Наталья Петерман
Конспект НОД по речевому развитию «Весна. Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
«Весна. Перелётные птицы»
Подготовила и провела Петерман Н. В.
МБДОУ №17
Цели и задачи:
- Закрепить представления детей о временах года, о признаках весны (снег тает, солнце ярко светит, на деревьях набухают почки, оживает природа).
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Уточнять и расширять представление о жизни птиц, и растений в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов; природа оживает, весной появляются первые цветы);
- Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением; учить описывать птиц, составлять рассказ по картинкам;
- Развивать двигательную память в ходе выполнения физических пауз, согласовывать движения с речью.
- Воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к ней, окружающему нас миру.
Материалы и оборудование: кукла-школьница Даша, картинки с изображениями птиц, презентация по теме занятия, схема составления описательного рассказа, мяч, маска на голову «Солнышко», лист бумаги чёрного цвета двухсторонний 10x10 на каждого ребенка.
Ход НОД:
Организационный момент: "Круг - приветствие" 2 слайд
Встаньте дети, встаньте в круг (дети встают в круг)
Я твой друг и ты мой друг! (дети дают руку сначала одному соседу, потом другому)
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
Воспитатель:
Посмотрите, кто к нам сегодня опять пришёл? ( Дети: К нам пришла школьница Даша)
Давайте поздороваемся с ней. ( Дети: -Здравствуй, Даша)
Воспитатель:
- А что это ты, Даша, такая грустная? (Слушает Дашу)
Даша говорит, что она хоть и учится в школе, но оказывается ничего не знает о весне… Как ей помочь?
Давайте расскажем Даше о весне, садитесь на стульчики.
Воспитатель: Посмотрите на доску, на ней вы видите картинки с изображением времен года. 3 слайд
Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать их.
- Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём, под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Когда это бывает?
(Дети - осенью) 4 слайд
- Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет, метель завывает
Когда это бывает? (Дети - зимой) 5 слайд
- Вот и небо просветлело,
Землю солнышко согрело,
Ручейки в лесу поют и подснежники цветут.
Пробудилось все ото сна,
Это к нам пришла… – (дети - весна) 6 слайд
- Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым и не бояться до нитки промокнуть.
(Дети - лето) 7 слайд
Воспитатель: а у нас на дворе какое сейчас время года? ( Дети: Сейчас на дворе весна) Правильно ребята наступила весна. Давайте встанем и порадуемся весне!
Игра «Солнышко» 8 слайд
Выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:
Ход игры.
В центре круга – «Солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца).
Дети ходят по кругу и хором произносят:
Гори, солнце, ярче – (руки поднимают вверх и машут)
Летом будет жарче,
А зима теплее, (подходят к «солнышку», как будто греются)
А весна милее. (кланяются «солнышку»)
Раз, два, три-гори!
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово «Гори!» - «солнце» обнимает детей.
Воспитатель: Поиграли? Садитесь на стульчики.
- Давайте расскажем Даше, что бывает весной.
Дети: Весной всё просыпается и оживает вся природа.
Весной прилетают птицы.
Воспитатель: Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?
1). Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица. (Грач) 9 слайд
2). Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль) 10 слайд
3). Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит, дождик где-то близко. (Ласточка) 11 слайд
4). На шесте веселый дом
С круглым, маленьким окном.
Чтоб уснули дети
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец,
Он и летчик и певец! (Скворец) 12 слайд
— Ребята, давайте повторим, про каких птиц вы отгадали загадки? (Грач, журавль, ласточка, скворец). К какой группе они относятся? (К перелетным).
Воспитатель: Весной у птиц много забот, а самая главная, какая? (Ответы детей) – это построить дом для своих птенцов. Как называются домики у птиц? (Дети - гнездо, скворечник)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Где живут птицы» 13 слайд
По команде «Птицы» дети передвигаются, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки. По команде «Скворечник» делают руки домиком над головой.
Воспитатель: Давайте пройдем и сядем на стульчики. Сегодня мы будем учиться составлять рассказы про птиц. Я хочу рассказать вам о граче: (поставить картинку грача на планшет)
Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу. Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел вместе с весной. А птица грач – самая первая птица, которая возвращается в наши края.
Грач черный. У него есть клюв, тело его покрыто перьями, кричит «крак-крак». Грач – перелетная птица.
— Какого цвета грач?
— Что у него есть?
— Чем покрыто тело?
— Как он кричит?
— Грач – зимующая или перелетная птица?
(Пересказ детей)
Воспитатель: Весне рады не только птицы, но и мы с вами. С древних времен наши предки устраивали праздники, встречая весну. Они играли, пели, а праздники проводились около леса, на лугах. Мы тоже с вами поиграем. Становитесь в круг.
Игра «Я начну, а ты продолжи!» (с мячом)
Звери бегают, а птицы – … (летают).
Скворцы поют, а вороны – … (кричат).
Воробьи не улетают зимой, а дикие утки – … (улетают на юг).
Ворона – зимующая птица, а скворец – … (перелетная).
У снегиря грудка красная, а у синицы – … (желтая).
У воробья глаза маленькие, а у совы – … (большие).
У сороки хвост длинный, а у синички – … (короткий).
Воспитатель: Замечательно, какие вы молодцы! Мы с Дашей очень довольны вашими ответами.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте с вами составим рассказ по картинкам про весну, и Даша точно всё запомнит!
(Составляем рассказ по сюжетным картинкам) 14 слайд
Воспитатель: Ну что ребята, помогли мы Даше, рассказали о весне?
Даша благодарит вас за помощь!
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось рассказывать Даше о весне, о птицах? Что вам понравилось больше всего?
— И сейчас, вы отдохнёте, а потом с хорошим настроением, мы сделаем птичек из бумаги. И Дашу научим делать птичку!
Оригами «Птица».
(По показу воспитателя дети делают птиц, складывая бумагу).
— Посмотрите, какие птицы у вас получились, к нам теперь тоже прилетели грачи!
Составление описательного рассказа о весне.
1) Весной солнце светит ярче и греет теплее.
2) На крышах появляются сосульки.
3) Снег тает, появляются ручейки.
4) Снег тает, появляются проталины.
5) На деревьях и кустах появляются почки.
6) С юга прилетают перелётные птицы.
7) Первые прилетают грачи.
8) Появляются первые цветы-подснежники.
9) Люди одевают весеннюю одежду.