Наталья Петровна Артонова
Конспект и самоанализ познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД и самоанализ на конкурс «Воспитатель года-2017»
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Приключения Карандаша и Гвоздика».
Направление развития: познавательно-речевое (свойства и качества дерева и металла)
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект и самоанализ познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Самоанализ
- Темочки
«Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».
Цель: Создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.
Задачи:
1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева.
2. Создавать условия для развития речи.
3. Создавать условия для развития логического мышления.
4. Способствовать диалогическому общению со сверстниками и воспитателем.
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
6. Создавать условия для экспериментирования.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методические приемы: сюрпризный момент, действия с предметами, дидактическая игра, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Словарь:
Активный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.
Пассивный: шероховатый, шершавый.
Материалы и оборудование:
2 коробки, большой гвоздь, карандаш,
молоток, гвозди, таз с водой, деревянные палочки по количеству детей, деревянные бруски, металлические пластины, картинки – раскраски, волшебный карандаш, мультимедийный проектор.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
-Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
-А сейчас мы с вами возьмемся за руки и образуем круг. Сегодня мы вместе узнаем много нового и интересного, а еще мы будем работать с волшебным экраном (показываю на экран).
(слайд № 2)
- Ребята, посмотрите что это? (дети смотрят на экран проектора). Правильно, к нам пришло смс-письмо. Вам интересно узнать что в нем? Читаю письмо: ««Здравствуйте, ребята, мы с карандашом большие друзья, но не можем никак решить, кто из нас прав?
(слайд № 3)Карандаш говорит, что он самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
А я-гвоздь утверждаю, что я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
Ребята, помогите нам, пожалуйста, разобраться кто же из нас главнее и важнее!»
-Ну, что ребята, поможем карандашу и гвоздю?
Проблемная ситуация.
(Подходим к первому столу, на котором лежат две коробки).
-Посмотрите, ребята, какие красивые коробочки!
-Как вы думаете что в этих коробках?
-А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?
-А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)
-Если мы пошумим или потрясем коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?
-А по запаху можно различить?
-Как же нам узнать?
-Ну, что откроем коробочки? (да)
-Из чего сделан карандаш? (из дерева)
-Из чего сделан гвоздь? (из железа, металла)
2. Основная часть
1. Дидактическая игра «Из чего сделано»
Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки, предметы на которых сделаны из дерева и картинки, предметы на которых сделаны из металла.
-Назовите, какие предметы делают из дерева? (Стол, стул, кровать, диван, дверь)
-А какие предметы делают из металла. (Ложка, вилка, кастрюля, плита)
-Что мы можем сказать? (есть много предметов и из дерева, и из металла)
2. Сравнение дерева и металла.
(слайд №4)Привлекаю внимание к экрану.
-Но Гвоздь все не унимается: «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»
- Что ему ответит Карандаш, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
-Возьмите металлическую пластину, обследуйте ее, затем деревянный брусок.
-Отличаются ли они? Чем?
-Какие они на ощупь?
-Какая поверхность у металлической пластины? (гладкая)
-А какая у деревянного бруска? (шероховатая, шершавая).
-Давайте повторим новое слово «шероховатая» (повторяем все вместе).
-Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.
Что вы чувствуете? (Пластина – холодная. Брусок – теплый)
-Какой вывод можно сделать? (металл – холодный, а дерево – теплое).
(слайд №5)
И Карандаш гордится этим.
-А еще он говорит, что дерево мягче металла.
-Как вы думаете, прав Карандаш?
-Давайте проверим.
3. Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
Вбиваю гвоздь в дерево, затем в металлическую платину.
- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый) .
- Давайте проверим другим способом. Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать деревянную палочку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный).
(слайд №6)
-Ребята, посмотрите на наш волшебный экран. Гвоздик и карандаш такие красивые! Они вам улыбаются потому, что вы молодцы! Они вас приглашают потанцевать, вставайте в круг (провожу физкультминутку под музыку).
(слайд №7)
- Гвоздик и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке.
Обрадовался Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».
А Гвоздик призадумался. Как вы думаете почему?
- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
5. Опыт «Тонет-плывет» (дети опускают в таз с водой карандаши, затем гвоздики).
-Какой можно сделать вывод? (металл тяжёлый, а дерево легкое.)
-А у нас здесь есть еще предметы. Что это? (матрешки и железные человечки).
-Как железным человечкам перебраться на другой берег? (на лодке).
(слайд №8)
- Так наши друзья и поступили.
Перебрались на другой берег.
Гвоздь: Как я устал!
Карандаш: А я есть очень хочу!
Гвоздь: Давай сварим уху.
Карандаш: Я пойду рыбу ловить, и я пойду.
Гвоздь: А кто будет костер разводить?
- Ребята, как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.
(карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Гвоздь – костер разводить он не боится огня.)
-Сварили друзья ухи, сели есть.
Потом друзья отправились в путь к новым приключениям.
3. Заключительная часть
Итог НОД. Привлекаю внимание к экрану.
-Гвоздь и Карандаш говорят : «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного».
_Скажите, нам удалось помирить гвоздя и карандаша? Что мы доказали сегодня? (что карандаш и гвоздь для нас оба важны).
- У меня есть волшебный карандаш. Передавая его друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали. ( Дерево: шершавое, шероховатое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый).
Привлекаю внимание на экран.
-Ребята, карандаш и гвоздик так вами довольны, что решили на память подарить вам картинки - раскраски, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла. Подходите к столу и выбирайте любую.
-А я прощаюсь с вами, вы мне очень понравились.
Самоанализ занятия.
Тема: Приключение карандаша и гвоздика
Дата проведения: 02.03.2017
Место проведения: МБДОУ детский сад «Рябинушка».
Воспитатель: Артонова Наталья Петровна
Возрастная группа : подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Цель: Создавать условия для систематизации и уточнения представлений о свойствах дерева и металла посредством экспериментирования.
Задачи:
1. Систематизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева.
2. Создавать условия для развития речи.
3. Создавать условия для развития логического мышления.
4. Способствовать диалогическому общению со сверстниками и воспитателем.
5. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
6. Создавать условия для экспериментирования.
Анализ целей и задач.
Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Анализ организации организованной образовательной деятельности.
Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно - демонстрационный (мультимедийный проектор, картинки);
3. Практический (элементарные опыты);
и приемы: сюрпризный момент, пояснения, указания, показ, поощрение, анализ, беседа, подведение итогов.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия (обращение к опыту детей, создание проблемных ситуаций).
В ходе всей занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».
Анализ занятия открытия нового знания.
В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь карандашу и гвоздю в их споре, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей.
Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.
Анализ образовательной деятельности.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
-групповая;
-индивидуальная.
В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.
Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, самостоятельность. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на опытно-экспериментальных действиях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности, умению формулировать выводы. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез и выводов.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла мнения и выводы детей.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно проводить опыты, формулировать выводы, выражать свое мнение. Таким образом считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.