Александра Вайтиева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему :
«Вулканы»
Выполнила: воспитатель МАДОУ ДС №6 «Василек» г. Янаул, Вайтиева А. В.
Цель:познакомить детей с природным явлением –вулканом, строением, видами, причинами извержения; рассказать о пользе вулканов; дать представления о профессии ученого - вулканолога.
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Образовательные:
-дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан, о его роли в природе;
-познакомить с профессией ученого – вулканолога;
-познакомить с видами вулканов, причинами извержения;
-уточнить и активизировать словарь детей по теме «Вулканы»;
- способствовать развитию связной речи;
-закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;
-развивать у детей познавательный интерес к деятельности;
-способствовать развитию творческого воображения;
-развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
-воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;
-воспитывать умение работать в команде.
Материалы к НОД: ИКТ, макеты вулканов (большой и маленькие, карточки – схемы, халат, фартуки с нарукавниками, защитные очки на каждого ребенка, сосуды с содой, уксусом, краской, влажные салфетки.
Планируемый результат: дети используют в речи слова, обозначающие части вулкана; владеют диалогической речью; знают и соблюдают правила безопасности при проведении опыта; имеют представление о таком явлении неживой природы, как вулкан ; расширяют свои представления о видах вулканов и о профессии ученого – вулканолога.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут Александра Вячеславовна. Надеюсь, что мы с вами хорошо проведем время вместе и узнаем много интересного. Вы знаете, когда я думала, о чем же таком интересном мне вам рассказать, я случайно наткнулась на одну интересную книжку, в которой прочитала очень интересную легенду. Сейчас я вам ее расскажу, а вы послушайте внимательно, а потом скажете мне, о чем же мы будем беседовать. Усаживайтесь поудобнейи слушайте внимательно.
Легенда:
«Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».
Воспитатель: Догадались, о чем мы будем беседовать?
Дети: О вулканах.
Воспитатель: Все верно! А вы знаете ребята, в нашей стране, в России, тоже есть вулканы. Давайте посмотрим на карту и скажем, где же чаще всего встречаются вулканы.
СЛАЙД с изображением карты России, на которой отмечены вулканы.
Воспитатель: Обратите внимание, вулканы обозначены красными кругами и больше всего их на Камчатке. А вы бы хотели увидеть вулкан?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам отправиться в путешествие на Камчатку, но так как она находиться очень далеко от нас и на поезде до нее очень долго ехать, я предлагаю отправиться туда на вертолете (Воспитатель предлагает детям «сесть в вертолет», построенный из детских стульев. Звучит музыка, воспитатель включает мультимедийную презентацию и предлагает детям взлететь).
СЛАЙД с изображением взлетающего вертолета.
СЛАЙД с изображением города с высоты летящего вертолета.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, над чем мы пролетаем?
Дети: над городом
Воспитатель: Как выглядит город с высоты?
Дети: С высоты все кажется маленьким: и дома, и луга, и люди!
СЛАЙД с изображением леса с высоты летящего вертолета.
Воспитатель: А сейчас мы над чем пролетаем?
Дети: Это лес!
Воспитатель: Совершенно верно! Посмотрите, как с высоты кажутся маленькими даже самые высокие деревья!
СЛАЙД с изображением моря с высоты летящего вертолета.
Воспитатель: А это что?
Дети: Это море!
Воспитатель: Как красиво море с высоты! Вам нравится?
Дети: Да!
СЛАЙД с изображением гор с высоты летящего самолета.
Воспитатель:А что же это, ребята?
Дети: Это горы.
Воспитатель: Вот мы и прилетели, наш вертолет идет на посадку.
Музыка стихает. Дети встают со стульев.
Воспитатель: Вот мы и прилетели на Камчатку. Ой, ребята, посмотрите, какая большая гора (макетизвергающегося вулкана). Но это не простая гора. Посмотрите, что это?
Дети: Эта вулкан.
Воспитатель: Да, ребята, это вулкан. Посмотрите, как он извергается. Это действующий вулкан. Действующий – это тот, который извергает лаву. Давайте отойдем от него, ведь находиться рядом с действующим вулканом очень опасно (дети отходят от вулкана и подходят ближе к проектору.)
Воспитатель: Существуют также и другие виды вулканов. Давайте мы с вами сядем на стулья и посмотрим на экран.
СЛАЙДЫ с изображением действующего, спящего и потухшего вулкана.
Действующий - это тот который извергает лаву.
Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву.
Потухший - который тысячу лет не извергает лаву.
Воспитатель: А вы бы хотели узнать, почему вулканы просыпаются и что находиться внутри вулкана?
Дети: Да, хотим.
СЛАЙД с изображением внутреннего строения вулкана.
Воспитатель: Верхушка вулкана называется кратер. Давайте повторим это слово (дети закрепляют слово). А глубокая яма называется жерло. Жерло – это дыра, уходящая глубоко в землю. Давайте повторим слово «жерло» (дети закрепляют слово). Из земли поднимается лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Давайте повторим слово (дети закрепляют слово). Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда лава вытекает и остывает, получаются новые камни. Лава - это очень опасно для всего живого на земле. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что она очень горячая
СЛАЙД с изображением лавы.
Воспитатель: Раскаленная лава уничтожает всё живое на своём пути. Жить рядом с действующим вулканом очень опасно. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Однако от вулканов есть и польза. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ, пепел является хорошим удобрением для растений. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. Давайте повторим это слово (дети закрепляют слово).
СЛАЙД с изображением вулканологов
Воспитатель: С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется. А вы хотите стать вулканологами, и узнать как работает вулкан?
Дети: Да
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в лабораторию, но перед тем как мы с вами отправимся в лабораторию, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Ветер веет над горами,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над нами носит.
Наклоняются травинки —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
(Дети присаживаются на корточки.)
Повторяется 2 раза.
Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию (дети подходят к магнитной доске с карточками). Во всех лабораториях есть правила. О каком правиле говорит эта карточка? А эта? (показ карточек с правилами)
1. Одеть специальную одежду (фартуки и нарукавники) (дети одевают фартуки и нарукавники)
2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно
3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.
Воспитатель:А теперь давайте пройдем к столу. Ребята, посмотрите внимательно, у меня на столе макет вулкана. Как вы думаете, это спящий или действующий вулкан?
Дети: «спящий».
Воспитатель: Верно, это спящий вулкан и сейчас я попробую «запустить» его. Сейчас я вам покажу, как работает вулкан. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в кратер вулкана одну чайную ложку соды (баночка №1, немного красной краски (баночка №2). А теперь внимание! Следующая жидкость обозначена особым знаком. Это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Присаживайтесь за столы. У вас на столах стоят готовые макеты вулканов и баночки с содой и краской. Приготовьте смесь, а уксус я вам сама положу.
Дети садятся за столы и сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.
Воспитатель: Молодцы, у вас получилось запустить вулкан? Что интересного вы узнали сегодня, что вам больше всего запомнилось? Как называется яма, расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана? Есть ли польза от вулканов, какая?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы просто молодцы, из вас получились прекрасные вулканологи. Но сейчас нам пора возвращаться в детский сад, прошу занять свои места в вертолете.
Дети садятся на стулья и летят в группу (СЛАЙД с изображением вертолета).
Вот мы и в детском саду. Большое спасибо вам за работу, мне было с вами интересно работать. До скорых встреч.