Лариса Савик
Конспект НОД по познавательному развитию «Ах, Самара — город мой!» в старшей группе детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №255» городского округа Самара
Конспект НОД по познавательному развитию «Ах, Самара - город мой!» в старшей группе детей с ОНР
Воспитатель: Савик Л. Н.
2021 год
Цель:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Ах, Самара — город мой!“ в старшей группе детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Самарская область, Самара
- Старшая группа
- Темочки
Развитие познавательных интересов дошкольников к истории родного края; Формирование у детей любви к родному городу.
Задачи:
- расширить знания детей о родном городе; воспитывать чувства патриотизма;
- познакомить детей с историей возникновения города;
- формировать представление о том, что современный город – результат труда разных поколений;
- воспитывать желание заботиться о своем городе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материалы и оборудование:
- иллюстрации о городе Самара, открытки с изображением достопримечательностей, заповедных мест;
- портрета Ю. А. Гагарина;
- музыкальная запись о Самаре;
Предварительная работа:
Слушание песен о Самаре, таких как «Ах, Самара - городок», «Самара - Родина моя!», чтение стихов о родном городе, рассматривание фотографий и картин с изображением своего города, беседы о городе и просмотр видеофильма «Самара – мой город родной», сюжетно - ролевая игра «Путешествие на пароходе по р. Волге»
Предполагаемый результат:
Дети знают название рек города Самары, знакомятся с историей возникновения города, символами своего города (гербом и флагом). Закрепляют навыки изобразительной деятельности – рисуют знакомый уголок своего города по представлению.
Ход НОД
Звучит песня о Самаре.
Воспитатель: Дети, о каком городе поется в этой песне? (Ответы детей) Сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился наш город. Но прежде, чем говорить об истории Самары, давайте вспомним, что мы о ней знаем. Поиграем в игру «Угадайку».
- Как называется наш город? (Самара)
- Как называют людей, живущих в Самаре? (самарчане)
- На какой реке стоит наш город? (р. Волга)
- Как еще называют нашу реку Волга? (Волга - матушка, Волга -кормилица)
- Как называли древние люди реку Волга? (одни называли Ра, что значит
«щедрая, добрая, все отдающая», другие же Итиль - «главная, полноводная, могучая, широкая», а третьи Волгой, что означает «светлая»)
Воспитатель: в 1568 году от слияния рек Волги и Самары за несколько месяцев был срублен бревенчатый городок для защиты волжского пути от нападения врагов. У Самарской крепости были высокие деревянные стены с дозорными вышками. Вокруг крепости селились ремесленники, беглые крестьяне, торговцы. В 1888 году крепость стала называться городом. Территория города расширялась очень медленно.
Посмотрите, как жили люди в Самаре. (Показать иллюстрации с видами старого города.)
Город расположен в удобном месте. Через него проходит главная железная дорога страны. Самара стоит на реке Волга. Знает ли вы, что такая большая и широкая река начинается с маленького ручейка? Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. По дороге к Каспийскому морю ручеек вбирает в себя другие ручейки, и маленькие ручейки постепенно превращаются в многоводную и очень красивую реку. Волга - матушка, Волга - кормилица, Волга - красавица, называют ее в народе.
Река Волга течет медленно и спокойно. Весной от таяния снегов воды в ней становится намного больше, и она широко разливается, затопляя речные поймы. Крупным притоком Волги является Самара.
В ветреную погоду река волнуется, бурлит. Волны бьют о берег, о борта теплоходов.
Давайте, мы с вами изобразим эти волны. Для этого нужно построится в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и опускать в тот момент, когда следующая пара поднимет руки, чтобы получилась волна с бегущей волной.
Теперь давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо».
Игра «Хорошо - плохо»
Задача 1. Плывет по Волге теплоход, на нем путешественники. Любуются красотою реки, слушают про нее рассказы, истории, фотографируют, пьют воду, банки в Волгу кидают. Один турист пакет с кислым молоком дальше всех бросил. Как вы думаете, что хорошо, а что плохо в этой картине?
Задача 2. Стоит на берегу город. В нем огромный автомобильный завод. Автомобили делают удобные, красивые, людям на радость. Из Волги берут воду для завода, а отработанную, с красками, с вредными порошками, сливают обратно. Но зато автомобили очень хорошие. Что хорошо, а что плохо?
Воспитатель: Дети, сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает?» Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте.
- Когда дети купаются в реке? (летом)
- Когда по реке плывут опавшие листья? (осенью)
- Когда река покрывается льдом, и дети катаются на коньках? (зимой)
- Когда по реке начинают плавать пароходы? (весной)
- Где приземляются самолеты? (в аэропорту)
- Куда приходит поезд? (на железнодорожный вокзал)
- Куда приезжает автобус? (на автовокзал)
Воспитатель: В городе Самаре живет очень много людей - детей и взрослых. Чем же они занимаются? Кем работают ваши родители? (Дети отвечают)
Воспитатель: в нашем городе вкусные конфеты и различные сладости, шьют удобную одежду и обувь, делают другие красивые и необходимые для людей вещи.
Чтобы все самарчане имели жилье, надо построить дома, для детей – детские сады, для школьников – школы, и еще нужно много всего, чтобы люди могли жить и работать. Кто же все это построил?
Все это создавали наши прадеды, деды, сейчас строят ваши родители. А придет время – строить будете вы.
Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их имена долго вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы.
Воспитатель: В нашем городе есть улицы, названные в честь великих людей? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель показывает портреты великих людей, задает наводящие вопросы.)
Воспитатель: кто-нибудь узнал этого человека? (Воспитатель показывает портрет Ю. А. Гагарина.)
Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли, который облетел на корабле «Восток» вокруг нашей планеты. Этот корабль сделали в нашем городе на заводе «Прогресс». День первого полета человека в космос, 12 апреля, стал днем космонавтики. Имя Гагарина носит одна из улиц нашего города, на ней расположен наш детский сад, есть парк его имени.
Воспитатель: Дети, давайте на карте найдем наш город. Страна большая, а город маленький. Так что же больше страна или город? Чей он город Самара?
Дети: Наш. Мы – хозяева города.
Воспитатель: Хозяева должны беречь свой город, заботиться о нем. Как вы считаете, самарчане хорошие хозяева или не очень хорошие? Почему вы так думаете? (Дети отвечают)
Если бы все – и дети, и взрослые – не бросали на улице обертки от конфет, стаканчики от мороженого, бутылки и пакеты, не ломали бы скамейки, то город был бы чистым, удобным и красивым.
Человек сам решает, как ему поступать, хорошо или плохо. И вы тоже сами решаете: можно ли бросать мусор, вставать на скамейку ногами. Каким будет наш родной город, зависит от нас.
С каждым годом хорошеет наш город. Мы все должны гордиться, что живем в таком большом и красивом городе.
Дети, я предлагаю нарисовать наш город, можете нарисовать свою улицу, свой дом. Затем мы все вместе полюбуемся видами нашего города.
Рисование своего города по представлению.