Ольга Моськина
Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей.
Н. Червякова
Н. Лавриненко
О. Моськина
МБДОУ №243 г. Красноярск.
Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: лепит снежок; наблюдает за поведением хомяка, изучает поведение птиц за окном, проводит опыты с разными предметами; песок, вода, крупа, соль, сахар и т. д. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Из нашего опыта можно сделать вывод, что к старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» чего- то нового, своего. Это развивает в ребенке мышление, воображение, память и фантазию. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Публикация «Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми, Экологическое образование детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Главная цель, которую мы ставим перед собой: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно -климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и д. р.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и д. р).
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и д. р)
Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ
1. Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
2. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
3. Важно учитывать индивидуальные различия и возрастные особенности детей (темп работы, утомляемость).
4. Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять все способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).
Технология организации совместной экспериментально- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации. 2. Уточнение плана исследования.
3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
5. Организация исследования.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Оформление и содержание уголков экспериментирования.
1. Материалы для детского экспериментирования располагаются в доступном для свободного экспериментирования месте и должны быть в достаточном количестве.
2. Материалы могут распределяться по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» и т. д.
3. В уголок помещают карточки-схемы проведения экспериментов, оформленных на плотной бумаге и ламинированные; на обратной стороне которых описывается ход проведения эксперимента.
4. В уголке располагают индивидуальные дневники экспериментов, где ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или совместно с воспитателем проведён эксперимент.
5. В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
6. Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одарённых детей и детей с высоким уровнем развития.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
• Продумать условия для хранения всего практического материала: весь материал расположить в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.
• Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Мы в своей работе ввели правило: сначала спроси, потом экспериментируй.
Методы и приемы
-Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента;
-Рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
-Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?».стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
-Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
-Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
-Экспериментальные игры. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
-Наблюдение природных явлений.
-Использование энциклопедий.
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию мы используем :
-Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
-События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов и т. д.
-Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям.
-Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам.
-Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Планирование работы с детьми по экспериментированию.
Экспериментирование как один из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал, систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой.
Необходимо разработать комплексно- тематическое планирование по экспериментированию в разных возрастных группах. Распределить подборку практического материала по блокам и темам недели.
Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
1. Развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
2. Поддерживать проявления инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.
Таким образом, наблюдая за детьми в процессе экспериментирования, мы сделали выводы о значимости этой деятельности для дошкольников, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Важнейшая особенность экспериментирования, состоит в том, что в процессе его осуществления ребенок приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Проанализировав и обобщив свой опыт исследовательской работы с дошкольниками, пришли к выводу, что в детском возрасте, помимо игры, ведущим видом деятельности является и экспериментирование.
Опираясь на педагогический опыт можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Библиографический список:
1. О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» Творческий центр Сфера Москва 2010г
2. З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников» СПб, «Детство-Пресс», 2012
3. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» под ред. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова В. «Учитель», 2012
4. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова Образовательная область «Познание» СПб, М., «Детство-Пресс», «Сфера», 2013
5. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №28.