Джульета Нагоева
Занятие по познавательно-речевому развитию «Земля — наш дом»
▼ Скачать +Заказ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО_- РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ -
ТЕМА:
«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ».
Практическое задание.
Расширение знаний и представлений о планете Земля и применение их в речевой деятельности. Обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире. Совершенствование грамматического строя речи, подбор прилагательных к существительным, образование притяжательных прилагательных, образование существительных во множественном числе.
Публикация «Занятие по познавательно-речевому развитию „Земля — наш дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, мелкой моторики, тактильных ощущений.
Воспитательные задачи.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности. Формировать бережное отношение к природе и стремление совершать добрые поступки.
Материалы и оборудование: воздушный шар, глобус, природный материал, проектор.
Словарная работа: глобус, северное сияние, вулкан, гладь, лава.
ВОСПИТАТЕЛЬ, Дорогие ребята ну вот очередной раз я приглашаю вас оправиться в путешествие. Надеюсь, путешествие у нас с вами будет веселое и интересное.
Послушайте внимательно стихотворение, и вы поймете, о чем пойдет сегодня речь, и в каких местах успеем с вами побывать.
Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там - зеленый луг.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря.
Все называется - (Земля)
-Правильно, молодцы, разговор наш сегодня пойдет о самой прекрасной планете, планете Земля.
-Посмотрите ребята, что это?
-Земля.
-Конечно же - это Земля. Так ее увидели из космоса наши космонавты.
-Ребята, какая она Земля?
-Круглая, большая, красивая, разноцветная, богатая.
-Землю мы можем рассмотреть более подробно, а в этом нам поможем глобус (сюрприз).
-Что это такое?
-Правильно - это глобус. Уменьшенная модель нашей планеты. На этом глобусе много стран и наша страна есть на нем (Россия). Как называется наша страна?
Какие цвета вы видите на глобусе? (желтый, голубой, зеленый, коричневый, белый)
-Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие на воздушном шаре и познакомиться с нашей красавицей-Землей еще ближе (на воздушном шаре).
-Посмотрите, ребята, над нами бескрайние зеленые просторы.
-Как вы думаете, что могут обозначать этим цветом на глобусе.
-леса.
-Давайте приземлимся на этой поляне.
-Ребята, сделайте глубокий вдох. Какой чистый воздух, какая красота!
-Как вы думаете, в какой лес мы попали, если кругом только ели, сосны, пихты, кедры?
-Хвойный.
-А если в лесу будут расти только дубы, березы, клены?
-Лиственный.
-А как будет называться лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья?
-Смешанный.
А что еще растет в лесу? (грибы, ягоды, цветы, животные, птицы, насекомые).
-Давайте немного погуляем по нашему лесу.
Д/И «КТО В ЛЕСУ ЖИВЕТ?»
Мы по лесу шли, шли, шли кого только не нашли (с помощью среднего и указательного пальца передвигаем пуговицы по столу, имитируя шаги).
Живет в лесу колючий ежик, ни головы, ни ножек.
Он бежит, бежит, бежит.
И пыхтит, пыхтит, пыхтит (с помощью зубной щетки массируем кончики пальцев обеих рук).
Бегает туда-сюда. Вам щекотно?
Да, да, да! (вращательные движения зубной щеткой по ладони)
Вот бежит голодный волк,
Он зубами, щелк, щелк, щелк да щелк! (с помощью прищепки прижимают верхние фаланги пальцев)
Утром на лужайке просыпался зайки.
Мы погладим зайцев
Зайцев - побегайцев. (с помощью куска меха производят самомассаж)
-Ах, как здорово провели время!
-А какую пользу приносит лес человеку? Очищает воздух, кормит, дает нам тепло.
-Лес - это дом для зверей, птиц, растений.
-Лес - это деревья, а из дерева делают мебель.
-В лесу много цветов, их используют для приготовления косметики, духов и лекарства.
-Лес очищает воздух, этим воздух дышит человек. Лес дает тепло. Лес нас кормит.
Мы прощаемся с лесом, а от него нам на память зеленый талисман.
-Возвращаемся на наш воздушный шар. Полетели дальше.
- Ой,смотрите, смотрите, ребята, под нами бесконечная голубая гладь. Что это под нами?
Давайте приземлимся и хорошо осмотримся.
-Как вы думаете, что на глобусе обозначено голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера, ручьи)
-Что вы можете сказать о воде?
1. Вода — природный дар
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.
-Ребята, в земле есть глубокие впадины, саамы глубокие заполнены водой - это водоемы. Самый большой водоем - океан. Самый маленький - ручеек.
-Давайте вместе подумаем, какое слово можно подобрать к слову море.
-Какое море? (море соленое, голубое, большое, огромное, холодное)
Океан - необъятный, большой.
Река - пресная, чистая, теплая прозрачная.
-А что можно увидеть под водой?
-Царство подводное.
-А что это такое?
-Рыбы, водоросли, караллы, морские животные.
-Если рыбы живут в море - они морские?
-Морские.
-А если рыбы живут в реке - речные.
-А если в аквариуме - аквариумные.
Д\И» Один-много».
Одна опасная акула - много опасных акул, один разноцветный коралл, один дельфин, одна зеленая водоросль, один морской конек.
-Молодцы. Сейчас мы с вами еще немного поупражняемся.
Если это рыбка – у нее (улыбка)
Если это рыбочка- у нее (улыбочка)
Если это рабы - у нее (улыба)
Если это рыбина - у нее (улыбина)
Если это рыбище - у нее (улыбище)
Вот такие улыбчивые рыбки обитают в наших водоемах.
-Какую пользу получает человек от водоемов.
1. В водоемах живет рыба, которой мы питаемся.
2. Водоемы дают воду.
3. Водоемы служат для перевозки грузов и пассажиров.
4. Водоемы дают продукты питания.
5. В водоемах мы купаемся
Молодцы! Вот мы и заработали голубой талисман. Давайте скажем «До новых встреч!» и отправимся дальше путешествовать.
- Ой ребята слышите это нам предупреждение!
-Внимание, внимание!
Сильное похолодание, угроза обледенения.
Ребята мы пролетаем над вечной мерзлотой.
-Большую часть года над снежными равнинами простирается волшебница ночь. И только необычное природное явление северное сияние озаряет звездное небо.
Физминутка «северное сияние»
Слова стихотворения Движения Что за чудо – чудеса Загорелись небеса. Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.
Ой, горит – пылает пламя Над сверкающими льдами. Поднять руки вверх. Махи руками влево – вправо.
Ой, горит большой костёр Выше леса, выше гор! Руки на поясе. Прыжки на двух ногах. Он горит, а снег не тает. Он блестит, не согревает! Упражнение «Фонарики»
Мёрзнут горы и леса, Коченеют небеса присесть, обняв руками колени ног.
Кто зажёг огонь чудесный, Золотой костёр небесный? Встать на ноги.
Не живёт ли в вышине Великан могучий? Приставить ко лбу ладонь и всмотреться вверх. Не печёт ли на огне Хлеб себе за тучей? Пальчиком правой руки пошевелить влево – вправо.
Это свет – холодный свет Северного неба. Махи руками снизу – вверх и сверху – вниз.
Ну вот, теперь у нас есть еще один необычный талисман – снежинка.
Вот мы свами и согрелись.
-Что-то повеяло горячим воздухом.
-Солнце, как огненный шар. Внизу бескрайние пески. Каким цветом они обозначены на глобусе? (желтым)
-Как вы думаете, где мы? (в пустыне).
-Ребята давайте сделаем остановку.
-Что больше всего человек начинает ценить в пустыне? (воду)
-Правильно. Нигде не выпадает так мало осадков как в пустыне.
Бывает, что за все лето не выпадает ни капли воды. Значит ли это, что в пустыне ничего не растет. и никто не живет? Давайте, сейчас с вами проверим.
-Вот вчера синоптики передавали, что была песчаная и все животные попрятались.
-Ну, что поищем их?
-Я читаю загадку, а вы внимательно ищете животное глазами, о котором идет речь, а потом аккуратно пальчиком помогаете выбраться ему из песка.
-Только осторожно, не спугните его.
1. Всегда свой домик на себе носит. (черепаха)
2. Хвостом на песке свой след оставляет. (змея)
3. Спасается, убегает, а хвост оставляет. (ящерица)
4. Зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. (верблюд)
Д\и «Чьи, чей.»(знакомство с новым обитателем пустыни)
Маленькое животное—уши зайца, усы-белки, туловище- мышки, задние лапки- птички,
а хвост- как у льва. (тушканчик)
Уши чьи - заячьи,
Усы чьи - беличьи
Задние лапки чьи - птичьи
Хвост чей - львиный.
-Ой, становиться все жарче и жарче. Вот у нас еще один талисман (пустыни).
-Пора продолжать наше путешествие. Садимся в воздушный шар.
-Дети, мы побывали во всех уголках земного шара.
-Но посмотрит, осталось еще место для одного талисмана. Какой цвет на глобусе мы не назвали? (коричневый)
-Что же на глобусе обозначено коричневым цветом?
-Горы.
-Повеяло прохладой, чистым воздухом.
-Ребята мы пролетаем над Кавказом.
-А как называются горы, которыми мы так гордимся?
- Кавказские.
-Но это не единственная возвышенность на нашей планете. Сейчас я вас познакомлю с необычным и очень опасным явлением - извержением вулкана.
-Вулкан - это возвышенность со «срезанной» верхушкой, из которой на поверхность земли вырываются пары газа, пепла, грязь и самое опасное - раскаленная лава.
-Все она уничтожает на своем пути (дети выходят из шара).
-Мы с вами сейчас произведем опыт «извержение вулкана» (производится опыт вместе с детьми).
-Молодцы, опыт удался!
-Ребята вы настоящие путешественники! Нам с вами удалось облететь весь земной шар. Какое место на планете вам понравилось больше всего? (высказывания детей).
(Талисманы по одному прикрепляются к макету земли)
-Посмотрите на эту красоту. Мы собрали талисманы со всех уголков нашей красавицы-планеты. На ладони у меня маленькая копия Земли.
-Теперь мы можем вернуться домой и рассказать всем детям о том, где мы побывали, что видели.
-Ребята наша планета прекрасна, красива и что бы она всегда оставалась такой чего нельзя делать на ней?
Д\И» НЕЛЬЗЯ»
-Значит каждый из вас должен по очереди называть правило поведения человека в природе, начиная со слов «Нельзя…., потому что.» (берем картинку и крепим к доске).
1. Нельзя убивать птиц, разорять гнезда. Потому что птицы поедают вредных насекомых, живущих на деревьях.
2. Нельзя рвать цветы, потому что пчелы пьют сок-нектар из цветов и опыляют их.
З. Нельзя давить дождевых червей, потому что черви рыхлят почву, делают ее пригодной для растений.
4. Нельзя рвать грибы с корнем, потому что на этом месте больше не вырастет гриб, их надо срезать ножиком.
5. Нельзя рвать и топтать мухоморы, потому что ядовитыми грибами лечатся многие животные.
6. нельзя разжигать костер, потому что от маленького костра может вспыхнуть пожар.
7. Нельзя оставлять после себя мусор, битые бутылки, потому что могут пораниться животные.
Итог занятия.
Песня: Есть прекрасная планета.
И зовут ее земля
И живут на той планете
Удивительный народ
Любит Землю он
И весело поет!