Марина Мальцева
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта А. А. Фета
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе деятельности дошкольники знакомятся с творчеством поэта А. А. Фета, который воспевал русскую природу, свой родной Мценский край.
Программные задачи:
1. Познакомить дошкольников с творчеством знаменитого поэта Мценского края Афанасия Афанасьевича Фета.
2. Развивать поэтический слух детей.
3. Развивать связную речь; провести словарную работу над словами и их значением: земляк, бурмитские зерна, денница…
4. Формировать эстетический вкус у воспитанников средствами изобразительного искусства.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта А, А, Фета» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
5. Воспитывать гордость за родную сторону, взрастивших прекрасных поэтов, знаменитых на весь мир.
Материал: портрет А. А. Фета, картина Грабаря «Голубая лазурь», картинка рыбки, …., белая гуашь, листочки с нарисованной березой.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Осень» А. Фета.
Ход НОД
Сегодня нас ждет необычное, интересное путешествие в творчество великого русского поэта А. А. Фета.
Сын орловского помещика Афанасий Афанасьевич Фет (показываю портрет поэта, написанный И. Е. Репиным, по его собственным словам, с детства был «жаден до стихов». Он разыскивал их, учил наизусть, сам очень рано стал писать. Родился А. А. Фет в деревне Новоселки Мценского края в 1820 году.
• Где родился русский поэт А. А. Фет?
«Когда отцу русского поэта А. Фета по наследству досталось Козюлькино – это так называется деревня, тот своим местопребыванием выбрал обращенный к Зуше склон. Он очистил его от леса и, насыпав большую искусственную площадку, поставил здесь жилые дома и службы усадьбы. Сейчас найти это место не так просто. Минувшая война стерла с лица земли все, что могло бы напоминать о некогда богатой усадьбе. Но протекающая рядом река и красивые дубравы радуют взор и зовут к общению с фетовскими стихами:
«Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…»
• Как вы думаете, о какой реке идет речь?
В своих чудесных стихах Афанасий Афанасьевич воспевал шелестящие рощи, яблоневые сады, росы и звезды Отчизны.
«Сколько раз в течение нескольких годов случалось мне каждое утро неторопливым шагом спускаться от флигеля в сад и через поле к реке Зуше, которую приходилось переезжать по косому броду…», - писал А. А. Фет.
Этим местам поэт посвятил такие проникновенные слова:
«Пойду навстречу к ним знакомою тропою,
Какою нежною, янтарною зарею
Сияют небеса, нетленные, как рай,
Далеко выгнулся земли померкшей край,
Прохлада вечера и дышит, и не дышит,
И колос, зреющий, едва-едва колышет…»
• Чему посвящал свои стихи Мценский поэт? (Родине, природе).
А. А. Фет любил путешествовать по родному краю. В Спасском-Лутовиново часто встречался с И. С. Тургеневым. В мценском селе Черемошны поэт написал стихотворение «Осень».
• Кто может прочесть его стихотворение «Осень».
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью втер злится
Да стучит в окно…
Афанасий Афанасьевич не писал специально для детей, но его стихотворения, такие проникновенные и лирические сами западают в душу тому, кто их читает.
Много своих произведений поэт посвятил и такому прекрасному времени года, как… Как вы думаете, какому времени года посвящал свои стихи наш великий земляк-поэт? (размышления детей) Весне.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
А. А. Фет, как очень наблюдательный человек, тонко замечал весенние явления природы.
• Какие явления природы весной вы можете назвать?
Да, именно дождь. И он весеннему дождю посвятил свое прекрасное стихотворение. Послушайте.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в солнечной пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Жизнь живого мира природы также не стояла в стороне от его поэтических строк. Например, он в стихотворной форме так описывает рыбку в своем стихотворении «Рыбка», что кажется: вот она перед вами плещется в речных струях.
…Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком,-
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.
Голубоватая спина,
Сама, как серебро,
Глаза – бурмитских два зерна,
Багряное перо.
(Бурмитские зерна – крупный жемчуг).
• Как вы думаете, что описал в своем стихотворении «Рыбка» поэт? (Рыбалку).
• А вы любите с папами ходить на рыбалку? (Ответы детей).
Физкультминутка «Рыбак-рыбачок».
Дети стоят в круг (они рыбки). Рыбак с «удочкой» (скакалкой) в руке стоит в середине круга и, произнося слова: «Рыбак, рыбачок, поймай рыбку на крючок!», проводит скакалкой по полу, под ногами играющих «рыбок», а те стараются подпрыгнуть, чтобы скакалка «Крючок» прошла под ногами и не задела «рыбку». Пойманная рыбка один раз стоит не играя.
Фет очень любил русскую природу – ведь вырос он в деревне, вместе с крестьянскими ребятишками бегал по лесу, ловил птиц, ездил верхом.
Почти половина стихотворений, написанных мценским поэтом,
посвящена русской природе – он глубоко чувствовал ее и очень любил.
Мы говорили с вами, что Афанасий Афанасьевич посвящал свои стихотворения…какому времени года?
Да, весне, осени. Но в душе поэта осталось местечко и красавице зиме (показать картину Грабаря «Голубая лазурь»).
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она…
Люблю игру денницы (утренняя заря)
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу с ветвей.
• Подумайте и скажите, что же это за «краса на ветвях», о которой писал Фет?
• Дети нарисуйте на своих деревьях «красу», о которой говорил в своем стихотворении А. А. Фет. (Дети дорисовывают иней на ветвях березы).
А как здорово он описывал в своих стихах жизнь крестьянских детей, их зимние развлечения:
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз…
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама, не откажешь,
А сама, наверно, скажешь
«Ну, скорей гулять!»
Поэт известен как автор интересных воспоминаний, рассказов. В своих воспоминаниях он тепло и подробно пишет о Мценске, о тех местах, где родился, куда любил приезжать, чтобы черпать свои наблюдения, легшие в такие напевные, полюбившиеся народу, прошедшие проверку временем стихи.
Послушайте, какие строчки в своем сочинении о А. А. Фете написала ученица Мценского района:
«Красавица Зуша неторопливо несет в нашем краю свои воды. Так и кажется: вот сюда, на этот берег, выходил великий поэт. И еще подумалось – не будь нашей природы, в общем-то, не очень затейливой, скорее строгой, как это и присуще срединной России, и, возможно, не было бы А. А. Фета. Того, которого знает весь мир».
В это неброское, но милое сердцу «деревенское захолустье» сегодня едут и едут люди. Из ближних и дальних областей страны, из-за рубежей Отчизны.
И в его имении, от которого не осталось уже и следа, до сих пор проводится ежегодный Фетовский праздник.
Подведение итога занятия
• О каком поэте Мценского края мы сегодня вели разговор?
• Что вам больше всего запомнилось из нашего занятия?
• Появилась ли у вас гордость за то, что наша Мценская сторона воспитала таких знаменитых на весь мир поэтов и писателей, как А. А. Фет, Е. А. Благинина, И. С. Тургенев?
• Есть ли у вас какие вопросы ко мне?