Ирина Расулова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте на тему «Звуки [Д]-[Д’] — [Т]-[Т’] и буквы Д — Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Звуки «Д-ДЬ» - «Т-ТЬ» и буквы «Д» - «Т».» (Колесникова Е. В.)
Старшая группа.
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков Д-Т, на определение позиции в слове.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте на тему „Звуки [Д]-[Д’] — [Т]-[Т’] и буквы Д — Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
* Образовательные: учить дифференцировать и четко произносить звуки [д,д’] и [т,т’]; упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [д,д’] и [т,т’] в слогах, словах и в предложениях; закреплять навыки звукового анализа.
* Развивающие: развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу голоса; развивать графические навыки и мелкую моторику рук; развивать артикуляционный аппарат
* Воспитательные : воспитывать культуру речевого общения, умение слушать друг друга.
Материал и оборудование: картинки предметов на изученные звуки, рабочие тетради «От А до Я» Е. В. Колесникова.
Ход НОД
1. Ввод. часть
Орг. момент
-Ребята, давайте встанем в круг, посмотрим друг на друга
и подарим всем вокруг улыбку и хорошее настроение!
-Ребята, у нас в волшебной коробочке находятся красивые картинки
(Дети из коробочки достают картинки.)
- Назовите первый звук в названии предмета, изображенного на картинке и садитесь за столы (подборка картинок на изученные звуки)
2. Основ. часть.
Игра «Загадки и отгадки»
- Ребята, надо отгадать загадки и обвести картинки с изображением отгадки
Золотая голова
велика и тяжела.
Золотая голова
отдохнуть прилегла.
Голова велика,
только шея тонка (Тыква)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок (Дуб)
- Назовите предметы, которые обвели на картинке (дуб, тыква)
- Назовите первые звуки в этих словах (Д, Т)
- Проведём сравнение этих звуков :
Произнесите звук «Т». Услышали голос? (нет) А шум слышали? (да)
Произнесите звук «Д». Услышали голос? (да) А шум слышали? (нет)
Запомните:
звуки, которые произносятся без голоса называются глухие; горло не дрожит;
звуки, которые произносятся с голосом – звонкие; горло дрожит, вибрирует.
- Звук «Д» - согласный твёрдый и звонкий; звук «Т» - согласный твёрдый и глухой
Игра «Узнай, какой звук»
- Назовите картинки со звуками «Д-ДЬ» (Удочка, диван)
- Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения (Удочка - синий квадрат в середине прямоугольника. Диван – зеленый квадрат в начале прямоугольника)
- Назовите картинки со звуками «Т-ТЬ» (ракета, тигр)
- Нарисуйте на схеме эти звуки (Ракета – синий квадрат в середине прямоугольника. Тигр - зеленый квадрат в начале прямоугольника)
Игра «Слоговые домики»
- Звуки мы можем записать? Почему? (Нет, звуки мы говорим и слышим)
- Звуки обозначили знаком-буквой. Букву мы видим и пишем.
- Сегодня мы познакомимся с буквами «Д» и «Т». Посмотрите в правый верхний угол в тетради, там есть шуточное изображение буквы Д.
Буква Д нам всем знакома –
Ведь она как крыша дома.
- Напишите букву Д в слоговом домике сначала по точкам, а затем самостоятельно
- Прочитайте слоги в слоговом домике
- Одинаково ли произносится звук «Д» в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Ы, Э звук «Д», а перед Я, Ё, Е, Ю, И – звук «ДЬ»)
- А теперь посмотрите на шуточное изображение буквы «Т».
Пугало на огороде
Птиц пугает день и ночь,
Широко расставив руки,
Ну, как буква Т точь-в-точь.
- Напишите букву Т в слоговом домике по точкам, а затем самостоятельно
- Прочитайте слоги в слоговом домике
- Одинаково ли звучит звук «Т» в слогах? (Нет, перед гласными А, О, У, Ы, Э звук «Т», а перед Я, Ё, Е, Ю, И – звук «ТЬ»)
Физкультминутка «Подъемный кран» (с карандашом)
Карандашик поднимаю,
Крепко пальчиками сжимаю
(Дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают его большим и указательным пальцами, затем большим и средним, затем большим и безымянным, затем большим и мизинцем левой руки. Затем меняют руки)
«Прочитай и запиши предложение знаками»
- Прочитайте предложение (Котёнок лакает молоко)
- Напишите предложение условными обозначениями (три прямоугольника)
- Сколько прямоугольников нарисовали? (три)
- Почему? (3 слова в предложении)
- Назовите первое, второе, третье слово в предложении
- Первый прямоугольник со штрихом нарисуем, потому что предложение начинается с большой буквы.
- Что поставим в конце предложения? (Точку)
- Определите ударный слог и ударную гласную в каждом слове и обозначьте знаком ударение.
3. Итог. Самоконтроль по зрительному образцу.
Лист с правильно выполненным заданием демонстрируется детям.
- Нарисуйте зелёный кружок в правом нижнем углу, если все задания выполнены правильно; если 1-2 ошибки – жёлтый, если все задания неправильно – красный.