Людмила Гордеева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие эколят по Керженскому заповеднику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представление о заповедных местах родного края.
Задачи:
-Расширять представления детей о разнообразии природного мира, о редких растениях и животных, обитателях Государственного природного биосферного заповедника «Керженский».
-Развивать творческую инициативу, обогащать словарный запас.
-Воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в ее охране и защите.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие эколят по Керженскому заповеднику“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
-просмотр презентации «Керженский заповедник»;
-беседа на экологическую тему «Красная книга России»;
-заучивание стихов о природе;
-составление рассказов о животных;
-создание условных обозначений «Правила поведения в природе»;
Материал и оборудование: презентация «Керженский заповедник», эмблема Керженского заповедника, знаки-символы «Правила поведения в лесу», плакаты и рисунки с изображением обитателей заповедника, выставка буклетов и журналов Керженского заповедника.
Ход занятия:
Умница: Здравствуйте, мои дорогие ребята, ребята-эколята! Я очень рад новой встрече с вами! Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в заповедник. А кто-нибудь знает, что же такое заповедник?
Дети: Заповедник- это место, где природа охраняется человеком.
Умница: Заповедник — это островки спасения природы от человека. Это место, где специальные люди – лесники, экологи, охраняют травы, цветы, насекомых, животных, птиц, рыб, деревья. В заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу, рвать цветы, собирать ягоды, грибы. В заповедник люди ходят на экскурсии, любуются красотой природы. Совсем недалеко от нашего города находится Государственный природный биосферный заповедник «Керженский».
Дерево,трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни!
- А до заповедника мы доедем на автобусе. Занимайте места. (дети рассаживаются на стульчики друг за другом).
А, чтобы было веселей споем песенку.
Дети: Мы едем, едем, едем в заповедные места. Хорошие соседи, весёлые друзья.
Умница: Вот мы и приехали в Керженский заповедный лес. Но вначале вспомним, как себя вести в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу, используя природоохранные знаки.
Умница: А теперь идём по тропинке в лес!
Физкультминутка «Путешествие в лес»
Мы заходим с вами в лес. (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)
Впереди из-за куста, смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим, на носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели, и тихонечко все сели.
(Дети занимают места перед экраном с изображение леса)
Тихоня: Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою?
Что нам шепчешь на заре?
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи.
Ты же видишь -мы свои.
- Посмотрите, какой красивый лес. Да, ребята, мы находимся в Керженском заповедном лесу. В этом лесу живёт много животных и растёт много растений.
(Просмотр презентации о заповеднике)
Тихоня: На эмблеме Керженского заповедника изображена фигура животного. Какого, вы узнаете, правильно сложив картинку.
(Проводится игра «Сложи разрезную картинку»)
Дети: На эмблеме изображен олень!
Тихоня: Молодцы!На эмблеме заповедника изображён олень. В заповеднике занимаются разведением северных оленей. Их раньше было очень много, а теперь их количество уменьшилось из-за действий человека. Зеленый цвет обозначает леса, а голубой водоёмы.
Умница:А сейчас загадки о животных Керженского заповедника.
1. Поглядите, поглядите,
Хорошенько рассмотрите!
У него рога, как ветки,
Не поймешь где лоб, где нос,
Сильный он, скажите, детки,
Как зовут его, все? (Лось)
Лоси – огромные животные. Они питаются травой и листьями летом, а зимой довольствуются веточками, корой и хвоей. Еще их подкармливают работники заповедника.
2. У него клыки торчком,
Землю роет пятачком,
Грязевых любитель ванн,
Он - неряшливый. (Кабан)
Кабан- это дикая свинья. У этих животных мощное тело, которое покрыто жёсткой и густой щетиной, а также есть клыки. Как и домашние свиньи, кабан любит «грязевые ванны». Ему доставляет удовольствие купаться в ямах, наполненных водой и грязью. Таким образом, он спасается от жары и множества насекомых, которые селятся в его густой щетине.
3. Под водой не намокает
Мех у зверя тихого.
Дышит - хобот поднимает
Над водою… (Выхухоль).
Выхухоль – небольшой зверёк. Ушки у зверька маленькие, мех плотный, красивый, тёплый. Шкурка зверька смазана жиром, и почти не намокает. Это очень актуально для животного, который «любит» воду. Выхухоль чувствует себя в воде, почти как рыба. Выхухоль любит полакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами, головастиками, а также употребляет в пищу камыш, тростник, кувшинки.
4. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт,
Знайте, что из речки вход. (Бобры)
Бобры- хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя липким илом, который берут со дна водоём. Вход в такую хижину под водой, чтобы враги не могли подобраться. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Бобры - симпатичные звери. Они дружно трудятся, уютно отдыхают на берегу и тихо о чём-то переговариваются.
5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
Олени пасутся семьями: мать и детеныш. Они неразлучны целый год, с весны до весны. Олениха подкармливает оленёнка молоком всю зиму, до новой травки. А весной они расстаются.
Умница: А сейчас викторина «Знатоки природы».
-На берегу какой реки расположен заповедник?
-Что изображено на эмблеме Керженского заповедника?
-Какие хвойные деревья растут в заповеднике?
-Какие лиственные деревья растут в заповеднике?
-Каких животных можно встретить в заповеднике?
-Каких птиц можно встретить в заповеднике?
Умница:Молодцы, ребятишки! Я надеюсь, вам интересно было со мной путешествовать! Но пришла пора возвращаться в детский сад. Идём обратно по тропинке к нашему автобусу.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали. (идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра,
Возвращаться нам пора. (ходьба на месте)
(Дети занимают места в автобусе)
Дети: Мы едем, едем, едем в домашние места.
Хорошие соседи,весёлые друзья.
Умница: Вот мы и возвратились домой, в наш детский сад.
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
- Для чего люди создают заповедники? (ответы детей).
Тихоня: Спасибо вам, ребята, за внимание. Надеюсь, что путешествие не прошло для вас даром, что вы многое усвоили и не будете засорять берега водоёмов и леса, будете беречь нашу прекрасную природу.