Юлия Харькова
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Звук. Свойства звука»
Разработчик конспекта : Харькова Юлия Сергеевна – воспитатель.
Цель: развитие познавательной активности и интереса к экспериментальной деятельности у детей средствами музыкальной лаборатории «Звук и тон»
Задачи проекта:
1. Развивающая:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Звук, Свойства звука“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- способствовать развитию познавательной активности детей в процессе знакомства со звуком;
- развивать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения, анализ, наблюдение, классификация;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, стремлению к самостоятельному познанию, размышлению.
2. Образовательная:
- знакомить детей с понятием звук и «звуковые волны»;
- Формировать представление детей о звуке и его свойстве – распространение и изменение;
- Знакомство с новыми словами и их понятием «резонатор звука», «камертон», «лаборатория», «звук – его тембр, высота».
3. Воспитательная: воспитывать желание открывать новое, самостоятельно проводить опыты. Проявлять интерес к музыкальным инструментам, их звучанию.
Методы и приемы:
- наглядный: рассматривание видеосюжета, иллюстраций, лаборатории.
- словесный: беседа по теме, инструкции педагога, постановка вопросов в ходе экспериментов.
- практический: выполнение заданий с помощью музыкальной лаборатории, физминутка, дидактическая и подвижная игра.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познавательная область»
ОО «Физическое развитие»
ОО «Художественно-эстетическое» (музыка)
Результативность:
- оценить интерес детей к такому виду познавательной и опытно-экспериментальной деятельности.
- оценить самостоятельность детей в ходе опытно-эксперементной деятельности и построение выводов.
Оборудование:
Телевизор и видеообращение, лабораторное оборудование «Звук и тон», бумага для фиксирования результата опытов, театральная ширма, шумовые музыкальные инструменты, картинки разными видами инструментов (струнные, ударные, клавишные, духовые) и запись исполнением музыки с разными инструментами.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я получила видеописьмо от нашей воспитанницы и вашей подруги Анны. Она сообщает нам, что сейчас находится на больничном (у нее перелом руки) и очень скучает. Недавно она посмотрела мультик про Фиксиков «Опыты со звуком». И теперь очень заинтересовалась этой темой. И просит нас ей в этом помочь и ответить на ряд вопросов: «Что такое звук? А как он увеличивается? Можно ли его увидеть? Двигается ли он? Откуда он берется? Что такое шумовые и музыкальные звуки? Чем они отличаются и т. д.» Ну что, поможем Анне?
Дети: - Да, согласны!
Воспитатель: - Тогда закрываем уши и слушаем, что мы сможем услышать.
Дети: - Ничего.
Воспитатель: - Почему? И что помогает человеку слышать звуки?
Дети: - Человеку помогают слышать звуки уши.
Воспитатель: - Правильно, наш слуховой аппарат. А звуки бывают природные (то, что мы слышим вокруг) и искусственные (их извлекают машины, человек, музыкальные инструменты разными способами). Давайте поиграем в игру «Что звучит?» (звучит аудиозапись разных звуков и дети отгадывают их. Если звучат музыкальные инструменты, то их называют. Определяют их вид и объясняют свою точку зрения: струнные, ударные, клавишные и духовые. Затем показывают их на картинке)
Воспитатель: - Подводим итог, что такое звук. Звук – это те колебания, которые принимает наше ухо. И даже не видя предмета, мы можем сказать, что издает тот или иной звук.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. С этим заданием мы справились и ответили на вопросы. Проходите к столам, присаживайтесь и внимательно посмотрите на предметы, которые на них лежат. Есть предположение, что это? (Дети рассаживаются на рабочие места, рассматривают предметы и высказывают свои предположения, что это может быть такое).
Воспитатель: - Ребята, перед Вами лабораторное оборудование «Звук и тон» : резонатор, камертон, музыкальная шарманка, ёмкость с водой, бусина на нитке, железная пластина (воспитатель все показывает).
Опыт 1. «Звук – это волны».
Воспитатель: - Возьмём в руки камертон, ударим его о край стола и поднесём к емкости с водой. Что мы увидим? ( Дети рассказывают о своих наблюдениях: видят волны, фонтанчик или ни чего, если камертон взяли не правильно). Молодцы.
Подводим итог: звук – это волны и зафиксируем это рисунком в таблице волной.
Опыт 2. «Громкость звука можно регулировать».
Воспитатель: - Возьмем в руки камертон, ударим его о край стола и поднесем к уху. Мы слышим еле уловимый для нашего уха звук. А вот если мы поставим в вибрящем состоянии камертон в резонатор, что услышим изменения – звук увеличился в громкости. Проведем такой же эксперимент и с музыкальной шарманкой. Что происходит с музыкой? (Дети рассказывают о своих наблюдениях).
Подводим итог: звук можно контролировать в громкости – увеличивать или уменьшать. Зафиксируем это рисунком в таблице с помощью стрелок.
Опыт 3. «Звук – это колебание волн»
Воспитатель: - Возьмем для опыта металлическую пластину и закрепим ее с обратной стороны резонатора. Оттянем одни конец пластины и отпустим ее. Пластина начнет колебаться и бить по воздуху – возникает некий звук. Если линейку выдвигать и задвигать в резонатор, то колебания становятся разными по высоте (низкие и высокие).
Подводим итог: звук – это те колебания, которые принимает наше ухо (фиксируем в таблице).
Воспитатель задает вопросы: что происходит с линейкой, как меняется звук? Можно рассказать в процессе опыта историю: «Оказывается, что первым человеком, который задумался над этим вопросом, был древнегреческий ученый Пифагор. И он ответил на него так: «Всякий звук - это удар». Струна лиры колеблется и бьет по воздуху. Колебания воздуха разносятся во все стороны, и достигают наших ушей. Если удар будет сильный – звук будет громкий. Если слабый – тихий.»
Опыт 4. «Как увидеть звук?»
Воспитатель: - Для этого опыта нам понадобятся камертон и бусина на нити.
Возьмём камертон, ударим его о стол и поднесем к бусине. Мы увидим, что бусина будет двигаться. И чем сильной удар в камертон, тем дальше бусина от него улетает. (Дети выполняют задание и рассказывают о своих наблюдениях)
Можно ли сказать, что в этом опыте мы УВИДЕЛИ звук?
Подводим итог: чем громче звук, тем сильнее движение предметов, которые он двигает (фиксируем в таблице).
Воспитатель: - Вы все большие молодцы! А теперь нам необходимо размяться и зарядкой заняться.
Физминутка «Все мы музыканты»
(Движения выполняются по тексту)
Все мы музыканты,
Вот нас сколько!
Мы сыграем польку
Для друзей.
Эй вы, звоночки,
Зазвоните,
Весело звоните,
Дили-день!
Все мы музыканты,
Вот нас сколько!
Мы сыграем польку
Для друзей.
Бум, бум, бум,
В барабаны бей!
Бум, бум, бум,
Ну-ка, кто сильней?
Все мы музыканты,
Вот нас сколько!
Мы сыграем польку
Для друзей.
Ду-ду-ду, - гудки гудят,
Ду-ду-ду, - зовут ребят!
Все мы музыканты,
Вот нас сколько!
Мы сыграем польку
Для друзей.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что звук бывает «естественным» (звуки живой природы) и «искусственным» (звуки, которые производит человек, машины, музыкальные инструменты.
Давайте поиграем в игру «Какой звук?» (воспитатель включает аудиозапись, а дети отгадывают происхождение звука). Воспитатель: - Молодцы, ребята. Как правильно вы отгадывали музыкальные загадки, особенно, когда звучали музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты бывают разные и звук они извлекают разными способами: ударные – ударом, струнные – струной, духовые – дуновением, клавишные – клавишами. Мне очень интересно, а вы знакомы с музыкальными инструментами?
Дети: - Да, мы знаем музыкальные инструменты.
Воспитатель: - Тогда давайте поиграем в игру «Музыкальные инструменты» - я показываю карточку с музыкальным инструментом, а вы его называете и определяете, каким способом извлекается из него звук.
Воспитатель: - А теперь ребята, подойдем к театральной ширме, вас там ожидает сюрприз: разные музыкальные инструменты. Каждый из вас по очереди поиграет на них, и мы отгадаем, какой из них звучит и каком образом извлекается звук.
Игра «На чем играю»
Воспитатель: - Молодцы ребята, все отгадали. Ну а теперь, прошу подойти к доске, посмотреть на нашу таблицу и вспомнить, что мы узнали о звуке, какие опыты проводили. Давайте вспомним, в какие игры играли, какие музыкальные инструменты слушали, к каким видам они относятся, каким способом извлекается звук. Что было самым интересным? Что сложным, а что легким? И самое главное, помогли мы нашей Анюте разобраться с этой темой?
Дети отвечают на вопросы.