Ирина Сухарникова
Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальном окружением в подготовительной группе «Что такое музей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Дать детям представление о музее, как месте хранения исторических предметов.
Программное содержание:
1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о музее, как хранилище истории; знаний о истории создания музеев и их значении в жизни человека.
2. Закреплять у воспитанников основные понятия общих признаков предметов через классифицикацию.
3. Развивать любознательность и познавательные способности дошкольников;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальном окружением в подготовительной группе „Что такое музей?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
4. Воспитывать у детей интерес к родной истории, желание познавать культуру, обычаи и традициям своего народа, интерес и уважительное отношение к предметам старины; культуру поведения в музее.
Уточнение и активизация словаря: музей, коллекция, экскурсовод, экспонат.
Материал: фломастеры, бумажные кружочки, ноутбук, предметы старины и современные предметы.
Предварительная работа :
- посещение музея;
- беседы;
- целевые прогулки по городу;
- участие родителей в сборе старинных предметов для мини-музея "Светёлка" в детском саду;
- рассматривание открыток, иллюстрации о городе Саранске.
Ход занятия
Организационный момент: игра-приветствие «Наши умные головки»
Воспитатель: Ребята, на наш сайт пришло электронное видео письмо. Оно адресовано вам, детям группы №11. Мы с вами получали письма по почте, даже ходили туда на экскурсию, а вот такого необычного видео письма нам еще никто не присылал. Хотите его посмотреть?
Дети: Да. Хотим!
Воспитатель: Ребята, а от кого пришло письмо вы знаете?
Дети: Нет!
Воспитатель: А как можно об этом узнать?
Дети: Прочитать.
Воспитатель: Конечно, прочитать. Только вместо обратного адреса написаны стихотворения-загадки. Видимо, сложное название, раз загадок много, а может быть это загадки-подсказки? Мы постараемся их отгадать, чтобы узнать, кто же прислал нам такое необычное видео письмо. Готовы?
1. Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.
(С. Михалков)
2. Все экскурсии ведет
Человек —. (экскурсовод)
3. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Письмо прислал для Малышей,
Краеведческий. (музей)
Дети: Это музей.
Воспитатель: Молодцы!
Включаю видеозапись №1 (экскурсовод обращается к детям)
Воспитатель: Дети, какое интересное письмо мы с вами получили! Принимаем приглашение? Пойдем в музей?
Дети: Да!
Воспитатель: Я тоже очень хочу посетить это удивительное место, но нужно немножко подготовиться, знать, что это такое и есть ли в этом месте специальные правила поведения. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель: Слово «музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!
Ответы детей: Музей – это место где много красивых вещей. В музее много картин. В музее есть кости мамонта. В музее есть пушки и т. д.
Воспитатель: (обобщает ответы детей) :
Правильно! Молодцы! Музей - это место где можно совершать экскурсии на машине времени. Музей-это место, где храняться старинные предметы быта, экспонаты дающие представления о жавотном и растительном мире, того или иного края, событиях произошедших много лет назад, и т. д. Если заглянуть в историю, то мы узнаем что Музей – это греческое слово. Самый первый музей - место, где собирались важные памятные вещи, был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Вот что об этом думает экскурсовод (видеозапись №2 - рассказ о музее).
Воспитатель: А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили.
Ответы детей: Я ходила в музей с бабушкой, там мы смотрели выставку бабочек. Мне понравилась одна бабочка, но купить нельзя - это не магазин. В музеи только можно смотреть.
- А я ходил в музей с папой и мамой на выставку динозавров. Было очень страшно, но интересно. Они такие большие и двигаются.
- Я был с мамой в музее изобразительных искусств, на выставке картин и икон. Мне очень понравилась и т. д.
Воспитатель: Дорогие ребята, очень хорошо, что родители знакомят вас с историей, ходят вместе с вами в музеи. Сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. У меня в коробках лежат несколько предметов, у каждого из них своя история, открыть их тайну некоторых из них мы сможем только после посещения музея. А сейчас вам нужно разделиться на 2 команды (разбивка по столам) и определить какие из них живут в музее, а какие случайно попали к ним, попробуйте рассказать, что этот предмет использовали
(утюг, рожок, гребень, тряпичная кукла, самовар, гусиное перо, чернильница, современная кукла, деревянная ложка, трещотка, неваляшка, матрешка, овременная книга). Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете в каком музее живут эти предметы?
Дети: ответы детей (затрудняются точно определить вид)
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, присаживайтесь. Оказывается, существует очень много музеев, в одном хранят историю сказок, в другом, кукол, в Москве есть музей матршек, военной техники, … (по слайдам, краеведческий музей именно в нем живут предметы, которые вы рассматривали.
Воспитатель: на экране фото Мордовский республиканский объеденённый краеведческий музей им. И. Д. Воронина. Вы узнали эту фотографию?
Дети: ответы детей.
Физминутка "Край любимый мой родной"
Край любимый мой родной,
Я люблю тебя душой,
Чтобы многое узнать,
Помузеям похожу,
На старинные предметы погляжу.
И о том, как жили люди в старину
Своим друзьям я расскажу.
Пусть они растут большими,Берегут свой край родной,
В, что есть у нас-
Потомкам, они тоже сберегут.
Воспитатель: В нашем городе Саранске 11 музеев, но вот некоторые из них: Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Музей военного и трудового подвига 1941-1945 г. г, Музей мордовской народной культуры, и конечно краеведческий музей.
Посмотрите некоторые комнаты - залы, которые есть в этом музее. слайды залов краеведческого музея
Воспитатель: Дети, как надо себя вести в музее? Почему?
· Не брать с собой животных
· Не приносить еду
· Не шуметь
· Не бегать
· Нужно вещи, крупные сумки, зонты оставлять в раздевалке
· Нужно надеть специальные тапочки, если такие есть в музее
· Не разговаривать громко, не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии.
· Можно брать в руки отдельные предметы с разрешения экскурсовода.
· Стараться рассмотреть даже мелкие детали.
· Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать об увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.
Дети: ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно! Предлагаю вам нарисовать запрещающие знаки, которые необходимо разместить в нашем мини-музее, может быть у вас появятся совершенно новые знаки. Подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите фломастеры и 2 кружочка.
Дети рисуют запрещающие знаки
Воспитатель: Я вижу вы хорошо справились с этим заданием (рассказывают, что они изобразили, почему необходим именно такой знак). Передавайте свои работы (знаки размещаются на доске).
Воспитатель: Дети, кто же может пойти вместе с нами в музей?
Дети: мама, папа, бабушка, крестная, воспитатель…
Воспитатель: Конечно! Наша экскурсия обязательно состоится, мы пойдем туда вместе с родителями в ближайшую субботу.
Дети: Ура!
Воспитатель: Думаю, что на занятии вы много узнали. Ребята, что вы сегодня узнали на занятии?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Теперь я вижу, вы готовы пойти на экскурсию, помогите мне завершить стихотворение:
Мы пришли в музей и вот
Встретил нас ЭКСКУРСОВОД.
Он здесь – главный - помни это
и прислушайся к совету:
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай.
Вопросы задавай не сразу,
а дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
а смотри на некоторые глазами.
Постарайся побольше узнать,
чтоб другим про музей рассказать.
Воспитатель: Молодцы! Здорово у нас получилось! До субботы у нас еще есть время, чтобы хорошо подготовиться к этому путешествию и конечно, нужно подготовить подарок для экскурсовода, который нам расскажет удивительные истории нашего города Саранска. Этим мы займемся на следующем занятии.
Всем спасибо!