Татьяна Костюченко
Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности «Что такое вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
Продолжать знакомить детей со свойствами воды, ее возможностями; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку, кругозор;
2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, воспитывать бережное отношение к воде.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности „Что такое вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».
Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, СЭБТ.
Средства реализации: на каждого ребенка – вода, стаканы, баночки, бутылочки разного размера, формочки для замораживания воды, соль, сахар, лед, карточки.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Хорошо - плохо», «Вода и лед».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Поисково-исследовательская деятельность :
Дети входят в группу, приветствуют гостей.
Воспитатель: Настало утро. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и гостям. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы добры и приветливы, терпеливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, ссоры и беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
1. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Капелька дождя, вода)
2. Она и в озере, она и в лужице,
она снежинкой над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит
она и в реченьке бежит. (Вода)
Молодцы ребята, отгадали загадки. Стук в дверь приходит девочка-капелька.
- Ты кто? (Я капелька).
- Что случилась? Почему ты такая грустная? (Я потеряла своих друзей).
Дети: - Не переживай. Мы тебе поможем найти своих друзей.
- Ребята, кто у капельки друзья? (Капельки, вода)
- Где капелька живет? (В воде, реках, море, дожде, снеге, паре)
-Ну что тогда отправляемся в путешествие?
Сегодня мы с вами поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
- Что такое вода? Для чего она нужна? (Вода – это жидкость, без нее не прожить; она нужна всем: людям, растениям, животным, насекомым, птицам, зверям, микроорганизмам и т. д.).
- Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
- Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
- Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
- Ребята, давайте посмотрим вокруг, где живет вода в нашей группе, что она делает и какую пользу приносит.
Путешествие - поиск воды по группе. Дети идут по группе, делают остановки.
- Возле растений (объясняют, для чего нужна вода и приклеивают капельку) – поит растения.
- Около мойки – моет посуду.
- Умывальной комнате – ребята моют руки.
-А где можно найти много воды у нас в группе? (В кранах. Ребята вместе с педагогом идут в умывальную комнату. Вот здесь у нас можно найти много воды.)
- А почему здесь два крана? Один синий, другой красный? (Холодная и горячая вода.)
- Давайте откроем кран с синий водой и определим, какая вода здесь течет? (дети открывают и определяют температуру воды).
- А теперь откроем кран с красной меткой и определяем температуру вода (горячая, можно даже обжечься).
- А как можно сделать водичку теплой? (Холодную смешать с горячей).
- А как она сюда к нам попала? (По трубам).
- Откуда она к нам попала в трубы (Из Цимлянского моря, реки Дон с помощью насоса).
- Хорошо, холодная вода из Цимлянского моря и реки Дон, а горячая? Если зимой холодно, вода то холодная, кто ее там подогревает, солнышка нет? (Тэц нагревает холодную воду и подает по трубам к нам в квартиру).
- А нужно ли беречь воду? Почему? Ее же много, подумаешь кран открыт. Что может произойти? Я вам предлагаю нарисовать знак (в круге запрещающем кран с капелькой воды) который будет нам напоминать, как пользоваться водой, что нужно закрывать кран чтоб не вытек океан. Дети вешают знак в умывальной комнате.
Физминутка
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Шлепаем по лужам.
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!
Зонтик нам не нужен.
Нам не страшен сильный дождь!
Лето наступило!
Ну, промокли мы. И что ж?
Будем мыться с мылом!
Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.
Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.
Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.
Тянутся вверх, раскинув руки.
Пожимают плечами.
Улыбаются. Показывают, как намыливают руки.
-Теперь мы знаем волшебное слово (вода, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты, и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода? (Вспоминаем правила поведения в лаборатории, надеваем фартуки. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории: быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать педагога, не толкаться.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть с водой. Проходите к столам, присаживайтесь на свои места. У каждого на столе баночки разной формы и размера. Узнаем, что может вода.
Эксперименты с водой:
1. Дети переливают воду из одной бутылочки в другую – вода льется (жидкая).
2. Цветной водой заполняют посуду разной формы – не имеет формы, так как в какую бы мы ни налили, она принимает ту же форму, что и посуда.
3. В стакан с водой опускают чайную ложку, ложка хорошо видна – вода прозрачная (баночку поднести к свету, через нее хорошо видно).
4. Нюхают воду: она не имеет запаха, но если вода из болота или из посуды, где была другая жидкость, она может приобретать тот же запах.
5. Воду из стакана налить на стол. Что произойдет? Она растекается.
Давайте сделаем вывод: если вода не имеет формы, растекается, значит, она какая? жидкая.
- Если я вам сейчас налью водичку в ладошки, вы сможете ее удержать? (Нет).
- А если ее заморозить и она превратится в лед? Воспитатель показывает формочки со льдом, раздает каждому ребенку.
- Потрогайте его, понюхайте, посмотрите через лед на свет. Какой он? (Холодный, прозрачный, без запаха, в тепле тает).
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Лед это тоже вода, лед – это тоже твердое состояние воды, вода может быть в твердом состоянии.
- Перед вами два стакана с водой: один с горячей водой, другой с холодной, давайте оба стакана накроем стеклом. Что произойдет? (На стекле с горячей водой образовались капельки воды, это пар).
Этот опыт проводит педагог (на столе термос с кипятком и зеркало). Дети находятся на 0,5 м от стола.
Воспитатель: возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит (из горлышка выходит пар, чтобы лучше было видно поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Какой мы можем с вами сделать вывод: вода может превращаться в пар.
- Посмотрите в таз с водой. Что вы видите? (Себя и потолок).
Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (свое отражение)
- А где еще можно увидеть свое отражение (в зеркале, в речке)
- Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение (очень плохо, оно размыто). Когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Вывод: вода может отражать предметы.
- Перед вами мокрый песок, палочкой или пальчиками сделайте следы, то же самое сделайте по воде, что увидели? (На песке остался след, песок твердый. На воде нет следа – вода жидкая)
Вывод: на воде не видно следов.
Игра «Лед - пар - вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него. (вода) - дети «плавают»
Если сильный - сильный жар, из водички будет. (пар) - дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят (ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу) - дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет. (лед) - дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
- Перед вами варенье и чистая вода, попробуйте воду на вкус. Какая вода (без вкуса, цвета и запаха). А сейчас добавьте в воду варенье. Какой стала вода (Она приняла вкус ягоды, поменяла цвет – изменила цвет, вкус и запах). Дети пьют воду с вареньем, наслаждаются.
Давайте подведем итог занятия: - Ребята, о чем мы сегодня говорили?
- Что мы узнали о воде?
- Вода не имеет формы, вкуса, запаха, цвета, разливается, льется, отражает. И может быть в разных состояниях: превращается в пар, лед, иней, туман (жидкое, твердое, газообразное).
Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то, что вам запомнилось и понравилось. Вы можете выбрать средства для рисования по желанию.
Под тихую музыку воды дети рисуют.