Борисова Татьяна
Комплексное занятие по лепке в технике пластилинография
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие
по лепке в технике пластилинография
для детей подготовительной к школе группы на тему:
«Чудо на фарфоре – синяя капель.
Это называется просто роспись «Гжель»
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики;
- учить детей оформлять плоскостнyю фигуру (вазу) элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография»;
- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости;
- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного;
- развивать речь детей, мелкую моторику рук;
- воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками гжельскую посуду;
- вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Базисные знания, умения и навыки детей: имеют представления о гжельской росписи, различают ее особенности, орнамент; по технологической карте могут рассказать алгоритм создания гжельской посуды.
Предварительная работа: беседы о гжельской росписи, рассматривание гжельской посуды, дидактические игры по теме, виртуальная экскурсия в музей народного творчества, в мини-музей ДОУ, работа с технологическими картами, алгоритмами создания орнамента по мотивам гжельской росписи.
Оборудование и материалы: презентация «Сказочная гжель», аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявскогов в исполнении Надежды Филатовой, аудиозаписи русских народных мелодий, фотографии с изделиями гжельских мастеров, гжельские изделия для показа, силуэты посуды (вазочек, вырезанные из белой бумаги или картона, пластилин синего и голубого цвета, доски для лепки, стеки, салфетки, технологическая карта изготовления вазы по мотивам гжельской росписи, образец педагога.
Содержание занятия.
1. Вступительная часть. Дети входят в зал, располагаются вокруг выставки изделий гжельской росписи, рассматривают гжельские изделия.
Педагог читает стихотворение С. Ледковой «Гжель»:
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья
К нам гжель приходит снежной сказкой
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной
Согреет нас огнем камин
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.
2. Беседа педагога.
Педагог:
- Ребята, эти изделия называются гжельские, они пришли к нам из деревеньки, которая так и называлась – Гжель.
Предлагаю вам отправится в мир красоты, в мир удивительных творений народных умельцев, в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.
Педагог предлагает детям присесть на стульчики, показывает презентацию и рассказывает сказку.
- 2 слайд
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали.
- 3 слайд
Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосок, сеточек.
- 4 слайд
Стал каждый мастер свое умение показывать: один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. При виде гжельских чайников глаза разбегаются – уж очень они хороши!
- 5 слайд
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку, где говорилось про кита, у которого на спине целый город был, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно розы.
Третий мастер полюбовался этой красотой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница!
- 7 слайд
Гжельские мастера большие фантазеры. Делают в Гжели часы. Форма у них непростая, причудливая. Чашки, стройные и высокие, одни похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные. Лепили гжельские мастера и животных, и птиц. Занятно сделаны петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза.
- 8 слайд
У каждого художника есть свой любимый узор, и в каждом отражается сторонушка родимая: ее трава шелковая, ее цветы весенние и мастерство волшебное, достойное восхищения.
Педагог:
- Ребята, понравилась вам сине-голубая сказка?
Дети:
-Да!
Педагог:
- Пришло время стать вам народными умельцами и украсить посуду гжельским узором. Для этого я предлагаю вам пройти на свои рабочие места и одеть фартучки и нарукавники.
Дети одеваются.
Педагог:
- Мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи синего и голубого пластилина.
И украсим мы сегодня гжельским орнаментом вазы в технике пластилинография.
3. Практическая часть.
Педагог:
- Я побывала в роли мастерицы гжельской росписи и сделала свою вазу.
Педагог выставляет свой образец вазы, украшенной декором по мотивам гжельской росписи, показывает детям силуэты вазочек и объясняет приемы лепки.
Педагог:
- С помощью синего и голубого пластилина в технике пластилинография мы украсим вазы гжельским узором. Напомните, какие элементы гжельской росписи можно изобразить?
Дети:
- Спирали, травинки, сеточки, точки, капельки, бутоны роз.
Педагог показывает приемы лепки, объясняет последовательность работы.
А сейчас разогреем наши пальчики и приготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»:
Сожмем наши пальчики в кулачки.
Наши синие цветки распускают лепестки – по очереди показывают пальчики;
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет – качают пальчиками;
Наши синие цветки закрывают лепестки – постепенно сжимают пальчики в кулачки;
Головой качают, тихо засыпают – прижимают кулачки рук друг к другу;
Завтра утром все цветки вновь распустят лепестки – снова по очереди показывают пальчики.
Педагог:
- Ребята, а сейчас предлагаю вам приступить к выполнению работы – украшению вазочек гжельским узором.
Под аудиозаписи русских народных мелодий дети работают самостоятельно. Во время выполнения работы педагог обращает их внимание на колорит и композиционное построение узора на посуде.
4. Заключительная часть. Дети выставляют свои работы на столе, покрытом синей скатертью, рассматривают их.
Педагог:
- Ай да вазы! Что за диво!
Хороши и та, и та.
Все нарядны, все красивы.
Расписные все, в цветах.
Здесь и роза, и ромашка,
Одуванчик, васильки.
С синей сеточкой по краю,
Просто глаз не отвести!
- Вы все украсили по одной вазочке, а вместе получилась красивая нарядная выставка гжельских изделий. Нравится она вам?
Дети: Да, нравится.
Педагог: В народе есть поговорка: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.
Ваши красивые вазочки мы разместим на выставке, чтобы ими могли полюбоваться другие ребята и родители.
Рефлексия: О каком промысле мы сегодня беседовали?
Дети:
- Гжельская роспись.
Педагог:
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
Дети:
- Используется только синий цвет на белом фоне.
Педагог:
- Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось? Что не очень получилось и почему?
Дети: дают оценку своим работам, рассказывают, что получилось хорошо, а что не очень.
Педагог:
- Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное – вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев нас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя капель.
Это называется
Просто роспись «Гжель».
А сейчас наша мастерская закрывается.