Татьяна Куликова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «В мире металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «В мире металла»
Цель: формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.
Задачи:
1. Создать условия для развития познавательных интересов детей, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, познавательной активности в ходе совместной исследовательской деятельности;
2. Познакомить детей со свойствами и качествами металла: научить находить металлические предметы в ближайшем окружении;
Темочки:
3. Воспитывать интерес к познанию мира неживой природы, поддерживать детскую инициативу, умение работать самостоятельно, выслушивать ответы других.
Образовательные области: «познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно – исследовательская.
Перечень оборудования и используемых материалов:
1. Оборудование: телевизор, DVD- проигрыватель, музыкальный центр.
2. Материалы: костюм робота, аудиозапись песни «Робот Бронислав», металлические пластины и гвозди на каждого ребенка и воспитателя, ржавый гвоздь, два стакана с водой, металлический и пластмассовый шарики, свеча, рукавичка с вшитым магнитом, мелкие металлические и неметаллические предметы для фокуса, бутылочка с надписью «машинное масло», магнитики (подарки, слайды «Металлические предметы».
Используемая литература:
1. Батова И. С. Познавательно – исследовательская деятельность детей. Лето. Старшая группа (т 5 до 6 лет).- Москва: Учитель, 2017;
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. - Москва: Мозаика – Синтез, 2014;
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - Москва: Сфера, 2016;
4. Лосева Е. В. Развитие познавательно – исследовательская деятельности у дошкольников. Из опыта работы. - Москва: Детство - Пресс, 2013.
Планируемые результаты: проявляет инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность; задает вопросы; интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем); обладает начальными знаниями о мире неживой природы.
Предварительная работа: поиск информации о свойствах и качествах металла, технологии его изготовления.
Ход занятия:
1. Мотивационно-побудительный этап
Звучит песня «Робот Бронислав», в группу входит герой – робот.
Робот Бронислав:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут робот Бронислав. Я проходил мимо вашего садика, и со мной случилась неприятность – я случайно наступил в лужу и теперь у меня заболели ноги, мне стало трудно ходить. Вот я и решил к вам за помощью обратиться. Поможете мне?
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что случилось с Брониславом?
Дети предлагают свои варианты ответов
- Так вот, друзья, робот сконструирован человеком из материалов созданных тоже руками человека. К этим материалам относится: стекло, резина, металл, пластмасса и многое другое. И чтобы помочь нашему гостю, нам надо определить, из какого материала он сделан, т. к. все материалы обладают своими свойствами и качествами.
-Дети, как вы думаете, из какого материала изготовлен наш робот?
Дети предлагают свои варианты ответов
2. Основной этап
Воспитатель:
-Чтобы доказать, что он состоит из металла, мы с вами рассмотрим качественные признаки и проведем несколько экспериментов на свойства металла.
Робот с воспитателем раздает каждому ребенку по металлической пластинке и гвоздику.
Робот:
-Ребята, вот из такого же металла сконструировали меня.
-Потрогайте, погладьте и внимательно рассмотрите их.
-Твердый или нет - этот материал?
-Какой на ощупь он?
-Блестит или нет?
-А теперь ударьте гвоздиком по пластинке? Какой слышите звук?
Воспитатель показывает металлическую пластину.
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель:
- Почти все металлы твердые материалы, имеют гладкую поверхность, обладают металлическим блеском и громким, звонким звуком при ударе о них.
-Теперь узнаем свойства металла.
-И так, эксперимент № 1 «Вес металла».
- Дети, у меня есть два шарика одинаковых по размеру, один металлический, а другой пластмассовый. Давайте взвесим их на ладонях.
-А теперь, опустите каждый шарик в стаканы с водой. Что с ними произошло?
- Можно сделать вывод, что металл тонет в воде, потому, что тяжелый на вес.
- А наш Бронислав тяжелый?
Дети предлагают свои варианты ответов, делятся впечатлениями.
- Эксперимент № 2
«Теплопроводность металла»
- Теперь узнаем, нагревается ли металл от огня или нет.
-Ребята, потрогайте все свои пластинки. Какие они по температуре?
- Свою пластину я нагрею с помощью горящей свечи.
- Попрошу двух человек потрогать мою пластинку после нагревания.
- Сделаем вывод, что металл нагревается, значит, он проводит тепло – это называется теплопроводностью.
Дети трогают свои пластины и определяют, что они холодные
Воспитатель нагревает металл горящей свечой.
Дети трогают пластину воспитателя и определяют, что пластина нагрелась.
Воспитатель:
-Ребята, я хочу рассказать и показать еще одно характерное свойство металла.
- У меня есть вот такой гвоздь, чем он отличается от ваших гвоздиков?
Дети сравнивают ржавый гвоздь со своими чистыми гвоздями, предлагают свои варианты ответов.
- Да, действительно мой гвоздь покрыт оранжевым ржавым налетом, который так и называется «ржавчина».
-Ржавый налет образуется на металле в том случаи, если он находился во влажной среде некоторое время.
- Ребята, после проделанных экспериментов, мы с вами доказали, что робот Бронислав сконструирован из металла?
- Так, что же случилось с нашим гостем? Почему у него заболели ноги?
Дети предлагают свои варианты ответов, рассуждают, делают выводы.
- Да, Бронислав наступил в лужу и заржавел.
- Чтобы его вылечить, мы его накормим маслом, т. е. смажем, и он опять начнет ходить как прежде.
Дети смазывают маслом робота.
Робот:
-Спасибо, друзья!
- Сейчас давайте проверим, вылечили вы меня или нет?
- Вставайте вокруг меня и немного с вами разомнемся.
Робот проводит физическую минутку с детьми.
Робот делает зарядку
И считает по порядку:
Раз - контакты не искрят (руки в стороны, ноги на ширине плеч,
Два – суставы не скрипят (руки вверх, ноги вместе,
Три – прозрачен объектив (руки перед собой, присесть,
И, исправен и красив (руки вдоль туловища).
- Еще раз, спасибо вам, ребята, что помогли мне в моей беде. И в благодарность вам, я покажу интересный фокус.
Робот показывает фокус «Волшебная рукавичка».
Приготовить «волшебную рукавичку»: пришить внутри рукавицы в месте ладони магнит. Надеть рукавицу на руку и взять ей несколько предметов из разных материалов (скрепка, бумажный фантик, гвоздик, пластмассовый кубик и др., и хорошо сжать в кулак ее. Затем разжать руку. После чего, металлические предметы останутся на ладони, а остальные упадут.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему все металлические предметы остались на рукавичке и не упали?
Дети рассматривают рукавичку и находят магнит, предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель:
- Так вот, ребята, это еще одно важное свойство металла – магнетизм. Только металлические предметы способны притягиваться к магниту.
3. Рефлексивный этап
Воспитатель:
- Скажите, пожалуйста, а какие предметы, которые нас окружают в группе, изготовлены из металла?
Дети осматривают группу и называют металлические предметы.
- А еще из металла делают следующие вещи, давайте посмотрим.
Воспитатель показывает картинки с изображением предметов, изготовленных из металла.
Робот:
- Дорогие друзья, мне пора уже вас покинуть. На память, о себе, я хочу подарить вам маленькие подарки – магнитики. С ними вы всегда будете отличать металлические предметы от других.
- До свидания!
Робот дарит магниты и уходит.
Воспитатель:
- Ребята, давайте теперь вспомним, что произошло у нас сегодня в группе?
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вы узнали нового?
- Что больше всего понравилось и запомнилось вам?
Дети делятся впечатлениями. Рассказывают, что узнали нового сегодня.