Анджела Рахматулина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Знакомые насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, об их многообразии, разнообразии.
Задачи:
Образовательные: упражнять в различении и назывании насекомых по ярким признакам : окрас, способ передвижения, защитных свойствах, уточнить представления о пользе насекомых.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Знакомые насекомые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать умения детей рассказывать о насекомых, их особенностях, развивать мыслительные процессы, внимание, воображение, речь детей. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы,
Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание беречь и защищать насекомых.
Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых - бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза, дидактическая игра «Собери картинку», «Где чей дом?», «Кто что делает»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам отправится в небольшое путешествие на лесную полянку. Вы согласны? А знаете, кто на ней живет? Хотите узнать?
Дети: Да! Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Закрываем глазки. Раз- два- три! Глазки закрываются – чудеса начинаются! Раз –два – три! Смотри! Мы попали на чудесную полянку:
Ждут вас на веселой полянке птички, бабочки,
паучок на паутинке и кузнечик на травинке!
Воспитатель: Оказывается на этой полянке живут наши знакомые насекомые. А каких насекомых вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Я для вас приготовила загадки, слушайте внимательно и попробуйте их отгадать:
Загадки о насекомых.
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)
С ветки — на тропинку,
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка,
По травам и былинкам –
Перепрыгнет и тропинку.
(Кузнечик)
Возле елок из иголок
Летним днем построен дом.
3а травой не виден он,
А жильцов в нем — миллион.
(Муравейник)
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу,
Мед вожу.
(Пчела)
Летит, жужжит, шумит,
На землю садится,
А никто не боится.
(Жук)
Воспитатель: Отгадали все загадки, молодцы ребятки. А как вы думаете, чем отличаются насекомые друг от друга?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот посмотрите, ребята. У всех насекомых есть 6 ног, есть голова, брюшко, ушки, у некоторые есть крылья. У меня есть картинки с изображенными насекомыми, но только они все перепутались. Давайте эти картинки правильно соберем и увидим, что получилось.
Игра «Собери картинку»
Воспитатель: У всех насекомых есть свои способы защиты от врагов. Одни могут сильно кусать, другие жалить, третьи брызнуть ядом, а есть насекомые которые меняют свою окраску на более незаметную среди растений или наоборот устрашающуюся, чтобы напугать своего обидчика. Да и передвигаются они по – разному. Давайте с вами ненадолго превратимся в насекомых.
Проводится игра «Изобрази насекомое»
Дети делятся на две команды – одна изображает насекомое и его повадки, а другая отгадывает, какое насекомое показали. Затем команды меняются.
Воспитатель: У каждого насекомого есть свой дом – пчелы живут в ульях, муравьи в муравейниках, шмели в земле в норах, осы в осиных гнездах и т. д.
Игра «Определи где чей дом»
На столе лежат вперемешку картинки с изображением насекомых и их домиков. Дети должны подобрать картинки, соответствующие заданию: Муравей – муравейник;
Пчела – улей;
Оса – гнездо;
Жук – кора дерева;
Бабочка – растения и т. д
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что насекомые приносят большую пользу: от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств, также муравьи и божьи коровки уничтожают вредных насекомых, тлю; от пчел- воск и мед, который содержит множество полезных веществ, его любят взрослые и дети.
Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.
И наконец, насекомые являются кормом для птиц, а такие птицы как соловьи и ласточки не могли бы существовать, так как они питаются только летающими насекомыми, причем каждая из них за лето ловит до миллиона всяких мошек.
Воспитатель: А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру. Я буду читать вам слова, а вы подумайте, какие из них какому насекомому подходят
Игра «Подбери слово»
Подбор к слову насекомые : летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.
Воспитатель: Вы наверное устали, предлагаю вам передохнуть.
Физкультминутка «Насекомые над лугом»
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. - ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, - остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Воспитатель: У каждого насекомого есть свой способ передвижения.
Куда бы вы ни пошли — в сад, на луг, в лес-повсюду вы встретите насекомых : в траве ползёт жучок. Над цветами порхают пчёлы и бабочки, прыгают в высокой траве кузнечики, шелестят крыльями стрекозы. Подойдёшь к речке — и там насекомые : носятся стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая лапками как вёслами, охотятся жуки-плавунцы.
Воспитатель: У меня есть волшебные цветы, на них нарисованы для вас задания. На желтый цветок надо положить картинки с изображением насекомых, которые летают, на красный, которые прыгают, а на зеленый – которые ползают.
Проводится игра «Кто что делает».
Воспитатель: Посмотрите на наши цветы бабочки прилетели, приполз большой майский жук, а вот сороконожки нет. Где же она так задержалась? Давайте узнаем.
Пальчиковая гимнастика «Сороконожка»
Как – то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жуки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола:
Опоздала я немножко,
Еле- еле доползла.
Ведь какое невезенье –
Как же мне не опоздать!
Там у входа объявление:
«Просьба ноги вытирать!»
Воспитатель: Насекомые, как и все живое вокруг, очень любят, когда тепло и светит солнышко. Ведь когда тепло и светло, все вокруг оживает, расцветает. Без солнышка всем пришлось бы очень трудно.
Давайте и мы с вами на нашей полянке погреемся на солнышке.
Релаксация «Солнышко»
Дети садятся на пол, откинув голову назад «Хорошо греться на солнышке. Ласковые лучи гладят нашу кожу, стараются заглянуть нам в глаза, но мы их закроем, спрячемся от солнца. Нам тепло и уютно, мышцы расслаблены и не хочется ни о чем думать».
А теперь открываем глаза. Наше путешествие на лесную полянку закончилось. Вы побывали в гостях у насекомых и много узнали об их жизни. Я думаю, что вы теперь будете беречь и защищать насекомых.