Наталья Голева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Ах, этот удивительный песок!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «Ах, этот удивительный песок!» в старшей группе.
Цель: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Ах, этот удивительный песок!“» размещена в разделах
Задачи: закрепить умения работать с лабораторными приборами, соблюдать меры безопасности, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; активизировать и обогащать словарный запас существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; развивать социальные навыки- умение работать в группе.
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, вода, большой плоский лоток, тарелочки, вода, стаканчики, палочки, воронка и пустая полиэтиленовая емкость, увеличительные стекла (лупа, пластиковые ложечки, песочный световой стол.
Ход занятия:
Воспитатель:
1. Приветствие:
-Встанем мы в кружочек дружно
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: "Привет!"
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй друг, здравствуй друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Ребята, у меня «Волшебный мешочек», а что в нем находится, я предлагаю вам определить на ощупь. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: А что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой. Какой песок?. (сухой, шершавый, мягкий, ласковый).
Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!».
Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?. Плохо слышите, потому что Он говорит тихим голосом.
Возьмите в руки песок, потихоньку отпустите. Еще раз возьмите в кулачок и медленно отпускайте. Вы слышите, как шуршит песок? Это он здоровается с вами.
Воспитатель: Песок – одно из самых удивительных веществ на планете.
Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа?
Почему? (Не дышит, не растет, не размножается).
- Ребята, где встречается песок?
(№ 1 – пляжи) Посмотрите как сияет песок на летнем морском берегу. Какой он золотистый, ласковый, тёплый.
(№ 2 - пустыня)- Есть ещё песок пустыни; барханы, дюны - песок и только песок – куда ни глянь!
(№ 3 – стройка) А есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на строительство жилых домов.
(№4 – тушение пожаров) Используют при тушении пожаров
(№ 5 – дороги) Применяется песок в дорожных работах. Им посыпают зимние обледеневшие дороги.
(№ 6– детсады) Ещё его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где детвора играет в строителей и скульпторов.
- откуда берется песок на планете? Песок – это кусочки камней и морских ракушек. Камни, ракушки и известняк под воздействием ветра, дождя, разрушаются и получается… песок.
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в лабораторию и там провести несколько опытов и познакомиться со свойствами песка.
-Ребята, все сотрудники лаборатории носят спецодежду. Давайте наденем белые халаты, шапочки. И как настоящие учёные проведем опыты с песком.
- Прежде чем приступить к работе повторим правила безопасности:
1. Нельзя дотрагиваться руками до лица, глаз – мельчайшие песчинки могут попасть в глаза;
2. Нельзя вытирать руки об одежду;
3. Отряхивать руки надо над столом;
4. После работы нужно помыть руки с мылом.
Приступаем к работе
ОПЫТ № 1
- У вас на столах в тарелочке находится песок. Какого цвета песок? (коричневого, желтого, светло-желтого, золотистого)
-Возьмите щепотку песка и потрите между пальцами. Что вы заметили? Какой песок? (сухой, сыпучий, рыхлый). Это свойство песка с давних времен используют в песочных часах. (Воспитатель показывает песочные часы). Сейчас песочные часы используют в медицине для определения длительности процедур – прогревания.
ОПЫТ № 2 Работа с лупой.
- Ребята, возьмите лупу и внимательно рассмотрите песок. Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки)
- Какие песчинки? (маленькие, полупрозрачные, круглые)
- Осторожно дуньте на них через трубочку. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу)
опыт 3.
Воспитатель: Ребята, есть метод очистки воды, который используют в очистных сооружениях – это очистка песком. Возьмем воронку, поместив в нее песок, и будем медленно выливать заранее загрязненную воду (В нее мы положим бумажки мелкие палочки).
Что происходит с водой? (вода просачивается через песок)
- Где остается мусор? (на поверхности песка)
Воспитатель: сделаем вывод- Что делает песок с водой? (песок пропускает воду и очищает её)
ОПЫТ №4
- Добавьте в чашечку с песком немного воды. Аккуратно перемешайте ложечкой.
- Что произошло? Куда исчезла вода? (она впиталась в песок)
-Каким стал песок? (влажный, мокрый)
- Попробуйте влажный песок посыпать? Что происходит? (он не сыплется)
- Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.)
- А теперь я предлагаю отдохнуть и превратиться в эти песчинки.
7. Физкультминутка:
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
ОПЫТ№5
- Возьмите формочки и сделайте оттиски на сухом песке. Встряхните аккуратно тарелочку. Что мы видим? (рисунок исчез).
- Теперь сделайте оттиски на мокром песке. Аккуратно встряхните емкость. Исчез ли рисунок? (Нет) Почему он сохранился на мокром песке? (мокрые песчинки слиплись и удерживают рисунок) В сухом песке песчинки не скреплены, они рассыпаются.
-Ребята, а что вы летом делаете из песка? (крепости, куличики)
-Я предлагаю вам стать необычными художниками и нарисовать песчаную картину.
Я предлагаю вам, дети,
Рисунок создать песком.
Песок засыпаешь ты на стекло,
Что снизу светом освещено.
И, включая воображение,
Рисуешь картины на удивление.
Плавно пальцами волну начерти,
И поплывут на картине ручьи.
Пальцы большие навстречу веди
И ель на картине изобрази.
Чтоб показать облака в небесах,
Пальцы свои сожми в кулачках.
И по стеклу кулачками кружа,
Ты нарисуешь вверху облака.
Я рассказала вам лишь крупицу,
Как фантазия может развиться.
Стоит лишь только начать рисовать
И идеи уже не унять.
Такая техника называется пескография. (дети рисуют). Какая красивая картина у вас получилась. Молодцы. Подводим итог.
Вот какой удивительный песок!