Ольга Сорокина
Конспект НОД по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно– исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы"
Ольга Сорокина[
Цель: Формировать умение у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект НОД по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи:
Обучающие задачи:
- формировать экологическую культуру детей;
- углублять и расширять знания детей о зимующих птицах;
- дать представление о том, какую роль играют для птиц перья;
- познакомить со строением махового и пухового пера.
Развивающие задачи:
- развивать память, мышление и воображение у детей,умение делать выводы и умозаключения.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к птицам;
- беречь и подкармливать их зимой.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итога, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Материалы: иллюстрации птиц, две тарелочки (синего и желтого цвета, поднос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины,цвета, схемы строения пера, корм для птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята,я сегодня шла в детский сад,смотрю,висит кормушка на нашем участке,посмотрела, а в кормушке ничего нет. Хотела покормить птиц, а потом думаю, каких же птиц я буду кормить? И решила, что отнесу кормушку в группу, ведь у меня ребята умные, помогут мне разобраться, какие зимующие птицы, а какие – перелетные, и чем их кормить. Вы готовы мне помочь?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как быть с кормушкой?
(Предложения детей)
Воспитатель: Спасибо ребята, так и сделаем, поставим кормушку на подоконник, пока мы с вами определяемся, каких птиц мы будем сегодня кормить. У меня есть конверт с названием «Птицы». Как же мы будем их рассматривать, чтобы всем было видно?
Ответы детей: разложить на столе, показывать каждую по отдельности, разместить картинки на мольберте.
Воспитатель: Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные? Как быть?
(Предложения детей)
Воспитатель: Ребята у меня есть две тарелочки, одна синего, другая – желтого цвета, может нам их использовать? Как вы думаете, в тарелочку какого цвета мы будем собирать зимующих птиц, а в тарелочку какого цвета – перелетных птиц?
Ответы детей: Зимующих птиц будем собирать в синюю тарелку, а перелетных в желтую.
Воспитатель: Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет, а с чем желтый?
Ответы детей: Синий цвет – это зима, снег, холод, а желтый цвет – это солнце, тепло.
Воспитатель: Помогайте мне, раскладывайте птиц по тарелочкам. Правильно, молодцы. Почему положили в эту тарелочку эту птицу.
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята назовите зимующих птиц. Вот спасибо, что мне помогли. А почему перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие круглый год живут у нас?
Ответы детей: Перелетным птицам нечего есть.
Воспитатель: Чем похожи птицы?
Ответы детей: Летают, клюют, есть крылья, хвост.
Воспитатель: А чем отличаются?
Ответы детей: Размером, опереньем, величиной клюва,лап…
Воспитатель: Ребята у нас за мольбертом спрятались еще птицы, хотите узнать какие? Я вам буду называть особенности птиц, а вы мне образуете, новое сложное одно слово и скажите название птицы. Тогда птица и покажется.
Речевая игра «Скажи одним словом» (помощь воспитателя)
У этой птицы желтая грудка – желтогрудая синица.
У этой птицы черные крылья – чернокрылая ворона.
У этой птицы красная грудка – красногрудый снегирь.
У этой птицы белый бок – белобокая сорока, длинный хвост – длиннохвостая сорока.
Молодцы ребята.
Воспитатель: Ой, ребята, мне кажется, у меня еще были птицы, неужели они улетели? А давайте мы их глазками поищем в группе. (Картинки птиц размещены в разных местах группы).
Воспитатель: Нашли всех птиц. Молодцы. Ребята предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Представьте, что вы птицы, выполняйте движения в соответствии с текстом.
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидиться (дети шагают на месте)
Прыг –скок, прыг – скок (прыгают)
Завертелась как волчок (повороты вправо-влево)
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движения)
И с дорожки на плетень,
Тири – тири, тири- тень. (прыжки)
Воспитатель: Ребята, синичка улетела, а на память нам оставила перышко. Как вы думаете, зачем птицам перья?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?
Проведение опыта с бумагой:
Воспитатель: Вот посмотрите,у меняя два листа бумаги,один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? Давайте проверим.
Воспитатель: Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может летать.
Даже самая маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух. Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садиться. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш «Центр науки»
Проведение опыта с пером:
Воспитатель: Потрогайте перышки. Какие они?
Ответы детей: Мягки, гладкие и т. д.
Воспитатель: Отличаются перья чем – то друг от друга?
Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите самое длинное перо. Это перо называеться «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев. Рассмотрите и потрогайте перо. Какое оно (Плотное, жесткое, большое). Обследуем пальчиками. Интересно, легкое оно или тяжелое?
Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо, что вы видите?
Ответы детей: Падает медленно, плавно кружась.
Воспитатель: А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежем край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволку, проверить пустоту). Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером что вы ощущаете?
Ответы детей: Воздух.
Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
Рассматривание схема пера.
Воспитатель: Закрепляем, что это перо «маховое». А какие перья лежат у вас еще?
Ответы детей: Пуховое-маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький.
Накладываем и сравниваем с маховым.
Воспитатель: Зачем такое перо птице?
Ответы детей: пуховые перья служат птице для сохранения тепла.
Воспитатель: А как вы думаете где они находятся?
Ответы детей: На туловище, голове, крыльях,лапах.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Сколько мы сегодня сделали открытий. Кому понравилось в нашем «Центре науки»?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кормушка-то у нас пустая стоит, мы ее так и ничем не наполнили. Что делать? (Предложения детей). Возьмите по щепотке корма и положите в кормушку. На прогулке поставим кормушку в «Птичью столовую».
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Почему? Вы довольны своей работой? Где вам могут пригодиться знания о птицах?
(Ответы детей)