Анастасия Миронова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Тайна воздуха» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему
«Тайна воздуха»
Цель: создать условия для развития интереса у детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
• Обучающая: расширение представлений о свойствах воздуха, его значимости в жизни человека; активизация речи: невидимка, поместили, приобрел.
• Развивающая: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Тайна воздуха“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• Воспитательная: воспитание интереса к познавательно-исследовательской деятельности, к окружающему миру.
Предварительная работа: беседа с детьми про свойства воздуха, наблюдение за ветром, изготовление вееров.
Методы и приемы: введение игрового персонажа – Карлсона, загадывание загадок, экспериментирование, вопросы к детям, физкультминутка.
Материал и оборудование: игра «Мыльные пузыри»; веера на каждого ребенка; воздушные шары по числу детей; стаканы с водой и трубочки по числу детей; краски по числу детей; листы белой бумаги и трубочки по числу детей; полиэтиленовые пакеты по числу детей; пластиковая бутылка и таз с водой; карточки-символы; две сечи; аудиозапись «звук ветра»;
I Вводная часть – 3 минуты.
А) Организационный момент: К детям пришло письмо от Карлсона с чемоданчиком фокусов-загадок;
II Основная часть: 20 минут
А) загадывание загадок;
Б) выполнение опытов;
В) физическая минутка;
Г) нетрадиционная техника рисования (при помощи трубочек и красок).
III Заключительная часть – 7 минут.
А) рефлексия, обобщение пройденного;
Б) анализ НОД (о том, какие знания показали дети)
Ход НОД:
Воспитатель (зачитывает письмо) Здравствуйте, ребята! Сегодня малышу, моему другу, в школе задали домашнее задание, которое мы затрудняемся выполнить. Вот я и решил обратиться к вам за помощью т. к. сорока мне рассказала, что ребята группы «Солнышко» очень отзывчивые, умные и сообразительные. Помогите отгадать загадки – фокусы. Ждем ответа.
Воспитатель: Ребята давайте поможем малышу и Карлсону сделать домашнее задание и отгадаем загадки – фокусы.
Дети: Да, конечно поможем.
Воспитатель: Вот первая загадка.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, в загадке говорится: он невидимый, воздух невидимый. Давайте это проверим? Посмотрите вокруг себя. Кто-нибудь увидел воздух? (Нет). А теперь посмотрите, в этой бутылке что-нибудь есть?
Дети: Нет, ней ничего нет.
Воспитатель: Давайте опустим ее целиком в воду. Что мы видим?
Дети: Из горлышка побежали пузырьки.
Воспитатель: Откуда они там? Кто такой невидимый сидит в бутылке?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Да это воздух – невидимый, без которого не было бы жизни на Земле. Мы разгадали загадку с вами и первый фокус Воздух – невидимый. Ребята у меня есть картинки – символы, какой символ сюда подойдет? (дети выбирают)
Следующую загадку слушайте
Рассыпался горох по сто дорог,
никто его не соберет:
ни царь, ни царица,
ни красна девица,
ни бела рыбица.
Дети: (Воздух)
Воспитатель: Правильно это опять про воздух. Давайте попробуем его собрать. Для этого я сейчас вам раздам вот такие пакетики. Всем хватило? Сейчас я покажу вам, как нужно ловить воздух.
(поворачивается вокруг себя и зажимает пакет).
Оп и зажали. Попробуйте все поймать воздух. Все поймали? У всех в пакете воздух? А где мы его взяли?
Дети: Вокруг нас.
Воспитатель: Ребята, когда мы поместили воздух в пакеты, какую форму приобрел воздух?
Дети: Воздух приобретет форму пакета.
А если я помещу воздух в другую емкость, форму чего приобретет воздух?
Дети: Воздух приобретет форму того куда он попал.
Воспитатель: Давайте, проверим. (Воспитатель надувает шарик). Скажите, форму чего приобрел воздух?
Дети: Форму шарика.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, имеет воздух свою форму или не имеет?
Дети: Воздух форму не имеет.
Воспитатель: Правильно. А где можно применить это свойство воздуха?
Дети: Надувать спасательные круги, надувные матрасы.
Воспитатель: Да, значит воздух не имеет своей формы и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Мы разгадали еще одну загадку и еще один фокус. Выбираем картинку – символ.
А вот ребята, следующая загадка послушайте.
Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет.
Дети: Ветер.
Воспитатель: Правильно друзья это ветер.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты,
Гнуться травы и цветы,
Вправо-влево, влево - вправо,
Клонятся цветы и травы (Наклоны в стороны)
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте (Прыжки)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте)
Вот и кончилась игра
Дальше познавать пора!
Воспитатель: Молодцы. Хочу задать вам вопрос, как вы думаете, воздух умеет передвигаться?
Дети: Да
Воспитатель: Для опыта потребуется свечи 2 шт.
Куда наклоняется пламя свечей?
Пламя свечи, находящейся внизу, будет направлено внутрь помещения, находящейся вверху наружу.
Почему так происходит? У нас в группе теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать и такой воздух поднимается вверх. Ему хочется быстрее лететь наружу и он убегает через щель. А с улицы к нам приходит холодный воздух. Он замерз и хочет погреться. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый (он ведь замерз, поэтому остается внизу.
Значит, вверху пламя свечи наклоняется теплым воздухом (он убегает из группы на улицу, а внизу – холодным (он идет к нам в группу). Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ребята мы можем сделать вывод, что ветер — это движение воздуха. Скажите, а мы с вами можем сделать ветер?
Дети: Да.
Воспитатель: А как мы это сделаем?
Дети: Нам помогут веера.
Воспитатель: Опыт с водой.
Помашите веером над водой. Почему появились волны?
Дети: Ветер движется и подгоняет воздух.
Воспитатель: Отлично ребята мы с вами отгадали загадку и фокус, и теперь мы знаем что воздух двигается. Выбираем символ – картинку.
Воспитатель: Молодцы ребята вы отгадали все загадки, и Карлсон вам приготовил сюрприз – это мыльные пузыри. Давайте разойдемся на небольшое расстояние и подуем пузыри, но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри не попали в ваши глаза.
После игры дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, что было внутри мыльных пузырей?
Дети: Внутри был воздух.
Воспитатель: Скажите, когда вы надували пузыри, откуда мы брали воздух?
Дети: Мы брали воздух изнутри нас.
Воспитатель: значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас? Давайте это проверим. Подойдите к столам, посмотрите, какие специальные приспособления я для вас приготовила. Как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? Попробуйте предположить.
Дети: подуем в трубочку.
Дети дуют в стакан с водой при помощи трубочки.
Воспитатель: Что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку?
Дети: мы наблюдали пузыри.
Воспитатель: Какие (что) это были за пузыри?
Дети: Это были воздушные пузыри.
Воспитатель: Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды. Давайте еще немножко подуем. Молодцы! Вернемся на стульчики. Ребята, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.
Воспитатель: Правильно. А теперь мы с вами попробуем не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: Нет, без воздуха можно умереть.
Воспитатель: Да, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он не может прожить всего несколько минут.
А только ли человеку нужен воздух?
Дети: Нет, воздух нужен растениям и животным.
Воспитатель: Да. Ребята, вам понравился сюрприз от Карлсона?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам тоже сделать ему сюрприз. Давайте нарисуем Карлсону рисунки с помощью воздуха.
Посмотрите перед вами листы бумаги и краски и соломинки. Капаем на наш листок разноцветные капельки воды и берем соломинки. Дуем через соломинку на капельки. Вот такая красота получается у нас. Ребята, как вы думаете, что вы нарисовали? (ответы детей) я предлагаю вам отправить по почте в письме наш сюрприз Карлсону и символы отгадки.
А пока наши рисунки высыхают сядем в кружок и поговорим о том, что интересного мы сегодня узнали.
Рефлексия (ответы детей) Мы узнали, что:
воздух – невидимый;
воздух вокруг нас и не имеет своей формы, приобретет форму того куда он попал;
ветер — это движение воздуха и теперь мы знаем, что воздух двигается.
Воспитатель: Ребята вы помогли Карлсону и малышу отгадать загадки — фокусы и выполнить домашнее задание, отправляем письмо и огромный привет от нашей дружной и сообразительной группы