Ольга Горулько
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно – речевому развитию в средней группе.
Тема: «Весна».
Направление: Познавательно – речевое.
Публикация «Конспект НОД по познавательному и речевому развитию „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: выявить уровень знаний у детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать словарь детей по теме «Весна».
- Развивать связанную речь, учить использовать в речи развёрнутые предложения.
- Закреплять знания о признаках весны.
- Составлять коллективный рассказ по картине с помощью мнемокарты.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце пригревает, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, набухают почки.
- Закреплять знания о временах суток.
- Закреплять понятие – природа.
Развивающие :
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление через игровые упражнения и отгадывание загадок.
- Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать.
- Развивать навыки описательной и диалогической речи детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Воспитывать умение работать в коллективе, терпеливо слушать ответы других детей и чувство взаимопомощи.
Индивидуальная работа: побуждать к речевой деятельности малоактивных детей.
Активизация словаря: весна, капель, ручьи, вьют гнёзда, проталина, первоцветы.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, беседы, игры, рисование, лепка, аппликация по лексической теме «Весна»
Оборудование: сюжетные картинки с изображением весны. (Обруч с ленточками, музыка, пластиковые стаканчики, снег)
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас гости, поприветствуем их. (здороваются с гостями)
- Ребята, к нам ещё кто-то пришёл…
Вы узнали её? (Да, это кукла Весна)
- Почему же она грустная такая? Давайте узнаем у неё.
Кукла Весна : Зима не хотела уступать Весне место и заколдовала её, затуманила ей память. Теперь она не помнит, какие изменения происходят весной в природе. И пока Весна не вспомнит, что ей нужно делать, изменений в природе не произойдёт. Ребята, помогите Весне вспомнить, что происходит в природе с её наступлением. (Да поможем)
Воспитатель: - Ребята, чтобы разрушить колдовство Зимы, нам нужно будет выполнить разные сложные задания. Сейчас проверим, готовы ли вы к такому сложному путешествию. На столе лежат картинки по временам года. Послушайте стихи разных поэтов про времена года и подберите нужную картинку.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой! (А. Берестов)
- Какому времени года посвящены эти строки? Выставляется картинка с изображением осени.
Ой, сердит мороз;
Ветки снегом занёс,
Хватает за нос, щиплет до слёз.
Ребятишки не пугаются,
На лыжах да на санках катаются,
Над морозом потешаются! (А. Босев)
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Выставляется картинка с изображением зимы.
Убежал куда-то ветер,
Летний ветер в ранний час.
А когда спустился вечер.
Он вернулся, обнял нас.
И запахло мятой,
Мятою немятой. (В. Степанов)
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Выставляется картинка с изображением лета.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей речки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
- Какому времени года посвящены эти строки? Выставляется картинка с изображением весны. Как вы догадались? (дети перечисляют признаки весны из стихотворения)
Воспитатель: - Кукла Весна, а наши дети тоже знают стихи о весне. Вот послушай (читают стихи)
Кукла Весна : - Молодцы, ребята, вижу вы готовы к трудному и дальнему путешествию. А в какое время суток лучше всего отправляться в дальний путь? (утром, чтобы успеть вернуться)
- Ребята, чтобы найти и расколдовать Весну, нам нужно пройти по тропе весны. А найти эту тропу нам поможет самый главный помощник весны. Как вы думаете кто это? (загадка про солнце)
Высоко по небу хожу,
Пользу всему живому приношу. (солнце)
- Ребята, какую пользу приносит солнце?
Дети: светит, греет, согревает, освещает, помогает расти деревьям, траве…
Встают вокруг солнца
Воспитатель: - Солнышко, помоги нам к весне дорогу найти.
Солнышко: - Я с удовольствием вам помогу, только мне нужно лучики мои расправить. А для этого необходимо вспомнить и назвать все признаки весны. (Дети перечисляют признаки весны)
- весной ярко светит солнышко
- весной птицы прилетают (перелётные)
- весной почки набухают и появляются листочки
- весной снег тает
- весной бегут ручейки
- весной зеленеет травка
- весной появляются проталинки
- весной дикие животные меняют цвет шубки и у них появляются детёныши
- весной возвращаются перелётные птицы
- весной люди распахивают землю, сажают урожай
(при этом дети расправляют лучики солнца)
Физкультминутка
Побежал в саду ручей, (руками выполняем волну)
Прилетели сто грачей, (машем ручками как птицы)
А сугробы тают, тают, (приседаем)
А деревья вырастают (поднимаемся расправляем руки).
Лучик заглянул в окошко, протяни к нему ладошки.
Воспитатель: - Вот мы и пришли. Посмотрите разве это весна? (включается слайд с изображением зимы)
Дети: - Нет, это зима.
Зима: - Так просто я Весну не расколдую. Я уверенна, что со следующим заданием вы не справитесь. Попробуйте составить рассказ про весну и рассказать мне. Если понравится, может тогда я верну весне память (появляется слайд картина «Весна»)
Кукла Весна : - Ребята, я вам помогу. У меня есть карта – помощница, с её помощью, вам будет легче составить рассказ (на доске висит мнемокарта)
Составление рассказа о весне.
Пришла весна. Солнце стало так пригревать, что снег стал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лед. На деревьях набухли почки. Прямо из под снега расцвёл подснежник - вестник весны. Проснулись насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы, они вьют гнёзда, заселяются в скворечники. У диких животных появляются детёныши.
Появляется слайд Зимы.
Зима:- Вы, ребята, молодцы. Справились со всеми заданиями. Придётся мне расколдовать Весну. Появляется слайд с Весной.
Весна : - Ах, как долго я была без памяти. Спасибо ребята, что вы расколдовали меня! Вы очень добрые и умные дети.
- Теперь мне пора в природу весенние изменения вносить. Дел много поспешу… До свидания, увидимся в природе.
Воспитатель: - А давайте поможем Весне, подскажем, что у нас является природой, а что нет. (Игра с мячом «Природа – не природа»)
- Ребята, что мы сегодня делали? Что вам понравилось?