыплёнок очень проголодался
Карточка
- Он благодарит вас и приглашает вас немного отдохнуть. Вставайте из –за столов и повторяйте за «Цыпой»!
Давайте поиграем музыкальная игра: «Курочка и цыплятки»
С приходом весны к нам прилетает много птиц, какие птицы прилетают?
Физкультминутка
Поиграем в игру «Прилетели птицы»
Я называю птиц, а дети внимательно слушают. Если воспитатель называет не птицу, дети хлопают в ладоши.
- Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы: голуби, куницы.
Ребята, а какой праздник был в начале этого месяца? При чём тут Пасха и яйца. Пасха-это главный праздник на Руси: «Царь дней» - именно так в старину называли этот праздник, а символ праздника — это пасхальное яйцо. Яйцо - это символ новой жизни, чистой, светлой; символ надежды. При постройке дома яйцо замуровывали в фундамент, чтобы оно оберегало дом и хозяев от всех бед.
Яйцо почиталось как символ надежды и любви.
Посмотрите на картинку. Что вы знаете об этом празднике? (картинка на слайде) Сегодня мы познакомимся с искусством украшения пасхальных яиц. Пасхальные яйца украшают не только росписью, но и лентами, цветами, золотом и серебром.
Каждое яйцо имеет своё имя : (каждое яйцо на слайде)
Крашенки – красили варёные яйца и съедали.
Способ окраски яиц - при помощи луковой шелухи или современным красителем. Окрашивали одним цветом. (Картинка.)
Писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетным узором или орнаментом. Эти искусно расписанные пасхальные яйца - настоящие произведения народного творчества. Писанку писали на сыром курином яйце. (Картинка.)
Яйчата – яйца изготавливают из дерева, фарфора, бисера, глины, стекла, мягкие плюшевые, картонные и так далее. (Картинка.)
А есть сладкие яйца? Это шоколадные, сахарные, и конечно – Киндер – сюрпризы. (Картинка.)
И вершина яичного искусства – пасхальные яйца Фаберже из золота, серебра, украшенные драгоценными камнями. Даже цари свято соблюдали традицию — дарили женам пасхальные яйца, а в них были воспроизведены эпизоды из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным
А после пасхи у меня осталось так много скорлупы что с ней можно сделать? А хотите, я вас научу делать фреску из яичной скорлупы?
Практическая часть
Фреска (мозаика) из яичной скорлупы
Методические рекомендации:
Картон вырезаем по размеру салфетки и обильно смазываем клеем.
Берём скорлупу (для работы с ребёнком не используйте сырую, отделяем внутреннюю плёнку. Начинаем наклеивать. Прижимаем пальчиком скорлупки, они трескаются и принимают различную форму.
Затем, берём губку и начинаем легонько похлопывать по скорлупкам, убирая излишки клея.
Берём салфетку. У нас нашлась на Пасхальную тему. Отделяем самый верхний слой с рисунком.
Аккуратно прикладываем салфетку к картону со скорлупой. Губкой слегка прижимаем в разных местах, чтобы салфетка приклеилась.
Выставка
Работы выкладываются на подставки
- Ребята, а что вы узнали о яйце, о каких его свойствах? А какие опыты проводили? Как отличить варёное яйцо или сырое? А можно ли яйцо утопить? А причём тут Пасха и яйца? А как назывались раскрашенные к Пасхе яйца?
Какие замечательные работы у вас получились? Что, мы с нашей поделкой можем сделать? (подарить) Можете забрать свои работы домой. У меня есть шкатулка, она оформлена (какой техникой) фреска. Открываем и получаем приз за свою работу (в ней салфетки с рисунком). Я дарю вам салфетки, чтобы вы еще раз попробовали сделать что-нибудь в технике фреска из яичной скорлупы и научили других. Спасибо вам!
А давайте вспомним в начале занятия, вы пришли ко мне с каким настроением? А сейчас у вас какое настроение? (показать карточки с изображением эмоций)
И мне было приятно и легко с вами заниматься!